Коучинг-сессия для педагогов "Диалогическое обучение.Типы бесед"
методическая разработка на тему

Березовикова Ира Даминовна

Тема еоучинга "Диалогическое обучение.Типы бесед" она соответствует проблемной теме школы «Возможности современных образовательных технологий в становлении субъектной позиции педагога и учащегося». Коучинг-сессия предполагает участников: несертифицированных педагогов -предметников. Данный сценарий коучинга представляет собой поэтапную реализацию внедрения одного из семи модулей образовательной Программы -"Диалогическое обучение". Реализацию целей коучинга определяют ожидаемые результаты. Коучинг включает групповую и парную работу, физическую разминку и  рефлексию на каждом этапе работы. Включены приложения. Автор разработки - Березовикова И. Д. учитель истории высшего уровня квалификации первой категории КГУ "Меновновская средняя школа" акимата города Усть-Каменогорска.Окончила курсы по программе ПК ПК РК "Лидерство учителя в педагогическом сообществе" (2016г.).Коучинг - сессия по теме «Диалогическое обучение.Типы бесед»  -  мой дебют как лидера, что соответствует моей лидерской позиции,   направленой не только на индивидуальное развитие, но и на то,чтобы помочь коллегам реализовать новые идеи и инициировать принятие ими ответственности по выполнению руководящих ролей  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  внедрения изменений в практику коллег через коучинг - сессию

Тема:    «Диалогическое обучение. Типы бесед»   

Модуль:  Диалогическое обучение

Дата проведения: 26.10.2016г.

Цели:  показать преимущества диалогического обучения в процессе самостоятельной  познавательной деятельности учащихся на уроке и неурочной деятельности

            учителя будут информированы об основных стратегиях ведения беседы в «диалогическом преподавании»;

            учителя утвердятся в преимуществах для учеников обучения, построенного на основе бесед, осознают необходимость    осуществления контроля над ходом беседы;

            учителя будут вовлекать учеников в исследовательскую беседу как самую продуктивную в условиях работы малых групп, с  целью «мыслить совместно».

Ключевые идеи: диалог занимает центральное место на уроке, повышает компетентность учителя в нововведениях и  положительно отражается  на результативности ученика;

                             беседа - мощный инструмент, с помощью которого учитель может поддерживать и поощрять обучение учащегося.

Задачи: создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе;

               вызвать интерес к теме;

               выяснить, что учителя знают о диалогическом обучении;

               вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.

Материалы и оборудование:  ноутбуки, интерактивная доска, видеоролики «Разговор двух близнецов»,  «Ежик танцует»,  презентация «Диалогическое обучение. Типы бесед»,  иллюстрации,  раздаточный материал (листы А 4 цветные, маркеры, стикеры), рефлексивные дневники    

Методы и приемы, использованные в ходе занятия:  работа в группах,   работа в парах, беседа,  стратегия  «мозаика»,  «корзина идей», «сендвич похвалы», «фейерверк»,  прием экспресс-эссе

Целевая аудитория:  участники педагогического сообщества школы

Ожидаемые результаты:

              участники коучинг- сессии знают одни  из семи модулей Программы «Диалогическое обучение»;

               знают  три типа бесед (беседа-дебаты, кумулятивная, исследовательская), определенных исследованиями Мерсера  в «диалогическом преподавании»;

               умеют определять преимущества для учеников обучения, построенного на стратегиях ведения бесед, осознают необходимость осуществления контроля над ходом беседы;

              умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед,  вовлекают учеников в исследовательскую беседу в условиях работы малых групп, с  целью «мыслить совместно»;

              умеют  оценить  способность ученика осуществлять диалогическое общение в процессе  решения проблемы, составлять памятку по проведению исследовательской беседы, постер отличие видов бесед.

           

Ход коучинг - сессии:

Этапы

Время

Действия коуча и  участников

Оценивание

Ресурсы

Примечание

Последующая работа

Приветствие

1мин

Коуч- с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг-сессии Добрый день! Как провели выходной! Какое событие произвели на Вас впечатление?

Участники - высказывают мнение

Упражнение комплимент

Разминочное упражнение

3 мин

Коуч - расскажите о себе, используя  3 прилагательных

Участники- характеризуют себя тремя прилагательными, стоя в кругу  

«Сендвич похвалы»

Задание 1.

Стоят в кругу

Деление на группы

5 мин

Коуч- раздаёт части  иллюстраций «лето»,  «осень», «зима»

Устанавливает  правил работы в группах

Участники - выбирают фрагмент и образуют целый рисунок (мозаику) и создают группу

Похвала

(удачно ли Ваше деление)

Задание 2.

Стратегия мозаика «Дары осени» (3 группы по 5 человек)

Стадия вызова

Цель: подвести учителей к определению  темы коучинг-сессии

3мин

Коуч - демонстрирует видеоклип о споре двух младенцев,  акцентирует участников внимательно посмотреть и понять, что же происходит между ними

Как вы думаете, о чем будет наш коучинг?

Участники- обсуждают в группах

сюжет видеоклипа. Что происходит между детьми?

Определяют тему коучинга

Самооценивание

Видеоклип (о споре двух младенцев близнецов)

Задание 3.

Постановка цели и задач

(прогностическая рефлексия)

2 мин

Коуч - актуализурует цели  и задачи коучинга.

Способствует ли  диалогическое  обучение  развитию интеллектуальному развитию  ученика?

Участники- ….

Слайд 1.Тема, цели и задачи коучинга

Реализация целей с использованием стилей техник и навыков-

работа в группах

10 мин

Коуч Слайд с вопросами о модуле Программы (ДО):

1.Что вы знаете о «диалогическом обучении»?

2.Какой метод диалогического обучения является ведущим? (беседа)

3. Какие типы (виды) бесед вы знаете?

4.Какой вид беседы вы реализовали бы в условиях работы малых групп?

Участники – обсуждают  в группах,  записывают  «ключевые» слов на стикерах.  Все группы складывают стикеры в корзину (наклеивают),  не повторяют выше сказанное

Ассоциации написанные на стикерах и наклеенные на «Корзину идей»

Прием «Корзина идей»

(рисунок на постере)

Презентация «Диалогическое обучение. Типы бесед»

Рефлексия

2 мин

Коуч -все термины, характерны для ДО.Т.о., ДО – это обучение через «разговор», которое использует возможности беседы для стимулирования и развития учащихся, где главный инструмент речь.

Обратная связь

 Работа в группах

 

15мин

Участники – методом жеребьевки «вытягивают» тип беседы, который  будут инсценируют, с включением не более 5 вопросов:

1группа – беседа - дебаты,

2 группа - кумулятивная,

3группа – исследовательская

Одна презентует, другие определяют

Коуч - с помощью показа презентации  «Типы бесед»  знакомит с тремя типами бесед («дебаты», «кумулятивная», «исследовательская»), комментируя каждый слайд, с целью помочь участнику коучинга повысить уровень  информативности о диалогическом обучении (обратная связь)

Обратная связь

 

Задание 4.

Раздаточный материал

Инсценировка 3 типов бесед  

«Типы бесед по Мерсеру» (РдУ, 2015, с.212)

Рефлексия

2 мин

1.Как изменилось ваше понимание о ДО?

2. Какие положительные моменты вы увидели в ДО?

3. Какие приемы стратегий вам позволят глубже понять ДО?

4. Какие методы ДО вы сможете применить в своей работе?

Взаимооценивание

Прием «Сендвич похвалы»

Разминочное упражнение

2 мин

Музыкальная физ. минутка

Видеоролик «Ежик танцует»

Работа в группах

10 мин

Коуч- по утверждению Мерсера, «самым продуктивными дискуссиями, сточки зрения с точки зрения их содействия формирования коллективного понимания, как правило, являются те, которые основаны на высоком уровне исследовательской беседы (Руководство для учителя, 2015, с.212). Ваша задача составить ее алгоритм-памятку.

  - составляют  памятку по исследовательской беседе.

Презентация памяток

Взаимооценивание

работы групп

Задание 5.

Алгоритм-памятку «Исследовательская беседа»

Прием «Шесть шляп»

Работа в парах

5 мин

Участники– задают друг другу вопросы по теме, подбрасывая мяч, поймавший мяч - отвечает на вопрос

Взаимооценивание

Прием «Вопрос Рикошетом»

5. Оценка успешности

3мин

Коуч – напишите экспресс-эссе

Участники – экспресс-эссе

- Я принимаю…

-У меня возникли вопросы о…

-Я попробую применить на своем уроке….

- От работы на коучинге я получил (а) …..

- Пока затрудняюсь………

Стратегия

«Фейерверк»

 Раздаточный материал к коучинг - сессии по теме ««Диалогическое обучение. Типы бесед»

Деление на группы

                            Описание: F:\коучинг\осень.jpg                          Описание: F:\коучинг\зима дом.jpg

                1группа                                                            2 группа                                                                 3 группа

Типы бесед

         

Беседа- дебаты, в которой:

1) Существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению.

2)  Предпринимается небольшое число попыток к объединению ресурсов.

3)  Общение часто происходит по типу «Да, это так!» — «Нет, не так!».

 4) Атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.

Кумулятивная беседа, в которой:

1) Каждый принимает и соглашается с тем, что другие участники.

2) Беседа используется для обмена знаниями участники беседы терпимы по отношению к идеям* других.

3) Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.

Исследовательская беседа, в которой:

 1) Каждый предлагает корректную информацию.

 2) Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию.

 3) Участники задают друг другу вопросы.

4)  Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование является основой беседы.

 5) Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нем

Приложение 1

Чек – лист перед проведением коучинг - сессии по теме «Диалогическое обучение. Типы бесед»

Позиции

«Я понимаю»

«Сомневаюсь»

«Не понимаю»

Понимание

1

Я знаю, что такое коучинг

2

Я знаю, какова философия  коучинга

3

Я понимаю,  каковы ключевые этапы рефлексии коучинга

4

Я знаю, кто такой эффективный коуч

Применение

1

Я смогу организовать коучинг таким образом, чтобы тема соответствовала требованиям подопечных

2

Я смогу сформулировать СМАРТ цели и ожидаемые результаты коучинг - сессии

3

Я смогу установить логическую взаимосвязь между двумя коучинг- сессиями

4

Я смогу представить эффективную логическую связь

Рефлексия

1

Я смогу оценить достигли подопечные ожидаемых результатов коучинга

2

Я смогу оценить сильные стороны проведенного коучинга

3

Я смогу определить,  над чем следует работать в ходе реализации коучинга

4

Я смогу построить планы относительно дальнейшего хода реализации коучинга

5

Я смогу оценить себя,  как коуча

Приложение 2

Лист оценивания коучинг -  сессии по теме «Диалогическое обучение. Типы бесед»

Вопрос

Оценка участника коучинга (самоценивание)

Комментарии

«Да»

«Нет»

1

Были ли Вам понятны цели процесса коучинга?

Если «да», комментарии

2

Признаете ли Вы данные цели соответствующие Вашим потребностям?

Если «да», комментарии

3

Были ли Вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и учении?

Если «да», то каковы они?

4

Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения коучинг сессии?

Если «да», то почему?

5

Изучили ли Вы что – то новое в период проведения коучинг сессии?

Если «да», то что именно?

6

Утвердилась ли Ваша уверенность при использовании новых подходов?

Если «да», то каким образом?

7

Вдохновило ли Вас проведение коучинг сессии на внесение изменений в собственную практику преподавания и учения?

Если «да», то какие именно изменения?

 

Приложение 3

Рубрика  коучинга - сессии по теме «Диалогическое обучение. Типы бесед»

Вопрос

Оценка участника коучинга (самооценивание)

Оценка

коуча

«Да»

«Нет»

«Частично»

«Да»

«Нет»

«Частично»

1

Знает исследователей «Диалогического обучения»

2

Знает понятия ««диалогическое обучение», «исследование», «диалог»

3

Определяет типы бесед по постановке вопроса

4

Понимает какой  вид беседы реализуется  в  условиях работы малых групп

5

Называет приемы стратегий, позволяющие глубже понять диалогическое обучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг - сессия КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕНОСТЬ»

Цели:1) Формирование у детей умений постоянно вести себя в рамках законности;2) Донести до учащихся, что злонамеренный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям;3)Виды...

Коучинг-сессия. Тема: "Эффективность использования ИКТ в обучении школьников"

Материалы и оборудование: маркеры,  карточки с рисунками компьютера, смартфона и ноутбука, презентация, плакаты, «ладошки», стикеры, фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер.Разработал и про...

КОУЧИНГ-СЕССИИ по оцениванию

Разработки  коучинг-сессий на темы: «Оценивание для обучения и оценивание обучения»,  «Повышение внутренней мотивации учащихся через использование оценивания для обучения»,...

Разработка коучинг-сессии

          Разработка коучинг-сессии на тему «Роль ИКТ в повышении активности работы  сетевого сообщества»...

Коучинг-сессия : «Звезды не гаснут».

.Задачи: Обучающая: дать расширенную характеристику жизни и деятельности Алихана Бокейханова. Привести учащихся к пониманию значимости А.Бокейханова, как ученого, гражданина, борца за свободу казахско...

Коучинг – сессия «Оценка достижений планируемых результатов учащихся. Формирующее оценивание»

Коучинг-сессия является одной из форм активных лекций. Была проведена в рамках региональной стажировочной сессии. Цель: Создать условия для изучения теоретического материала по  формирующему оцен...