Проект "В будущее через духовность"
проект на тему

Еремина Елена Геннадьевна

    Модель конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленная на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.

«Школа будет территорией, где не только дают знания,

но и воспитывают нравственного человека»...

О. Ю. Васильева

                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2017.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

               МКОУ С(К)ШИ № 116

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

              города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа-интернат»

Калининский район

Телефоны: 271-35-55 (директор; факс), 271-35-22 (зам. директора по УВР), 271-35-53

Электронный адрес: internat-116@mail.ru

Номинация

«Социализация и развитие личности школьника»

Образовательный проект

 

«В БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ДУХОВНОСТЬ»

(Модель конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленная на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей)

«Школа будет территорией, где не только дают знания,

но и воспитывают нравственного человека»

О. Ю. Васильева

                                                           

Автор проекта:

Еремина Елена Геннадьевна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Новосибирск 2017

Краткая аннотация проекта

«…Для меня самый важный приоритет — это воспитание человека — маленького, потом взрослого, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших…»

О. Ю. Васильева,

(Министр образования и науки Российской Федерации)

     Две важнейшие школьные задачи, которые Министерство образования будет решать в ближайшие годы - особое внимание к гуманитарным предметам и воспитание нравственного человека.

Что такое нравственность?

     «Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).

     Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален. Проблема в том, что в настоящее время материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

     Решить эту проблему призваны новые образовательные стандарты.

     Согласно требованиям Стандарта, в структуре основной образовательной программы предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

     В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей.

     Согласно Стандарту, концепции должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: как учебную, так и внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

     В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. 

     Содержание воспитательного идеала определяет Закон "Об образовании", в  котором  сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: 

  • самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
  • укрепление и совершенствование правового государства; 
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; 
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; 
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру; 
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества; 
  • формирование духовно-нравственной личности; 
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 

     Целью данного проекта является создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.

     Необходимость данного проекта вызвана падением уровня нравственности, духовной культуры, разрушением семейных и общественных устоев, снижением уровня общей культуры. Проект необходим учителям, учащимся, их родителям, так как призван обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного воспитания. В результате реализации проекта педагоги получат практический опыт духовно-нравственного воспитания школьников, на основе которого смогут сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности.

     Реализация проекта планируется через педагогическое просвещение родителей; вовлечение детей в систему внеурочных занятий: университет педагогических знаний «Прикосновение к истокам», «Нравственные заповеди Д. С. Лихачева», эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…», презентация позитивного опыта семейного воспитания, тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!», конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов и др.

     Для учащихся в рамках предметной недели истории «Вечные истины. Христианство» пройдет  комплекс внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание: устный журнал «Христианство»; конкурс творческих работ (презентации, буклеты, коллажи, фотогалерея, тематические газеты, поделки и пр.), конкурс проектов; конкурс эрудитов «Из истории христианства».

     В реализации проекта примут участие учителя 4-х классов, учителя-предметники 5-10 классов, учитель истории и обществознания, социальный педагог школы, воспитатели, школьный библиотекарь. Всего в проект будет вовлечено 12 педагогов, 78 учащихся 4-10 классов и их родители. Аналитическая группа из 3 человек: директор школы, заместители по учебной и воспитательной работе. Длительность проекта 1 год.

Информационная справка об образовательном учреждении

     Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 создана для детей с тяжелыми нарушениями речи; учащихся с ОВЗ.

     Уникальность нашего образовательного учреждения заключается в следующем: школа является единственным образовательным учреждением в городе и области, созданным специально для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, детей с ОВЗ, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей развития.

     Целью образовательного учреждения является создание образовательного и воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала обучающихся, становлению и развитию духовных потребностей, формированию полноценной речи каждого воспитанника, способного адаптироваться к условиям окружающей действительности.

     В центре образовательно-воспитательного процесса находится ребенок как субъект познания, поэтому отсюда вытекает одна из целей школы: гуманизация образования, включающая в себя создание образовательно-воспитательной системы, направленной на развитие и формирование нравственной  личности, способной к самоопределению, к самостоятельному, осознанному выбору своей стратегии поведения, способа существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

     Восприятие культурных ценностей невозможно без эмоционально-оценочного отношения, увлеченности, актуализированной потребности обучения, поэтому процесс обучения и воспитания может быть только личностно-ориентированным (индивидуализированным).

     Школа имеет контингент учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, поэтому личностно-ориентированная модель развития  - это фундамент деятельности педагогов школы, без которого не возможно достижение поставленных целей. Определяющим признаком личностно-ориентированной школы является развитие способностей личности к самосовершенствованию.

     Одной из основных задач школы является формирование духовно богатой, свободной личности школьника, ориентированной на общечеловеческие ценности с учетом культуры и традиций, потребностей современного общества.

     Для решения главных задач школой осуществляются такие виды деятельности, как подготовка и переподготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями времени, повышение квалификации, проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ООО ОВЗ, а также проведение конкурсов, соревнований среди педагогов, учащихся и родителей.

     Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 сотрудничает с НГПУ, кафедрой воспитания, кафедрой коррекционной педагогики и психологии, охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО (на базе школы проводятся семинары,  конференции, дни открытых дверей, школа является пилотной площадкой по реализации ФГОС НОО ОВЗ).

Постановка проблемы

     Россия сегодня переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности (в т. ч. детской) вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций призвано сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к культурным, православным традициям в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к культурным традициям своего народа.

     Особенность проекта в том, что он способствует развитию и сохранению духовного здоровья учащихся, их родителей, участников проекта, воздействует на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.      Проект знакомит учащихся с традициями русской культуры, с основами православной культуры.

     Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях педагогов и родителей.

«…У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим»

О. Ю. Васильева

Цель проекта:

     Создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.

           

Задачи:

  • провести предметную неделю «Вечные истины. Христианство»;
  • заседание университета педагогических знаний  для родителей «Прикосновение к истокам», «Нравственные заповеди Д. С. Лихачева»;
  • конкурс проектов по разработке факультативных курсов, внеклассных занятий «В будущее через духовность» для педагогов, с целью дальнейшего их внедрения в практику работы школы;
  • обучающий семинар для педагогов «Роль факультативов (кружков) в духовно-нравственном воспитании учащихся»;
  • эстафету семейных традиций «Что имеем и храним…»;
  • тематическую конференцию по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»;
  • презентацию позитивного опыта семейного воспитания;
  • издать серию печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»;
  • подготовить банк аудио-, видеокассет, медиатеки, мультимедийных презентаций;
  • укомплектовать библиотеку по духовно-нравственному воспитанию для всей семьи из цикла «В будущее через духовность». Разместить материалы проекта на школьном сайте.

Принципы реализации проекта

1. Принципы духовно-нравственного воспитания:

        - принцип духовно-нравственного воспитания (построение жизни на основе требований общечеловеческой морали, «Золотого правила нравственности»);

        - природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

        - культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами морали, и особенностями, присущими традициям русской культуры);

          - соответствие    действующему законодательству РФ;

  - гуманистическая направленность воспитания.

2. Принципы отбора содержания образования:

        - научность;

        - учет требований ФГОС, концепции духовно-нравственного воспитания;

        - многоуровневость (показ широкой картины мира с учетом возрастных   возможностей учащихся).

3. Принципы организации факультативных курсов и внеклассных мероприятий:

         - наглядность;

         - сознательность;

         - активность;

            - доступность;

            - научность;

            - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

            - систематичность и последовательность;

            - прочность усвоения знаний;

            - связь теории с практикой обучения и жизнью;

            - воспитание в процессе обучения;

            - личностно-ориентированный, вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

             Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Предполагаемые формы и методы работы с детьми: 

  • факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • проведение совместных праздников;
  • просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и информационных технологий, Интернет-источников;
  • экскурсии;
  • детская благотворительность («Рождественский подарок», «Пасхаленка» и пр.);
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • постановка сценок, мини спектаклей духовно - нравственного содержания;
  • творческие вечера и др.

Направления работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.
 Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, экскурсии).
3.
 Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (подготовка костюмов к спектаклю, изготовление подарков к праздникам и др.).

Основное внимание уделяется работе с семьей.

Предполагаемые формы и методы работы с родителями: 

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий (родительский университет) для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса, мастер-классы;
  • вечера вопросов и ответов, заседания родительского клуба;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием компьютерных технологий);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники.

     Данная модель воспитательно-образовательной среды позволит приобщить учащихся и их родителей к нравственным и духовным ценностям; ориентировать семьи на духовно-нравственное воспитание детей; воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию; сформировать у школьников толерантное сознание, чувство милосердия и сострадания к ближнему; воспитать уважение к нравственным нормам христианской морали; научить отличать добро от зла.

Этапы реализации проекта:

     Реализация проекта (апробация его как модели) рассчитана на 1 год и будет проходить в четыре этапа.

     Первый этап - организационный, предполагает планирование, разработку положений и подготовку проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к  традиционным культурным ценностям; организацию оргкомитета и аналитической группы, информирование о ходе проекта, разработку положения о  конкурсе проектов «В будущее через духовность» для педагогов.

     Второй этап – просветительский, предполагает проведение лекций (университет педагогических знаний «Прикосновение к истокам») для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов учителей, социального педагога, медиков.   

     Просвещение родителей предполагает издание и распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок аудио- и видеокассет, медиатеки, мультимедийных презентаций для всей семьи из одноименного цикла.        

         

     В рамках обозначенного плана работы осуществляется создание библиотечных и книжных выставок для учащихся и их родителей. Ознакомление их с литературой по данной тематике.

     Третий этап – практический (этап организации совместной деятельности). Проведение запланированных мероприятий: эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…», презентация позитивного опыта семейного воспитания, тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!», конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов, проведение предметной недели «Вечные истины. Христианство».

     Четвертый этап – заключительный. На этом этапе осуществляется оформление отчетной документации, результатов полученных в ходе проектной деятельности, подведение итогов конкурса проектов для педагогов, обобщение опыта. Размещение материалов проекта на сайте школы, персональных сайтах педегогов.

Вид деятельности

Ответственные

Форма, место проведения

Сроки

I этап – организационный:

  • планирование, разработка положений, подготовка проведения мероприятий;
  • организация оргкомитета (5 педагогов); определение графика работы, степени вовлеченности в проект;
  • организация аналитической группы (3человека) для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта.

Руководитель проекта.

Школа-интернат

№ 116.

01.09-30.09.

Информирование о проекте – подготовка и оформление материалов.

Руководитель проекта, члены оргкомитета.

Презентация проекта, школа-интернат №116.

01.10-31.10.

Разработка положения конкурса проектов для педагогов «В будущее через духовность».

Подготовка конференции по обмену опытом воспитания детей.

Подготовка предметной недели, эстафеты семейных традиций, заседания родительского клуба.

Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, творческая группа родителей.

Школа-интернат №116.

Заседания творческих групп.

01.11-31.11.

II этап – просветительский:

  • проведение лекций (университет педагогических знаний «Прикосновение к истокам»);
  • издание и распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»;
  • подготовка и комплектование подборок аудио- и видеокассет, медиатеки, мультимедийных презентаций для всей семьи из одноименного цикла;  
  •  создание библиотечных и книжных выставок для учащихся и их родителей. Ознакомление родителей с тематической выставкой.

Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, педагоги школы, социальный педагог, медработники, библиотекарь, воспитатели.

Школа-интернат.

Университет педагогических знаний.

Экскурсия в школьную библиотеку, презентация книжной выставки.

01.12-27.02.

III этап – практический:

  • тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»;
  • проведение предметной недели «Вечные истины. Христианство»;
  • эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…»;
  • заседание родительского клуба «Презентация позитивного опыта семейного воспитания»;
  • экскурсия в православных храм;
  • комплектование библиотеки по духовно-нравственному воспитанию.
  • конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов.
  • обучающий семинар для педагогов «Роль факультативов в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, педагоги школы, социальный педагог, медработники, библиотекарь, воспитатели, родительский актив, учащиеся школы.

Школа-интернат №116.

(Формы и методы перечислены выше).

01.03.-

29.05.

Оформление материалов практического этапа проекта.

Руководитель проекта, члены оргкомитета.

01.06-03.06.

IV этап – заключительный:

  • оформление отчетной документации, результатов полученных в ходе проектной деятельности;
  • подведение итогов конкурса проектов для педагогов;
  • подготовка методического пособия;
  • обобщение опыта. Размещение материалов на сайте школы.

Руководитель проекта, аналитическая группа, члены оргкомитета.

04.06-30.08.

План реализации проекта

Месяц

Дата / Мероприятие

Сентябрь

01 – 18 планирование, разработка положений, подготовка проведения мероприятий;

19 – 25 организация оргкомитета, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;

26 – 29 организация аналитической группы для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта.

Октябрь

01 – 06 информирование о проекте;

07 – 31 подготовка и оформление материалов.

Ноябрь

01 – 09 разработка положения конкурса проектов для педагогов «В будущее через духовность»;

10 – 30 подготовка конференции по обмену опытом воспитания детей;

10 – 30 подготовка предметной недели, эстафеты семейных традиций, заседания родительского клуба.

Декабрь

01 – 26 подготовка и комплектование подборок аудио- и видеоматериалов, медиатеки, мультимедийных презентаций для всей семьи из одноименного цикла;

08 – 23 проведение лекций «Университет педагогических знаний».

Январь

12 – 30 издание и распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»;

12 – 30 создание библиотечных и книжных выставок для учащихся и их родителей;

16 – 28 проведение лекций «Университет педагогических знаний».

Февраль

01 – 27 ознакомление родителей с тематической выставкой;

14 – 24 проведение лекций «Университет педагогических знаний»;

10 – 26 распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание».

Март

03 – 06 тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»;

14 – 22 эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…»;

12 – 15 экскурсия в православный храм.

Апрель

01 – 14 проведение предметной недели «Вечные истины. Христианство»;

15 – 30 конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов;

10 – 15 комплектование библиотеки по духовно-нравственному воспитанию.

Май

01 – 12 обучающий семинар для педагогов «Роль факультативов в духовно-нравственном воспитании учащихся»;

14 – 19 конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов;

10 – 26 заседание родительского клуба «Презентация позитивного опыта семейного воспитания».

Июнь

01 – 03 оформление материалов практического этапа проекта;

04 – 14 подведение итогов конкурса проектов для педагогов.

Август

14 – 19 оформление отчетной документации, результатов, полученных в ходе проектной деятельности;

20 – 30 подготовка методического пособия, обобщение опыта (августовский педсовет). Размещение материалов на сайте.

Ресурсы

  1. Информационно-методическое обеспечение:
  • Учебник «Основы православной культуры» А. В. Бородина.
  • Учебно-методическое пособие «Читая Лихачева». Новосибирск, 2006.
  • Домострой. Сильвестр.
  • Видеотека, аудиотека, медиатека с православной тематикой (документальные и художественные фильмы).
  • Комплект методических материалов по духовно-нравственному воспитанию (аудиоматериалы, конспекты занятий, методические рекомендации учителю). Издательство «Международная школьная программа». М., 1999.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
  • Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
  • Глинские чтения.  Духовно-нравственное   воспитание  в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
  • Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные  основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
  • «Д.С. Лихачёв: Служение  Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
  • Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
  • Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа  плюс До и После» -№1-2012.
  • Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
  • Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
  • Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
  • Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
  • Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
  • Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011.
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
  • Полезные ссылки:  

http://www.predanie.ru/mp3/ - архив православных аудио и видео материалов

http://pravoslavie.ru/

http://azbyka.ru/

http://www.predanie.ru/

  1. Кадровое обеспечение:
  • участники проекта (см. таблицу).

          3. Материально-техническое:

  • компьютер с возможностью выхода в Интернет, принтер, сканер, проектор, фотоаппарат, видеокамера;
  • доступ к информационным источникам.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся 4 – 10  классов школы-интерната № 116, их родители будут включены в новую коммуникативно-познавательную деятельность и получат необходимые знания для сохранения их духовно-нравственного здоровья и формирования мотивации  приобщения их к  традиционным культурным ценностям (усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;  создание оптимистической детской картины мира; готовности и потребности проявлять сострадание и сорадование; субъективное психо-эмоциональное благополучие; гармонизация отношений с собой и миром; моральная ответственность за свои дела и поступки; воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к трудовым обязанностям, законопослушание и т.п.).

Если наши воспитанники  усвоят вечные  ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла -  наша цель будет достигнута!

  1. Увеличение количества учащихся, посещающих внеучебные занятия, вовлеченных во внеклассную работу.
  2. Проведение конференции с участием 35 педагогов, специалистов школы и 60 родителей, по результатам которой планируется  размещение тезисов выступавших на сайте школы, издание буклетов с целью распространения опыта реализации проекта.
  3. Издание серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»; формирование банка аудио- и видеоматериалов, медиатеки, мультимедийных презентаций; комплектование библиотеки по духовно-нравственному воспитанию для всей семьи из цикла «В будущее через духовность».
  4. Отбор лучших работ педагогов школы (разработки факультативных курсов,  внеклассных занятий, программ и пр.) по итогам конкурса, внедрение их в практику работы.
  5. Оформление тематической выставки.
  6. Основным результатом реализации проекта будет обобщение и описание  «Модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей» и ее публичное представление педагогической общественности.
  7. Выпуск методического пособия по реализации проекта для педагогов специальных школ, общеобразовательных школ, для школ, реализующих ФГОС ООО ОВЗ.

Оценка результатов

     Оценка эффективности подразумевает:

  • оценку качества знаний и умений педагогов. Будет оцениваться на заседаниях школьных методических объединений, конференции, по результатам конкурса проектов.
  • оценку включенности детей во внеучебную деятельность, во внеклассную работу. Их активность, удовлетворенность - от участия во внеклассных мероприятиях, в предметной неделе будет отслеживаться через беседы с детьми (рефлексию), наблюдения за ними во время выступлений, через беседы с воспитателями.
  • оценку вовлеченности родителей. Мотивация сохранения духовно-нравственного здоровья детей и самих родителей будет отслеживаться через беседы (рефлексию).

     По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов и администрации по оценке эффективности проекта в целом.

     По итогам реализации проекта предполагается обобщение материалов посредством создания банка фото-, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, медиатеки, анализа анкет и отзывов; комплектование библиотеки по духовно- нравственному воспитанию; выступление педагогов на августовском педсовете с обобщением опыта работы, налаживания сетевого взаимодействия.

Практическая значимость результатов

     В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является возрождение духовности россиян. Национальные идеи терпимости, нравственности, духовности, благотворительности, трудолюбия, любви к Отечеству, сохранения семейных отношений всегда были основой быта и культуры россиян.

     Путешествие детей в мир духовности, нравственности в значительной мере способствует воспитанию чувства причастности к  культуре, традиционным ценностям русского народа.

     Привлечение учащихся к внеучебной деятельности, внеклассным занятиям, организация конструктивного, продуктивного взаимодействия детей, педагогов, родителей, расширение знаний о культуре, традициях русского народа – необходимые условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности кадет через духовно-нравственное воспитание

Работа образовательного учреждения по развитию ценностных ориентаций гражданственности и патриатизма у воспитанников способствует развитию нравственных качеств личности ребенка, поддержанию и укреплен...

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание

Школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

Будущее через народное приметы. 6 класс.

Знакомство с понятиями "Святки, Сочельник, Крещение, Святочные гадания"...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...

Формирование личностных УУД через духовно-нравственное воспитание

Формы и методы работы на уроке, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся...

Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.

Формирование дружеских отношений в коллективе   через духовно-нравственное воспитание....