Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс
план-конспект урока на тему

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Род и семья"28.92 КБ
Файл "Род и семья"870.59 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока по основам светской этики на тему «Род и семья»

                                                                                               Подготовила Кулакова А.П.

 

                                                 Москва, 2016

Тема урока:  «Род и семья».

Цель урока:  формирование представлений о семье как высшей нравственной ценности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о понятия семья, род, родословная;
  2. Закрепить знания о семейных традициях;

Развивающие:        

  1. Развитие интереса к истории возникновения семьи и рода;
  2. Формирование умения слушать одноклассников.
  3. Развитие связного высказывания, умения высказывать свое мнение. 
  4. Развивать умение работать в парах;
  5. Развивать навыки самоконтроля;
  6. Формировать и развивать умение переносить полученные знания в другую учебную ситуацию.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства гордости за свою семью и ее традиции, уважения к родителям.
  2. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям.

Основные понятия: семья, род, родословная, фамилия.

Оборудование:

Учебник

Презентация

Раздаточный и наглядный материал

Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть видео.

Просмотр видео «Семейный альбом» (2 мин)

Учитель: Какой заголовок можно дать этому видео?  (Примерные ответы детей: «Семья», «Семейный альбом»).

Учитель: Сформулируйте тему урока. (Формулируют тему урока).

Учитель: Сегодняшний урок мы посветим самому главному в жизни каждого человека – его семье.

Учитель: Как вы думаете, зачем человеку семья? Что семья дает человеку? (Ответы детей)

  1. Ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: Посмотрите на доску - перед вами пословицы. Прочитайте.  Попробуйте собрать их вместе с соседом по парте. Возьмите конверты. Приступите к работе. (Берут конверты. Составляют пословицы).

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. (По очереди читают пословицы).

Учитель: Соединяет на доске стрелочками части пословиц.

Учитель: Что объединяет эти пословицы? (Эти пословицы о семье).

Вся семья вместе…( так и душа на месте).

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

В семье разлад, так и дому … (не рад).

  1. Актуализация знаний:

Учитель: Что значит семья? Как вы понимаете? (Ответы детей).

Учитель: Послушайте стихотворение.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Учитель: Что такое семья?

Учитель: У вас на партах лежат цветки, что написано в центре? (Семья). На лепестках напишите членов своей семьи.

  1. Закрепление знаний.

Учитель: Давайте обобщим  все, что мы сказали о семье:

Семья – это особый союз людей, которые друг друга любят, и друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных, чтобы всем было хорошо и комфортно. А какие правила соблюдаются в вашей семье? (Примерные ответы детей: помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, не повышать голос, помогать по хозяйству).

Учитель: Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? (Слышать их, выполнять их поручения, просьбы)

Учитель: Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (У своих родителей)

Учитель: В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Но почему же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи, все равно подчиняться непросто. Что же нам мешает? У вас были такие случаи? (Упрямство, своеволие; рассказывают свои истории).

Учитель: Как же мы должны вести себя в семье, чтобы в ней был мир и согласие? (Слушаться старших, уступать, сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди, помогать друг другу и заботится о членах семьи, с уважением и  почтением относится к бабушкам и дедушкам, уделять им наше время).

Учитель: Посмотрите на слайд, скажите, почему там изображение старого ветвистого дерева? Как он относится к теме нашего урока? (В ходе беседы приблизить детей к понятию род).

Учитель: Что такое род? (Ответы детей).

Учитель: Давайте обратимся к учебнику, и обобщим, все, что вы сейчас сказали. Откройте с. 38. (Читают определение).

Учитель: С древних времен человек не может жить в одиночестве. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему, может преодолеть все проблему и невзгоды. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Вы согласны с этим? (Ответы детей).

Учитель: А что отличает людей друг от друга? (Фамилия)

Учитель: Верно, это фамилия, каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека передается из поколения в поколение. На стр. 38 прочитайте, как произошли фамилии. (Читают статью, рассказывают).

Учитель: может кто-то знает историю происхождения своей фамилии? (Ответы детей).

Учитель: Род состоит из поколений.  Как называются старшие поколения? А младшие? (На доске появляются слова «предки», «потомки».) 
Учитель: Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева? Назовите родственников, которых вы знаете.
 (Ответы и рассказы детей).

Учитель:  Были ли традиции у людей, которые жили родами?

Учитель:  А может быть, в традициях нет необходимости, и семья может жить и без них?

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Например, в моей семье есть традиция собирать и хранить семейные фотографии в альбомах, перед Новым годом куда-то съездить всей семьей.

   Давайте вспомним замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях. Посмотрите на слайд.

«Традиции русских семей»

  • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  • Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  • Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
  • Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: Какие традиции есть в ваших семьях? (Ответы детей)

  1. Рефлексия

Учитель: В каждой семье чем-то дорожат, что-то ценят. Выберете те понятия, которые можно отнести к семейным ценностям?

Выходят по цепочке и крепят карточки на доску.

верность традициям           забота        любовь   сквернословие        фамилия      общее увлечение     добрые дела     драка        общие предки     подарки           праздник      ссора   обида        сходство   взаимопонимание

Учитель: Что не вошло в перечень семейных ценностей? Почему? К чему это может привести? Проверьте по слайду. (Ответы детей)

Учитель: Давайте вернемся к вопросу, который я вам задавала в начале нашего урока: Что даёт человеку семья? (Воспитание, поддержку, понимание, помощь, обязанности).

Учитель: Главная задача рода и семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, научить помогать другим людям, уважать и почитать родителей, научить их своим примером, как нужно себя вести в семье, и относиться к старшим, ведь так, как мы относимся к своим родителям, так наши дети будут относиться к нам.

Так как однажды вы тоже создадите свои семьи, в которых продолжите добрые традиции вашей семьи, передадите их своим детям и внукам!

  1. Подведение итогов:

Учитель: Хотелось бы закончить наш урок притчей. Послушайте.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род и семья Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Лицея №1451 Кулакова Анна Павловна Москва, 2016

Слайд 3

Дома все вместе В гостях хорошо, а В семье разлад, так и дому и душа на месте. дома лучше. не рад.

Слайд 4

Семья – это… Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 5

я папа бабушка мама дедушеп сестра брат

Слайд 6

Помогать друг другу Жить в любви Уважать друг друга Слушаться старших Не ссориться Не повышать голос Помогать по хозяйству Уступать друг другу Правила семьи

Слайд 8

Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок - родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду Потомки - люди по отношению к своим предкам, произошедшие из одного рода.

Слайд 9

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники; Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах; Приглашать гостей и собирать застолье; Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких; Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д Традиции русских семей

Слайд 10

верность традициям забота любовь фамилия общее увлечение добрые дела общие предки подарки праздник сходство взаимопонимание сквернословие драка ссора обида Семейные ценности

Слайд 11

Воспитание Поддержку Понимание Помощь Обязанности Что дает человеку семья?

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка урока для коррекционной школы по теме :"Фермерское хозяйство"5 класс.

АннотацияДанный урок проводится в 5-м классе коррекционной школы VIII вида, по теме: «Фермерское хозяйство»Цели работы: Сформировать представление о фермерском хозяйстве, познакомить обучающихся с про...

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"...

Методическая разработка контрольной работы по геометрии по теме площадь для 8 класса

Методическая разработка контрольной работы по геометриипо теме площадь для 8 класса...