«Технологические подходы к преподаванию математики в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования»
статья на тему

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком. Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса». В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Требования, предъявляемые к современному уроку математики: - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; - урок должен быть проблемным и развивающим; учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - в центре внимания урока – дети; - учет уровня и возможности учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей; - планирование обратной связи; - урок должен быть добрым. Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах.Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами. Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учеников участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. В 5-6 классах уроки проводятся в рамках технологии проблемного диалога, технологии оценивания учебных успехов. Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов: 1 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): – Предъявляет ученикам (через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения. – Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. – Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). – Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений. – Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д. Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого. 2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока) – Какой у вас возникает вопрос (проблема)? - Что предстоит выяснить? Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). 3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме) – Что мы уже знаем по этой проблеме? – Что нужно узнать для решения проблемы? Используемприем «подводящийдиалог» Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока. Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий: - репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); - мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока. 4 этап.Поиск решения (открытие нового знания) Выполнение продуктивных заданий: Осмыслить задание. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). Мысленно сформулировать ответ. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…». Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др. 5 этап. Закрепление. Применение нового знания. – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Чьи версии подтвердились? - Как оцените свою работу? – Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы; Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др. 6 этап. Домашнее задание Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету; «Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др. 7 этап. Рефлексия Закончи предложение: - Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял … Для развития умения оценивать свою работу разработан алгоритм оценивания заданий. Алгоритм самооценки:(система вопросов, которые позволят оценить работу детей) В чём заключалось задание? Удалось получить результат? Полностью правильно или с ошибкой? Полностью самостоятельно или с помощью? По каким признакам мы различаем отметки? Какую сам выставляешь себе отметку? Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижение ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместные пути их решения. Правилаработы в группе В группе должен быть организатор обсуждения. Каждый может высказать свою версию решения. Один говорит, остальные слушают и пытаются понять. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Уделяется большое внимание самопроверке, обучению тому, как можно найти и исправить ошибку. Учитель за ошибки не наказывает, объясняет, что все учатся на ошибках. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяет цель урока, а затем включает их в открытие новых знаний. Необходимо научить детей искать пути достижения целей, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Нужно научить детей разным способом выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальностьприобретаюттеперьслова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает.Великий учитель вдохновляет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа

 Ровеньского района Белгородской области»

«Технологические подходы к преподаванию математики в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования»

Учитель математики

МБОУ «Пристеньская ООШ»

Шевелева Е. Г.

2016

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики.

          Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса».

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку математики:

    - хорошо организованный урок в хорошо  оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

   - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность  учащихся;

   - урок должен быть проблемным и развивающим; учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

     - вывод делают сами учащиеся;

     - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    - в центре внимания урока – дети;

    - учет уровня и возможности учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;

   - планирование обратной связи;

  - урок должен быть добрым.

        Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.

Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учеников участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

В 5-6 классах уроки проводятся в рамках технологии  проблемного диалога, технологии  оценивания учебных успехов.

Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:

1 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

– Предъявляет ученикам (через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.

– Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

– Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

– Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения  или при имеющемся уровне знаний и умений.

Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? 

Прием  «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.

Прием  «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.

2 этап. Формулирование проблемы  (постановка цели и задач урока)

– Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

- Что предстоит выяснить?

Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

3 этап. Актуализация знаний  (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

– Что нужно узнать для  решения проблемы?

Используем прием «подводящий диалог»

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);

-  мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).

Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

4 этап. Поиск решения (открытие нового знания)

Выполнение продуктивных заданий:

Осмыслить задание.

Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).

Мысленно сформулировать ответ.

Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».

Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.

5 этап. Закрепление. Применение нового знания.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 - Чьи версии подтвердились?

 - Как оцените свою работу?

– Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;

Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.

6 этап. Домашнее задание

Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;

«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.

7 этап. Рефлексия

Закончи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал …      - Сегодня на уроке я вспомнил …      - Сегодня на уроке я понял …

Для  развития умения оценивать свою работу разработан алгоритм оценивания заданий.

Алгоритм самооценки: (система вопросов, которые позволят оценить работу детей)

В чём заключалось задание?

Удалось получить результат?

Полностью правильно или с ошибкой?

Полностью самостоятельно или с помощью?

По каким признакам мы различаем отметки?

Какую сам выставляешь себе отметку?

Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижение ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместные пути их решения.

Правила работы в группе

В группе должен быть организатор обсуждения.

Каждый может высказать свою версию решения.

Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.

Каждая версия обсуждается в группе.

В группе согласуется общее решение.

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Уделяется большое внимание самопроверке, обучению тому, как можно найти и исправить ошибку. Учитель за ошибки не наказывает, объясняет, что все учатся на ошибках. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяет цель урока, а затем включает их в открытие новых знаний. Необходимо научить детей искать пути достижения целей, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Нужно научить детей разным способом выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры.

В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в средних учебных заведениях, отвечающих современным требованиям и способных решить комплек...

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС В 5 классе я работаю по учебнику: Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни ...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Программавнеурочной деятельности в рамках  реализации ФГОСосновного общего образования на 2015 - 2020 г...

Применение современных технологий в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Нам хотелось бы провести краткий обзор опыта реализации ФГОС ООО в нашей школе в рамках преподавания истории и обществознания. Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в 2015...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....