Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС

 В 5 классе я работаю по учебнику:

 Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб.для 5кл.Общеобразоват. учреждений/Под ред.Б.М.Неменского.-9-еизд.-М.:Просвещение,2011.-192с.:ил.

 Поурочные планы по изо 5,6,7класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель»2010г.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского .- 2-е изд.-М.: Просвещение,2010.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»-посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

При планировании уроков я исхожу  из общеобразовательного минимума, поэтому предлагаю задания на уроке, доступны для всех учащихся.

На уроках я ставлю цели:

Учебная

Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

Развивающая

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Мною используются следующие методы и приемы:

На усвоение знаний:

- простота и доступность изложения материала;- включение диалога «учитель –ученик»

На прочность знаний:

- применение наглядных пособий;

- применение ИКТ

На повышение интереса к предмету:

- использование нетрадиционных форм урока

- включение в ход урока музыкального сопровождения.

Эти методы я выбираю не случайно. Использование интерактивных средств обучения повышает интерес к предмету, повышает познавательную деятельность учащихся.

На  уроках я ставлю задачи:

- создание ситуаций взаимодействия,

- организация познавательной деятельности с различными источниками информации,

- оказание помощи в решении учебных проблем, 

- понимание школьниками ценностей и усвоение ценностных установок и смыслов.

Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебной задачи. Отличительная черта таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приёмы) учебной деятельности.

В задаче я подвожу детей на способ учебной деятельности, например:

- классифицируйте…..и укажите основание для классификации,

- сравните,

- обобщите объекты,

- продолжите ряд,

- определите лишний элемент,

- объясните причину выбора,

- установите соответствие,

- установите последовательность этапов.

Приведу примеры заданий.

Задание на устное моделирование сюжета будущего рисунка - приём «Сообщи о своём Я», когда обучающийся перед самостоятельной работой предварительно высказывает своё мнение о выполнении задания: «Я бы начал рисунок с…», «Для передачи настроения я бы использовал…» и т.д.

 Задание на сравнение изображений, например в 5 классе, при изучении характерных особенностей традиционных народных промыслов. На ряде уроков школьники знакомятся с гжельской росписью, жостовским письмом, хохломской росписью, сравнивают уже известные им образцы народных промыслов с предложенными на данном уроке, анализируют их цветовое решение, делают выводы. Такие задания можно подготовить на основе игры "домино". Учащиеся соотносят изображение с названием промысла и раскладывают карточки в любом направлении, располагая рядом соответствующие изображение и название. Свои действия обучающиеся сопровождают объяснениями.

Включаю в содержание занятий по изобразительному искусству проблемных вопросов, ситуаций, проблемного изложения, которые для своего решения требуют обобщения, сравнения, абстрагирования, анализа исходных данных способно повысить мотивацию. На занятиях изобразительным искусством для учащихся уже проблемной задачей является поиск выразительности образа, способов передачи собственного замысла, поиск оригинального композиционного решения, подбор адекватных замыслу средств художественной выразительности.

Включаю обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность. Это является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность.

Учебный предмет "Изобразительное искусствовносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Методический фонд- объекты, используемые в натуральных постановках для пояснения учебного материала

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС

 В 5 классе я работаю по учебнику:

 Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб.для 5кл.Общеобразоват. учреждений/Под ред.Б.М.Неменского.-9-еизд.-М.:Просвещение,2011.-192с.:ил.

 Поурочные планы по изо 5,6,7класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель»2010г.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского .- 2-е изд.-М.: Просвещение,2010.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»-посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

При планировании уроков я исхожу  из общеобразовательного минимума, поэтому предлагаю задания на уроке, доступны для всех учащихся.

На уроках я ставлю цели:

Учебная

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающая

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Мною используются следующие методы и приемы:

На усвоение знаний:

- простота и доступность изложения материала;- включение диалога «учитель –ученик»

На прочность знаний:

- применение наглядных пособий;

- применение ИКТ

На повышение интереса к предмету:

- использование нетрадиционных форм урока

- включение в ход урока музыкального сопровождения.

Эти методы я выбираю не случайно. Использование интерактивных средств обучения повышает интерес к предмету, повышает познавательную деятельность учащихся.

На  уроках я ставлю задачи:

- создание ситуаций взаимодействия,

- организация познавательной деятельности с различными источниками информации,

- оказание помощи в решении учебных проблем, 

- понимание школьниками ценностей и усвоение ценностных установок и смыслов.

Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебной задачи. Отличительная черта таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приёмы) учебной деятельности.

В задаче я подвожу детей на способ учебной деятельности, например:

- классифицируйте…..и укажите основание для классификации,

- сравните,

- обобщите объекты,

- продолжите ряд,

- определите лишний элемент,

- объясните причину выбора,

- установите соответствие,

- установите последовательность этапов.

Приведу примеры заданий.

Задание на устное моделирование сюжета будущего рисунка - приём «Сообщи о своём Я», когда обучающийся перед самостоятельной работой предварительно высказывает своё мнение о выполнении задания: «Я бы начал рисунок с…», «Для передачи настроения я бы использовал…» и т.д.

 Задание на сравнение изображений, например в 5 классе, при изучении характерных особенностей традиционных народных промыслов. На ряде уроков школьники знакомятся с гжельской росписью, жостовским письмом, хохломской росписью, сравнивают уже известные им образцы народных промыслов с предложенными на данном уроке, анализируют их цветовое решение, делают выводы. Такие задания можно подготовить на основе игры "домино". Учащиеся соотносят изображение с названием промысла и раскладывают карточки в любом направлении, располагая рядом соответствующие изображение и название. Свои действия обучающиеся сопровождают объяснениями.

Включаю в содержание занятий по изобразительному искусству проблемных вопросов, ситуаций, проблемного изложения, которые для своего решения требуют обобщения, сравнения, абстрагирования, анализа исходных данных способно повысить мотивацию. На занятиях изобразительным искусством для учащихся уже проблемной задачей является поиск выразительности образа, способов передачи собственного замысла, поиск оригинального композиционного решения, подбор адекватных замыслу средств художественной выразительности.

Включаю обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность. Это является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность.

Учебный предмет "Изобразительное искусствовносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Методический фонд- объекты, используемые в натуральных постановках для пояснения учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

«Технологические подходы к преподаванию математики в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования»

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Система математического образования в основной школе должна стать более дин...

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе как всжного средства духовного формирования личности школьника...

Особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС

В работе указаны особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС с опорой на Примерную основную образовательную программу среднего общего образования и Конц...