Главные вкладки

    Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
    проект на тему

    Лариса Свиридова

                Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

    Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

    В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

    –дети, оставшиеся без попечения родителей,

    –дети-инвалиды,

    –дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

    – дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

    – дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

    – дети-жертвы насилия,

    –дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

    – дети, проживающие в малоимущих семьях,

    – дети с отклонениями в поведении,

    –  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.

     Задачи:

    ·           оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;

    ·       организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;

    ·       вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;

    ·           выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);

    ·       привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);

    ·       создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;

    ·           организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon pedagogicheskiy_proekt_sotsialnaya_gostinaya.ppt2.14 МБ
    Файл kompleksnaya_psihologo.docx24.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».

    Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на благополучии семейных отношений, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях, что и создает трудные жизненные ситуации для детей.

    Слайд

    Среди причин, способствующих возникновению этой категории учащихся, можно отметить следующие:

    –отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

    –незнание их интересов и потребностей;

    –политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

    –усиление влияния псевдокультуры;

    –неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

    –отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

    –сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

    –«эпидемия» разводов;

    –потеря эмоциональных контактов с детьми.

    К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

    Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

    В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

    Слайд

    –дети, оставшиеся без попечения родителей,

    –дети-инвалиды,

    –дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

    – дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

    – дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

    – дети-жертвы насилия,

    –дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

    – дети, проживающие в малоимущих семьях,

    – дети с отклонениями в поведении,

    –  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.

    Слайд

    Цель услуги- создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.

     Задачи:

    • оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;
    • организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;
    • вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в получении социальной и психологической помощи в социальных службах;
    • выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты);
    • привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы);
    •   создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
    • организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;

    Слайд

    В ходе реализации услуги «Социальная гостиная» для учащихся создано:

    • Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, для  приготовления уроков и организации досуговой и игровой деятельности с комплектом мягкой мебели и комплектом для сенсорной комнаты(воздушно-пузырькове трубки, тактильная панель, генератор запахов с набором аромасел, музыкальный центр с набором дисков с музыкой для релаксации,  люстра Чижевского,  сухой бассейн с горкой);
    • Детям оказывается педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).
    • Психологическая помощь необходима при разрешении актуальных психологических проблем; отработке травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживании отношений со сверстниками и педагогами.
    • Социальная помощь включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

    Для эффективной работы социальной гостиной необходимо тесное сотрудничество всех специалистов (соцпедагога, психолога, воспитателей), а также взаимодействие специалистов с классными руководителями, педагогами, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни.

    Слайд

    Направления работы специалистов:

    Учащиеся

    Адаптация в школе

    Ликвидация пробелов в знаниях

    Повышение мотивации и самооценки

    Снижение агрессивности и тревожности

    Организация досуга

    Педагоги

    Налаживание тесного контакта и взаимодействия с педагогами по вопросам обучения детей

    Оказание консультативной помощи по результатам диагностики

    Педагогическая поддержка

    Помощь в разрешении конфликтов

    Родители

    Содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям

    Работа по профилактике жестокого обращения с детьми

    Психологическая помощь в разрешении конфликтов

    Налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

    Слайд

    Основные направления деятельности педагога- психолога по реализации программы «Социальная гостиная»

    Обучающиеся

    1.Диагностика семейных отношений.

    2.Диагностика интересов и склонностей учащихся

    3.Диагностика эмоциональных и личностных особенностей учащихся.

    4. Диагностика самооценки детей

    5. Разработка реабилитационных планов помощи семье и ребенку

    6. Составление индивидуальных

    программ для обеспечения успешного развития учащегося.

    7. Игры на сплочение коллектива

    8. Проведение коммуникативного тренинга.

    9.Развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

    10.Предупреждение и снижение тревожности и страхов у детей.

    11. Упражнения на повышение уверенности в себе.

    12.Индивидуальная работа, направленная на повышение самооценки детей.

    13.Индивидуальное консультирование

    14. Индивидуальная работа, направленная на развитие и коррекцию познавательных процессов учащихся.

    Педагоги

    Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания учащихся, посещающих Социальную  гостиную

    Родители

    1. Организация группы встреч с родителями:
    2. Беседы, организация родительского лектория:

     «Психологические средства достижения эмоционального благополучия детей и взрослых»

    «Психологическое благополучие ребенка в семье»

    « О средствах поощрения и наказания детей»

    1.   Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей.

    Слайд

    Психологическое сопровождение строится на основе программ:

    1. «Все цвета кроме черного»

    2. «Страна эмоций»

    3. «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии»

    4. «Психологическое сопровождение семьи»

    5. «Психологическая азбука для второклашек»

    Слайд

    Одной из форм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является вовлечение их в различные виды досуга, проведение тематических бесед, организация праздников, поздравления с днем рождения.

    Кроме интересного досуга, для ребят организована работа кружков и секций различной направленности, которые ребята с удовольствием посещают.

    • Гармония (занятия на тренажерах)
    • Музыкальная капель (на занятиях в музыкальной студии ребята не только поют, но и знакомятся с русской и зарубежной музыкой, что способствует развитию музыкального слуха, формированию музыкальной культуры детей).
    • Оригами (где ребятами своими руками создают необыкновенно красивые поделки из обычной бумаги)
    • Умелые руки
    • Правильные звуки (занятия с логопедом)
    • Все цвета, кроме черного (занятия с психологом)

    Слайд

    Оценка работы услуги Социальная гостиная

    Ученики  показали уровень удовлетворенности работой гостиной:

    высокий 80% ( нравится приходить, педагоги проявляют доброжелательное отношение, оказывают  психологическую поддержку, учитывают мои  индивидуальные особенности -настроение, самочувствие, оказывают мне эффективную помощь при подготовке домашних заданий,  появились новые друзья в Социальной гостиной)

    средний- 20 % (хотят большего разнообразия работы спортивных секций, спортивных тренажеров, настольных игр)

    Родители  показали уровень удовлетворенности работой гостиной:

    высокий 70% (Педагоги проявляют доброжелательное отношение к детям, оказывают эффективную помощь при подготовке домашних заданий, ребенок стал более уравновешен и уверен в себе, улучшились взаимоотношения  со сверстниками, поведение дома  и в школе.)

    средний-30 % ( высказывают пожелание    об организации дополнительных занятий по предметам, повышения мотивации обучения учащихся средних классов)

    Слайд

    Пути преодоления трудностей:

    1.Наладить конструктивный диалог с родителями, которые пренебрегают нуждами детей.

      2.Помочь педагогам преодолеть сложившийся стереотип «трудного» ученика.

    3.Психологическая поддержка учащихся, дальнейшая работа по преодолению трудностей (частые проблемы детей, посещающих   гостиную - расторможенность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, лживость, лень, повышенная конфликтность.)

               4.Включить в состав группы в следующем учебном году тех учащихся, реабилитационные планы которых выполнены не в полном объеме (осталась низкая учебная мотивация, сниженная самооценка, высокая тревожность и проблемные отношения с родителями, сверстниками или педагогами)

    Слайд

    Большой проблемой остается привлечение родителей для совместной работы с детьми: не всегда родители проявляют интерес и желание помочь своему собственному ребенку. Над решением этой проблемы работает педагогической коллектив сотрудников Соцгостиной.

    Вопросами социальной поддержки и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются специальные организации: органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и другие.

    Таким образом, организация индивидуальной профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует обновления ресурсов и системного подхода в координации усилий всех заинтересованных структур. Опыт работы услуги «Социальная гостиная» будет распространяться в своемсегменте и мы готовы обмениваться опытом с другими территориями области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

    Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

    Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

    Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

    Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

    В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

    "Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"

    Доклад был подготовлен для участия в международной  конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году....

    Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

    К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

    Система комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

    В помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация

    Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдае...