Эссе «Я – учитель».
статья на тему

Садченко Татьяна Дмитриевна

Каждая профессия особенна по своему. У учителей даже летоисчисление не такое, как у других людей: учительский год не календарный, а учебный. И новогодний праздник у нас свой – 1 сентября. Но, конечно, главное своеобразие педагогической профессии создают дети, дети от семи до семнадцати… и старше

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sadchenko_t.d.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель».

        Каждая профессия особенна по своему. У учителей даже летоисчисление не такое, как у других людей: учительский год не календарный, а учебный. И новогодний праздник у нас свой – 1 сентября. Но, конечно, главное своеобразие педагогической профессии создают дети, дети от семи до семнадцати… и старше.

        Много лет назад, накануне окончания Пятигорского государственного института иностранных языков, я услышала песню, которая тронула меня до глубины души и стала моим гимном:

        

Понимаешь, мама, я учитель!

        Видишь, я вхожу, бледнея, в класс,

        Это мне решили поручить их,

        Сорок душ и восемьдесят глаз.

        Учитель! Сколько надо любви и огня!

        Чтобы слушали, чтобы верили,

        Чтобы помнили люди меня!

        Бывают такие минуты, когда смотрю я на своих учеников, и на меня будто озарение находит: какие они уже большие! Когда успели вырасти? Такое чувство удивления я испытываю каждый раз, когда  на выпускном вечере мы им вручаем аттестаты о среднем образовании. В одной некогда популярной песне поется: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Выпускной вечер – это миг между прошлым и будущим, это 11 школьных лет, спрессованных в одно мгновение.

        Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя с другими профессиями. Это дает мне возможность углубляться в суть педагогической жизни. Я люблю сравнивать свою профессию с профессией врача. Тогда и сформулировала я тест для самовнушения: «Будь осторожна! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника!».

        У детских врачей есть непреложное правило: «Прежде чем подойти к ребенку, согрей руки!». У учителя, воспитателя обязательно должно быть свое правило. «Согрей свою душу, прежде чем прикоснуться к внутреннему миру ребенка». Эти слова я повторяю каждое утро, когда иду в школу, каждый раз, когда передо мной возникает сложная педагогическая ситуация.

        Удивительная это должность - сельский учитель! Есть ли на свете  другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающие значение, как в этой профессии? А какой запас знаний, умений, мастерства, нужно иметь сельскому учителю, ведь каждую минуту он должен быть готов ответить на самые неожиданные, совсем « не по предмету» вопросы ребят, дать совет, помочь делом взрослым односельчанам, родителям. Непросто  стать таким необходимым, нужным на селе человеком. Любовь, доверие односельчан приходят не сразу и приходят лишь к тем, кто по-настоящему любит людей, кто терпелив и добр, кто все свои душевные и физические силы отдает детям.

        Почему я решила стать учителем? В течении всей своей жизни я много раз задавала себе этот вопрос. По-моему, этому много причин. Прежде всего потому, что учитель может сделать из себя источник радостного перерождения для детишек, живущих рядом с ним. А мне всегда хотелось быть таким источником. Все то, что получила я от своих замечательных родителей, затем учителей, я всегда старалась передать своим любимым ученикам: озорным, непослушным, талантливым, добрым, внимательным, неповторимым. Эта всепоглощающая любовь к детям, к своему делу породила во мне великое чувство ответственности за каждого из моих учеников, за их детство, обучение, воспитание. Это чувство ответственности стало безграничным в моей жизни, потому что я учитель:

        Я подтянута, весела и здорова.

        Потому-то мне нельзя болеть.

        Ко всему обязана быть готова:

        И стихи писать, и песни петь.

Каждый день  в любую погоду, в любое время года я вхожу в свою родную школу, в свой любимый класс с радостным ожиданием встречи со своими любимыми учениками с улыбкой говорю: «Здравствуйте, дети!». Они тоже ждут: каким будет новый урок, целых сорок пять минут ежедневной школьной жизни?». Ожидания их не обманывают: каждый урок я стараюсь сделать неповторимым, потому что я – учитель. Я должна увлечь своих питомцев учением, потому что я – учитель. Я могу Радость поставить во главу угла в своей жизни и учу этому своих воспитанников, потому что я – учитель. Для меня нет сомнения в том, что каждый ребенок – это факел, который надо зажечь. У меня это получается, потому что я – учитель. И сама я должна быть словно факел в этой непростой жизни, потому что я – учитель.

        В чем я вижу свои самые большие радости? В любимых глазах моих учеников, в понимающем взгляде родителей, коллег. В стремлении неустанно искать, никогда не останавливаться, вечно побеждать, потому что я – учитель.

        Ежедневно выйду за порог,

        Пусть зима иль бегут ручейки,

        Есть святое право на урок;

        Ждут меня мои ученики!

Давным-давно великий Ушинский точно определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать». Такое сравнение моей профессии с профессией врача помогло мне глубже осознать, как необходимо владеть педагогическим мастерством.

        Ставя точный диагноз, врач может выписать больному уже известные лекарства, способствующие излечению от этой болезни. Я же – учитель  и воспитатель – обязана изучить ребенка всесторонне, то есть его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный учебный и воспитательный процесс. Я каждое утро говорю себе:

        1. Будь осторожна!

        2. Не ошибись!

        3. Не навреди!

        4. Будь надеждой для школьника!

        5. Дари себя детям!

        6. Знай, к чему стремишься!

        7. Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

        8. Будь терпелива в ожидании чуда и будь готова для встречи  с ним в ребенке!

        Не станем в сотый раз проводить статистику – и без нее давным-давно ясно, что «главная движущая сила» в образовании – жемчужина. И не только потому. Что наш труд -  один из самых низкооплачиваемых, оттого и не идут в школу мужчины. Совсем нет! Ни один труд (кроме медицины) не требует от человека такой самоотверженности, самоотдачи, таких душевных затрат, терпения, эмоциональной наполненности. Все эти качества присущи женскому, сердцу, женской натуре с ее безграничной способностью быть всецело с детьми, забывать о своих горестях и невзгодах, а порой и о себе. Все это может только учитель, особенно женщина – учитель. Какой же запас энергии, тепла и внимания к людям должно быть  в учителе, в женщине особенно!

        «Что такое стандарт?» - спросите вы. Вадим Леденев ответил: «Это стандарт, к которому надо стремиться». Мой стандарт – быть профессионалом высокого класса, любимым учителем и классным руководителем, всегда готовым ответить на любые вопросы своих неповторимых учеников. А во всем остальном… не каждому мужчине под силу это: нескончаемый детский поток в школе во время перемен, рабочий шум на уроках, бесконечные стопки школьных тетрадок, родительские собрания, школьные вечера, праздники, экскурсии. В своей практике я стремлюсь к тому, чтобы знания были и конечной целью, и средством, инструментом для овладения новыми знаниями. А в школе я практически живу, потому что я – учитель.

        Я глубоко убеждена: проблема общения на уроках русского языка и литературы – одна из самых важных на сегодняшний день, ведь любая человеческая деятельность, так или иначе, основанная на общении, и учебная – не исключение. А для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности. «В чем состоит эта задача как учителя?». Помочь ребенку освоить то, что действительно является содержанием (программой) гуманитарного образования. Я следую этой задаче всю свою жизнь, потому что я – учитель.

        Я считаю, что учитель должен быть энциклопедически образованным человеком. Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, очень важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта. Именно поэтому мои ученики участвуют и побеждают во многих олимпиадах, занимаются научно-исследовательской деятельностью, пишут стихи, побеждают во многих конкурсах.

        Что значит гуманный человек? Гуманитарно образованный человек? Много знающий? Умеющий красиво говорить? Я считаю, что гуманитарное развитие выражается прежде всего в жгучем интересе к окружающему миру: к человеку, природе, искусству, культуре; в способности к страстному, эмоциональному переживанию, в стремлении понять этот мир. Именно поэтому жизнь детей, моих учеников, существует нераздельно с моей жизнью, будь это экскурсия в лес, в музей или театр, соревнования, походы, встречи. Переплетение наших жизней дает им ключ от двери, ведущей в мир счастья и радости. Мое счастье – в счастье моих питомцев, потому что я – учитель.

        Вот уже 35 лет я чутко прислушиваюсь то к безропотному детскому лепету, то к их первым тревожным раздумьям о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

        Участвуя в жизни каждого ребенка и коллектива в целом, стараюсь вдумываться в каждое движение души, стараюсь увидеть, что определяет отношение человеческой личности к другому человеку. Потому что я – учитель.

        Чтобы твои ученики жили в постоянном умственном труде, в богатой духовной жизни коллектива, в добрых взаимоотношениях между учениками, в том стремительном, постоянном, беспрерывном обмене духовными ценностями, без которого нельзя представить полноценное интеллектуальное, моральное, эмоциональное, эстетическое развитие, надо трудиться день и ночь. Всегда сожалею о том, что в сутках 24 часа, всего 24! В своей повседневной практике я стремлюсь к тому, чтобы занятия были и конечной целью, и средством, и инструментом для овладения новыми знаниями.

        «Не хлебом единым сыт человек», - гласит народная мудрость. В этом старинном изречении, по-разному звучащем на разных языках народов мира, выражена очень глубокая мысль: у детей должна быть богатая и многогранная духовная жизнь, широкий и многообразный круг их мыслей, чувств, интересов. Потребностей, увлечений. Всю жизнь стремлюсь к этому, потому что я – учитель.

        Я стремлюсь передать своим воспитанникам свое умение наполнять  жизнь интересным содержанием. Я считаю, что ни один урок не должен быть скучным. Чтобы в твоей жизни не случилось, каким бы скверным не было твое настроение, какая бы строгая комиссия нагрянула к тебе на урок – веди его так, чтобы было интересно и тебе, и детям. И еще: считай, что ты готова к уроку тогда, когда у тебя в запасе есть несколько его вариантов. Используй тот, который, ты чувствуешь, сегодня лучше всего обеспечит успех уроку. Вот поэтому мое главное внимание – не к преподаваемому предмету, а к ученику, к личности, потому что я – учитель.

        В наше такое сложное время для нас очень важно, чтобы учитель был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, ни смотря ни на что, потому что учитель должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Я думаю. Никто не станет со мной спорить, что никакая другая профессия, как учитель, не ставит таких требований к человеку. Учитель обязан осуществлять в себе человеческий идеал. Человеческий идеал… Трудно это, но, оказывается, возможно, даже в селе:

        В селе ты не просто обыденный житель.

        У всех на виду – твое имя учитель,

        И спрос с тебя строгий, и цель высока,

        И ноша твоя на миру не легка.

        Учитель всегда должен помнить следующие слова: нравственность в педагогике была и остается основной для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Обогащать духовный мир ребенка ежедневно и ежечасно – долг каждого учителя.

        Детская непосредственность и доверчивость налагают на учителя огромную ответственность. Учитель должен сознавать, всем сердцем всегда чувствовать: каждое слово учителя должно быть правдиво, справедливо, продуманно до конца. Зеркалом для учителя должны стать детские глаза.

        Я – учитель, и этим все сказано. Я учу своих питомцев видеть прекрасное в самых обыкновенных вещах. Я открываю перед ними интересные, увлекательные дороги. Я учу их жить в этом огромном мире, радуясь, любя людей дорожа дружбой друг друга.

        В своем классе я строю все отношения на доверии. Доброжелательности к товарищам, учителям, родителям, к каждому приходит в школу, ведя я – учитель.

        Стараюсь дарить тепло, освещать дорогу тем, кто только начинает жить, стараюсь отдавать себя всю без остатка детям, своим ученикам, поскольку я – учитель.

        Каждый день напоминаю своим питомцам: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

        Всю жизнь стремлюсь научить своих детей тонко чувствовать слово, его красоту, значение, уместность, ведь я – учитель.

        Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики изо дня в день трудились умственно и духовно, изо дня в день познавали истины, накопленные многовековой историей существования человечества.

        Дети, как ни кто другой, тонко чувствуют, честен, искренен ли учитель, верит ли он сам в то, что говорит. А потому прежде всего пример для подражания – учитель, человек, являющий собой образец нравственности, духовности, справедливости. Нравственности научить невозможно, ее необходимо воспитывать всей системой обучения. И это одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, воспитателем.

        Я как учитель стремлюсь в первую очередь вырастить Человека, а уже потом математика, химика, писателя, потому что только Человек способен достичь вершин мастерства, профессионализма, потому что живет он не просто среди людей, а это обязывает ко многому.

        Учитель сколько бы лет он ни работал в школе, не должен переставать задавать вопросы: какова результативность моих уроков? На этот вопрос отвечает сама жизнь.

        Радость давно стала доминантной всей моей педагогической системы, но всем давно известно, что по-настоящему творчески можно трудиться лишь тогда, когда процесс труда приносит радость. Я помогаю ребенку проявлять себя с положительной стороны, потому что я – учитель. Тогда, увидев, что добивается результатов, он будет стремиться к более высоким рубежам. А это ли не учительское счастье? Важно только вовремя его поддержать, направить.

        Пускай во всем, что совершаешь ты,

        Проступит след душевной чистоты,

        Ведь сила не во внешности твоей,

        А только в человечности твоей.

        Я обязана, как учитель, дать надежду каждому своему воспитаннику, что он единственный и неповторимый, что он может состояться как Человек. Он должен в это поверить в это только с моей помощью, ведь я – учитель.

        Я нахожу искорку таланта, любого, пусть самого малого и необычного. Это так здорово: присутствовать при рождении таланта, и не просто присутствовать, а участвовать в этом!

        Я не просто учитель, я – воспитатель! Я всегда помню, что ребенок – это не пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями по русскому языку или  физике. Мой воспитанник – это Человек. Пусть и маленький, которого я должна научить думать, жить, бороться, сопротивляться, падать и снова вставать.

        Я научу его идти по жизни уверенной поступью, широко расправив плечи и гордо подняв голову, ведя я – учитель.

        Я должна подготовить ученика к жизни современной, нелегкой, порой лишенной роз, в которой иногда преобладают шипы. Но все-таки эта жизнь и прекрасна, и удивительна, и многогранна, и неповторима.

        Стремлюсь научить детей любить Родину, ведь это так важно сегодня. Экскурсии, походы, встречи – как это здорово! И это делаю я – учитель!

        Я требовательна и щедра, чутка и ответственна, строга и способна к переживанию, но главное удивительно скромна, потому что я – учитель.

        Строю свою работу в тесном контакте, сотрудничестве с родителями. Помогаю родителям найти ответы не только на общие вопросы, но и на те, которые волнуют отдельные семьи. Я всегда вместе детьми и родителями, потому что я – учитель. Я стараюсь учить не только детей, но и родителей.

        Раскрытая душа ребенка превращается в благодатную почву, способную взрастить семена знаний, добра, нравственности. И тогда можно сеять «разумное, доброе, вечное…». Надо, чтобы нашим результатом был Человек, которого мы сумели воспитать.

        Есть в школе уроки русского языка, химии, биологии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но я – учитель и обязана всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какая ты в гневе и покое, в радости и печали. И последнее. Настоятельно советую всем учителям взять на вооружение для своей жизни и работы философское завещание матери Терезы:

        Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

        Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

        Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

        Жизнь – это вызов. Прими его.

          Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

        Жизнь – это игра. Стань игроком.

        Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

        Жизнь – это приобретение. Насладись им сполна.

        Жизнь – это тайна. Познай ее.

        Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

        Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

        Жизнь – это борьба. Стань борцом.

        Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

        Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

        Жизнь такая интересная – не растрать ее.

        Это твоя жизнь. Завоюй ее:

        Я – учитель. Я – воспитатель. Я – Человек.

        Знала раньше, знаю и теперь,

        И сомненья нет в моей груди:

        Если ты попал не в эту дверь,

        В школу лучше ты не приходи!

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...