Совместное обучение.
статья на тему

Тимохина Нина  Евгеньевна

В массовых школах наметилась тенденция инклюзивного обучения детей с различными нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивное образование.21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное обучение  разных категорий детей

В нашей стране изменились ценностные ориентиры общества, и в современной системе образования происходят значительные изменения.  

 Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.

Новые перспективы  появляются у детей с нарушениями в развитии.  

Инклюзия – это полное  включение детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, представляет собой реализацию прав  на образование в соответствии с законодательством РФ.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

Интеграция повлияла на состав учащихся в школах. Разные категории детей с различными нарушениями развития принимают в общеобразовательные учреждения, педагоги проявляют терпимость и оказывают необходимую помощь. Эта система заимствована из зарубежного  педагогического опыта.

Для нормальной социализации детям с ОВЗ необходимо общение. Раньше такие обучающиеся находились в интернате и у них наблюдалось - явление социальной депривации. Запас знаний об окружающей среде часто ограничивается знаниями предметов окружающего быта. Теперь они  имеют возможность учиться со сверстниками с нормальным интеллектом в массовой школе, которая находится рядом с домом.

Для того, чтобы образование было доступно различным категориям детей с ОВЗ в общеобразовательных школах нужно строить пандусы, оборудовать классы специальными столами, должны обновиться технологии обучения, нужны программы социальной помощи обучающимся с различными аномалиями, при составлении которых нужно учитывать различный уровень сформированности той или иной психической функции. Есть проблема в неосведомленности учителей в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями. А ведь способность к обучению трансформируется у ребёнка через взаимодействие со взрослым.

Все задачи, которые касаются изменений в системе образования, должны решаться на федеральном уровне при поддержке Правительства.

При обучении детей с ОВЗ должны учитываться закономерности развития ребёнка, а на сегодняшний момент, они мало изучены. Чтобы правильно организовать учебный процесс, правильно выбрать метод обучения.

 Для обучающихся имеющих специфическое состояние необходимо выполнять несколько условий:

  • подготовка детей к овладению школьной программы путем пропедевтических занятий
  • меньший объём преподнесения новых знаний
  • усиление наглядности
  • практической деятельности

Детям с различными нарушениями не подходит такой метод обучения, как: объяснение, а затем упражнение. На уроке обучающиеся должны выполнять практические задания, а потом с помощью учителя, описывать  закономерности воспринятого. При таком построении учебного занятия все обучающиеся  вовлекаются в учебный процесс коллективно, на доступном для каждого уровне. Учебное занятие превращается в совместный социальный акт. И в этом социальном акте каждый ученик становится участником события, а учитель следует за учащимися, предъявляя каждому посильные его возможностям требования. (Т.Н.Исаева)

Дети с ОВЗ должны сопровождаться на всех этапах обучения и воспитания.

Важно, чтобы изучение психофизического развития детей было систематичным, а работа всех участников коррекционно- образовательного процесса была слаженной.

Л.С. Выготский считал, что инклюзия нужна не только особому ребёнку, но и обществу в целом.

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
  2. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева. Знаете ли вы нас?- М.:В.Секачев, 2012.
  3. Т.Н. Исаева.Тезисы. От мысли к действию.
  4. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие.-М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-128 с.
  5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.- 160 с.

Нормативный материал

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г №3266-1 в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12 – ФЗ (извлечения).-М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2003.-528 с.

2.Конвенция ООН о правах ребенка.- М.: ИНФРА-М, 2001.-24 с.

3.Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид. лит., 1997.- 80 с.