Эссе2 "Я - учитель"
статья на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

О профессии учителя и не только

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель года Кубани-2017»

Конкурсное задание  «Я - учитель»

Эссе

Хмелёва Оксана Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№2 имени Луначарского

 муниципального образования

Тимашевскийрайон

Шум доносился из мастерской. Название за этой комнатой в нашем доме сохранилось до сих пор, несмотря на то что мой муж уже несколько лет в ней ничего не мастерит, и это уютное место давно облюбовала я. Но мне нравится так называть её, потому что она стала для меня «педагогической мастерской». Здесь рождаются сюжеты уроков, разрабатываются воспитательные маршруты для моих учеников, делаются великие открытия в пределах моей маленькой учительской вселенной.

Но сегодня тишина и порядок в комнате были нарушены: на моей полке спорили книги. Предмет спора был, как всегда,вечен и, безусловно, интересен: человек с его недостатками и достоинствами.

По-видимому, разговор начали книги, недавно принесённые мною из школьной библиотеки. Четыре увесистых тома «Войны и мира», сверкая глянцевым переплётом, доказывали  кому-то густым  басом:

- Да поймите же, человека украшают смирение и безграничная любовь к окружающим. Сила людей состоит в единстве и духовном самосовершенствовании. А гордыня и алчность, если они просыпаются в человеке, ведут только к раздору и смуте.

- Совершенно с Вами согласен! – поддержал оппонента том «Преступления и наказания». – Возгордившись, человек может преступить черту дозволенного и решить, что он не «тварь дрожащая» и право имеет распоряжаться судьбою другого. Но главное на жизненном пути – осознать своё преступление, раскаяться и достойно понести за него наказание.

- Нет,- поспешила не согласиться я, - главное – не допустить, чтобы в сознании маленького человека были посеяны мысли зла, себялюбия. В этом моя светлая миссия. Я  не только учитель, но и врачеватель детских душ. Моё призвание – наполнить теплом внутренний мир каждого ребёнка и сделать это с помощью не только доброго слова, но и доброго дела. Уроки должны стать уроками жизни, а это значит, и  уроками доброты, милосердия, любви. Когда эти чувства наполняют человека, он становится чутким и мудрым, и это состояние не зависит от возраста. Мои педагогические принципы очень близки тем, которые руководили сердцем героини повести В.Распутина Лидии Михайловны. Ведь в памяти главного героя навсегда сохранился образ молоденькой учительницы, потому что уроки французского стали уроками сочувствия и сострадания.

Как будто прочитав мои мысли, учебник литературы для 6 класса подхватил разговор:

- Уважаемые коллеги,  в человеке на первом месте должна быть душа,  она приют для добрых чувств. Вы видите, как дорожит дружбой со мной наша хозяйка Оксана Михайловна? А всё потому, что она переживает за современное молодое поколение. Важно, чтобы мнимые ценности не затмили собой ценности подлинные. Приведу Вам простой пример из моей жизни. В прошлом году мой друг Алексей вынес меня с собой на переменку: хотел повторить стихотворение Афанасия Фета.  Я раскрыл свои объятья ему навстречу, мы только вместе начали: «Учись у них -  у дуба, у берёзы…», как вдруг подбежал к Алёше его приятель Никита. Я нисколько не обиделся, когда меня захлопнули и положили на подоконник, думаю: пусть друзья пообщаются. А мальчишки достали из карманов телефоны, уткнулись в них носами и простояли так всю перемену. Где живое общение, где желание понять друг друга, поделиться радостью или переживаниями, где настоящая дружба, которую так ценили Лис и Маленький принц? Нашим детям не хватает…

-Чуткости, теплоты, заботы, - мысленно подхватила я и вспомнила, как накануне утром,  перед уроками, ко мне подбежала Наташа из 9 «В» и спросила, что она, эта самая чуткость, обозначает. И как я, на ходу подбирая слова, с удивлением и радостью глядя в распахнутые глаза ребёнка, вложила в её сердце то, что ей необходимо было услышать: чуткость от слова «чуяти», то есть чувствовать, находить в своей душе отклик на чужую боль.

Такой отклик в том самом 9 «В» нашёл рассказ А.Чехова. За окном был солнечный февральский день, а в кабинете нас вместе с главным героем Ионой брала в серый плен тоска и, надолго удерживая в своём глубоком чреве, не давала возможности выговориться, а в ответ услышать слова сочувствия. Тоска поселяет в душе равнодушие и отчаяние, нельзя допустить, чтобы она овладела человеком.Этимология доказывает родство слов «тоска» и «тощий», поэтому я знаю: тоска истощает душу…

- Для человека многое значат чувства, - прервал мои невесёлые размышления этимологический словарь (лёгок на помине). – Человек должен приближать себя к счастью, которое мыслится как единое, сложенное из частей, внесённых в общее дело каждым.

- И я хочу счастья… И так, чтобы  в целое – части… И я… хочу… - вдруг неуверенно пробормотал кто-то.

Я поняла, кому принадлежал робкий голос: это был старый дневник, который совсем недавно поселился в мастерской. Его, несколько истрёпанного жизнью, но радостно пестревшего закорючками первых стихов, высказываний великих людей и моих личных ярких впечатлений, нашла среди бумаг мама и привезла мне. Я тогда пролистала его и, увидев обрывающиеся в середине тетради записи, поставила на полку: будет время – перечитаю; интересно же,  о чём думала лет двадцать назад.

- По-моему, сейчас самое время, - подумалось мне, и рука потянулась за тетрадкой в тонком переплёте. Аккуратно, чтобы не побеспокоить разгорячённых спорщиков, достала свой личный дневник.

- Ну, здравствуй, дружок! – пробежалась я пальцами по шершавой обложке и почувствовала, как от нечаянной ласки он встрепенулся, и моргнул ресницами страниц, и распахнулся мне навстречу.

Вот первые пробы пера – светлые и наивные мои стихотворения. Чуть дальше высказывание Сенеки: «От любви до ненависти – один шаг, от ненависти до любви – километры шагов». Стоп! Вот оно где всплыло: совсем недавно разрабатывали с моими шестиклассниками проект «Дорога от конфликта к примирению: научи себя просить прощения». Шли к этому  позитивному решению долгих полтора года. Теперь результатом кропотливой работы стало умение либо избегать ссор, либо идти друг другу навстречу с помощью доброго слова. А продуктом стала памятка по недопущению конфликтной ситуации, и в ней одним из пунктов - это высказывание. Удивительно, как в сознании действуют механизмы времени: всё идёт по кругу и всё возвращается на круги своя!

Листаю дальше: заметки из школьной жизни, моё отношение к прочитанным произведениям. Вспомнила: больше всех предметов любила русский язык и литературу, больше всех учителей - учителя-словесника. Любовь к слову и светлый образ педагога привели к осознанному выбору профессии. В подтверждение этому дневниковая запись, сделанная  18-го января 1995 года. Выведено ровно и твёрдо: «Буду учителем». Так мне подарили Надежду на мою не случайность, а предназначенность в мире педагогической профессии.

Бегу далее по тропинкам воспоминаний. Годы учёбы в институте. И первые яркие впечатления: преподаватель старославянского языка и исторической грамматики Трегубова Елена Николаевна, преподаватель методики литературы  Гордиенко Людмила Леонидовна. Первая открыла для меня глубину слов.  Разве могла я ранее представить, что «конец–начало-чадо» исторически восходят к одному корню? А теперь знаю: круговорот времени рождает эту словесную формулу. И до сих пор моя настольная книга – этимологический словарь. Вторая дала возможность ощутить высоту чувств и понять: «зорко одно лишь сердце, глазами многого не увидишь». Учитель провёл меня через мир «педагогических мастерских», и я вышла из него человеком, жаждущим совершать открытия. Так во мне поселилась Вера в то, что я выбрала правильный путь в жизни.

А сегодня мои ученики и мои дети совершают открытие не только нового знания, но и себя как человека, учатся на добрых примерах совершать свои благородные поступки. Это рождает во мне Любовь к моей профессии.

Я открыла чистый лист в дневнике и сделала запись: «Шагаю по жизни под светлым знаменем Надежды, Веры и Любви. Я – учитель!». Осторожно, чтобы не побеспокоить притихших спорщиков, поставила дневник на полку и улыбнулась: я дала пищу для новых размышлений и споров. И не только книгам, но и себе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...