Методическая разработка урока "Вечная тема - мать и дитя"
методическая разработка (5 класс) на тему

Николаева Альбина Николаевна

Цель урока: приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через воспитание любви к матери.

Задачи:

познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;

коммуникативные: формировать умение работать в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова Шумерлинского района»

Чувашская Республика

Николаева Альбина Николаевна – учитель изобразительного искусства

Тема урока. «Вечная тема – Мать и дитя».

2015 год

Вид урока: Комбинированный урок. Литературное чтение – Изобразительное искусство - Основы православной культуры.

Цель урока: приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через воспитание любви к матери.

Задачи:

познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;

коммуникативные: формировать умение работать в группах.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование:

- интерактивная доска

- компьютер

- презентация к уроку

- индивидуальные карточки: задание 1, ОПОРНЫЙ  КОНСПЕКТ, ПАМЯТКА

Раздаточный материал: тексты для работы в группах.

Планируемые результаты:

Метапредметные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу.

План  урока:

1. Организационный момент: 7 мин.

2. Формулировка темы, цели урока : 7 мин.

3. Физминутка  : 3 мин.

4. Решение учебной задачи: 20 мин.

5. Итоги и выводы: 8 мин.

                                 

Ход урока:

  1. Психологический настрой на урок.

 Коллективное чтение учащимися стиха.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь

Слово «Здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю,

Хватит места на Земле

Людям всем, животным, мне,

Чтоб Земля моя цвела

Я желаю всем добра.

  1. Введение в тему урока:

Учитель: Дети, чтобы определить тему сегодняшнего урока,

 мы с вами выполним следующую работу: перед вами карточки, в которых

спрятались пословицы. Давайте угадаем наши пословицы. (Коллективная работа

 учащихся)

Пословицы: 

Материнская ласка

При солнце светло,

Всякой матери

Ради ребенка

Птица радуется весне,

Нет такого дружка,

Мать – святыня,

Родную мать,

конца не знает

при  матери  тепло.

своё дитя мило.

мать в огонь бросается.

а мать – детям.

как родная  матушка.

с ней не спорят.

никем не заменишь.

  1. Создание проблемной ситуации: 

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая смысловая линия

пройдет через наш урок?  (Прослушивание всех вариантов ответов учащихся)

Формулирование темы урока:

Учитель: И так, тему нашего урока я назвала: «Вечная тема – мать и дитя». (Слайд №2)

Цель нашего урока:

(Одна ученица читает стишок)

Над колыбелью ночевала,

Своим кормила молоком,

Уроки первые давала…

Так я могу сказать о ком?

С любовью искренней упрямо

Неси добро, тепло и свет!

Живи, прошу, подольше, мама,

Тебя родней на свете нет!

4. Стратегия «Мозговая атака + ассоциативный куст»

Учитель: На доске слово «Мама», а перед вами на парте лежит лист бумаги, на которых вы должны написать самые сокровенные слова о матери, идущие  из глубины души и прикрепляют их вокруг  данного слова.

5.Синквейн.  «Мама».

Учитель : А теперь почувствуем себя в роли юных поэтов и создадим свое произведение.

Как назовем?  ( Прослушивание созданных стихов)

6. Сценическое мастерство учащихся. ( Видеоролик «Ангел - мама»)

Учитель: Сейчас наши юные таланты покажут нам инсценировку : Притча о маме. В.А. Сухомлинский «Самая красивая»

7. Работа по учебнику «Парус».

Работа по сказке Н.Н. Модяновой  «Самый дорогой подарок».

8. Сценка «Три дочери»

9. Физкультминутка.  

Учитель: Ну что же, каждый помогает, как может. Давайте покажем, а как мы помогаем дома своим матерям. Думаю, что  каждая  мама обрадуется такой помощи.

Танец «СТИРКА».

Ведущий: Со стиркой справитесь?

Дети (хором): Помогать мы будем маме,

Убедитесь в этом сами!

Выполняют ритмичные движения руками возле левого и правого бедра, как при стирке на стиральной доске (движения выполняются после слов детей).

Ведущий: А полоскать мы будем?

Дети (хором): Будем, будем, не забудем! Присаживаясь и вставая, делают легкие движения руками влево – вправо.

Ведущий: Ой, течет с белья вода.

Дети (хором): Это, право, не беда!

Выкрутим получше,

Станет оно суше. Опершись на левую ногу и согнув в колене правую, «выкручивают» справа, поменяв положение ног — слева.

Ведущий: Все помялось! Вот те раз!

Дети (хором): Мы его встряхнем сейчас! «Встряхивают» то с одной, то с другой стороны (положение ног такое же, как в прошлом движении)

Ведущий: А потом что?

Дети (хором): А потом? На веревку отнесем.«Крепят прищепки».

Ведущий: Вот и высохло белье! Что же сделать нам еще?

Дети (хором): Мы еще его погладим.

С этим делом быстро сладим! «Гладят белье» – движения ног и тела как в твисте, правая рука изображает утюжок.

Ведущий: Вот и сделаны дела! Что, устали дети?

Дети (хором): Да! «Вытирают пот»

10. Связь урока литературного чтения с уроком основы православной культуры.

Учитель: Тема матери вдохновляла и вдохновляет композиторов и музыкантов, художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария», что значит «Славься, Мария». Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

- Давайте послушаем «Аве Марию» австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

(На фоне слайда «Сикстинская мадонна» звучит «Аве Мария», после этого учитель читает):

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

– В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

(А. Фет)

- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – «Богородице Дево, радуйся». Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

- Давайте послушаем эту молитву «Богородице Дево, радуйся».

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из всенощного бдения - слушание.

(На фоне музыки идут слайды)

Слайд № 3 В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»

Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская

Слайд № 5 Богоматерь Владимирская

Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век

(Остановиться на слайде № 6)

Учитель: Ребята, что вы увидели в музыке?

Дети: Картины, иконы.

Учитель: Правильно. А вы знаете, как получается икона?

Возможные ответы детей

Учитель: Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

- Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери

ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

Слайд

Слайд

11. Учитель:  Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская.Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов. Слайд

Итог урока.

Учитель: Обратите внимание на глаза матери:

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

- Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу?

Ответы детей.

Учитель: Вы правы, ребята, Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине.

Слайд 8.

Учитель: Высший смысл жизни матери – Любовь к своему ребёнку. Всю жизнь она проявляет к своему дитя – Терпение, Веру,  Надежду.

Образ Богородицы - образ материнства, любви

        - А теперь послушайте Притчу о двух матерях

        - Что вы можете и что хотите сказать после прослушания этой притчи?

Ответы детей.

Слайд 9 -10.

Учитель: Ребята, для вас ваша мама – это тоже Богородица и её нужно почитать. Потому что она для вас – есть любовь. А знаете ли вы свою маму? Ответим вместе на вопросы теста, подумаем. 

  1. Чья  мама знает пять теорем по геометрии?
  2. Сможет ли мама назвать всех Нобелевских лауреатов?
  3. Знает ли мама литературные течения 20 века?
  4. Умеет ли мама решать тестовые задания по алгебре?

Слайд 11.

- Конечно, мама этого может не знать. Зато она знает о тебе всё!

  1. Когда ты сделал первые шаги.
  2. Когда и какими болезнями ты болел.
  3. Когда у тебя прорезался первый зуб.
  4. Что ты любишь на завтрак, а что на обед.
  5. Твои школьные проблемы.
  6. В кого ты влюблён(а).
  7. Кем ты мечтаешь стать в будущем.
  8. Слабые и сильные стороны твоего характера.  

Слайд 12.

А теперь, ребята ответим на вопросы теста «Знаем ли мы свою маму»

  1. Как звали её любимую куклу?
  2. Играла ли мама в футбол?
  3. Любимые предметы в школе.
  4. Кто маме дал имя?
  5. Когда мама влюбилась первый раз?
  6. Боялась ли мама в детстве темноты?
  7. Какая песня у мамы была любимой в детстве?

Слайд 13 -14.

Вы не знаете? Это не стыдно! Потому что вы должны о маме знать другое:

  • Мама расстроится, если ты…
  • Маме нужно отдохнуть после работы, потому что…
  • Маме нужно помочь, потому что…
  • Мама любит, когда ты…
  • Мама улыбнётся, если ты…
  • Мама обрадуется, если ты…

Слайд 15 -16.

Итог урока.

Учитель: Давайте подведем итог нашего урока. Что  мы узнали сегодня? Варианты ответов детей:

Мама – это …

Уют

Тепло

Ласка

Умеренность

Утоление

Верность

Мягкость

Гибкость

Милосердие

Слайд 16.

Учитель: Почему мы должны почитать и любить свою мать?

Ответы детей:

Читает один ученик, все хором – мама.          

Солнца ярче для меня – мама!

Мир и счастья для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

Рефлексия.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вы скажете о нашем уроке?

Каждый сейчас может выйти   и прикрепить понравившийся ему значок и у нас получится рисунок.

 - «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей так, как они берегут вас. Этот был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же… Благодарное стремление ограждать её от бед, дарить ей покой и радость должно ни на миг не покидать вас.

  Быть сыном или дочерью – это тоже высокое предназначение. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям всё доброе, что сможем сказать, и сделать для них самое доброе, что можем сделать. Преклонение перед ними – это святое чувство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».

Предлагаемая методическая разработка  представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической  мастерской, которая  позволяет   ...

Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование рабо...

Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"

       МОУ «Гимназия»  г. Сертолово было вновь создано  16.08.2004  (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа  №3). В новой школе соз...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»

Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...