Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ
статья на тему

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в  первые годы работы в образовательном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konashkovamv_statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешной профессиональной

 адаптации молодого педагога в ОУ

М. В. Конашкова, учитель хореографии

г. Кемерово, МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»)

В современном обществе процесс осознания смысла жизни у молодых людей затягивается, уровень социальной активности снижается. В связи в эти условия назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых специалистов в профессии и выявления средств развития данного процесса. Актуальность вопросов успешной профессиональной адаптации определена тем, что   в качестве молодого педагога работаю в гимназии первый год.

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в  первые годы работы в образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто учитель, a специалист, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и главное — развитие его личности.

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Важными внутренними условиями адаптации являются стратегические цели личности; основные мотивы, которые направлены на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста. Но если ему не удается преодолеть трудности адаптации, то могут возникнуть робость и неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.

Профессиональная адаптация — это единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работникa в трудовую деятельность, в которой он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование профессиональных ценностей, a также приспособление к новым типам внутриколлективныx отношений и изменение их. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

Согласно исследованиям Лимоновой М. Ю., подтвержденным моим личным опытом в первые месяцы работы, успешной профессиональной адаптации препятствуют следующие факторы: недостаточная профессиональная подготовка; слабая мотивация к профессиональному росту; отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств [2]. В первую очередь имеют место такие факторы, препятствующие успешной профессиональной адаптации, как (по мере значимости): отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств; низкую сформированность аналитическиx умений; коммуникативных умений; недостаточную профессиональную подготовку; слабую мотивацию к профессиональному ростy; несформированность профессиональной идентичности, неконструктивную профессиональную мотивацию и неудовлетворенность теми или иными компонентами профессиональной среды, которые в свою очередь повышают риск возникновения синдромa эмоционального выгорания.

Необходимо отметить важность профессиональныx качеств личности. Безусловно, педагог должен обладать широким спектром личностных качеств, способствующих профессиональному становлению личности. Выделяют основные личностные профессиональные качества, среди которых способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональномy мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности [4]. В качестве профессионально важных умений и навыков, опираясь на личный опыт, были  отмечены следующие: способность обучать других, способность к планированию своего будущего, упорство, большое чувство ответственности, терпеливость, способность к устным высказываниям, стремление понять позицию другого, дружелюбие, тщательность действий, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе [4].

Черникова Е. Г. выделяет следующие факторы, снижающие эффективность социально-профессиональной адаптации: низкий уровень материального благосостояния, низкий престиж профессии учителя в обществе, низкий уровень профессиональной подготовки, недостаточная сформированность профессионально значимых качеств молодого учителя. В повышении качества адаптационного процесса молодых педагогов играют роль несколько факторов: фактор мотивации, фактор профессиональных ценностей и профессионально-значимых качеств, фактор среды, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя, самообразование. Сочетание факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию молодых педагогов, различно [3].

На основе специальных педагогических исследований и собственного опыта работы в МБОУ «Гимназия №71» («Радуга») в должности учителя хореографии были сделаны определенные выводы об обязательных условиях успешной профессиональной адаптации начинающих педагогов.

Личностное адаптационное усовершенствование, под которым следует понимать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль. То есть, для успешной профессиональной адаптации любой педагог должен уметь работать самостоятельно, без постоянной помощи и контроля извне. На достижение этой важнейшей педагогической цели должны быть направлены все усилия, весь арсенал и набор средств, которыми владеет (и должен овладеть) начинающий учитель [1].

 Самообразование как средство включения молодого педагога в режим профессионального развития с самых первых месяцев работы в образовательном учреждении. Самообразование здесь выступает в качестве  целенаправленной познавательной деятельности, управляемой самим начинающим учителем с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Наставничество, организуемое в педагогическом коллективе призвано оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Конкурсное движение создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных, а для молодого педагога и наиболее ценных, идей обучения и воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на инновационные процессы в образовании, стимулирует личностный и профессиональный рост начинающих учителей.

Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности. Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процессa можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высокo оценивается коллегами и учащимися).

В рамках реализации указанных выше условий преодоления трудностей адаптации мною определена тема по самообразованию «Развитие творческих способностей на уроках хореографии», которая получила широкое одобрение на заседании школьного методического объединения. Данная тема легла в основу работы, представленной на городском конкурсе методических разработок в январе 2016 года. Первое полугодие 2015-2016 учебного года было отмечено участием в конкурсе экологического дизайна «Душа моя в душе природы», в районном конкурсе педагогов «Виват, таланты!», а также большим вкладом в организацию конкурса французской песни «Etoile-ка». Во втором полугодии хореографическая студия «Радуга» под моим художественным руководством приняла участие в районном конкурсе «Шаги к успеху».

Успешное участие в обозначенных конкурсах было бы невозможным без помощи опытного педагога-наставника и администрации ОУ, которые до сегодняшнего дня продолжают оказывать всестороннюю методическую и психологическую поддержку всем молодым учителям нашей гимназии.

По мнению педагогического коллектива гимназии и родителей обучающихся,  повысилась мотивация к занятиям хореографией у детей. Они активно участвуют в  гимназических, районных, городских мероприятиях и радуют зрителей новыми танцами.


Литература

  1. Поляков А. В. Проблема социально-психологической адаптации преподавателей ВУЗов к современной системе образования // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, № 1 (13), 2010.
  2.  Профессиональное становление молодого педагога. Результаты социологического исследования, проведенного среди молодых специалистов и руководителей учреждений системы образования Тамбовской области / сост. Лимонова М. Ю. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.
  3.  Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург — 2008.
  4. Якуш О. Е. Проблема адаптации молодых педагогов в современном школьном образовательном учреждении, 2011.

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Успешный профессиональный старт молодого педагога.

Статья о трудностях, с которыми сталкиваются молодые специалисты в школе....

Тренинг для молодых педагогов "Самопознание, как фактор успешной профессиональной адаптации"

Конспект тренинга для молодых педагогов в рамках проведения форума "ПроДвижение"...

Успешная адаптация молодых педагогов

Статья об успешной адаптации молодых педагогов....

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...

Практикум "Профессиональная адаптация молодых педагогов"

Тренинговое занятие напралено на развитие коммуникативных компетенций молодого специалиста, развитие профессионально-важных качеств и успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности педаго...