Боль моя Афганистан
методическая разработка по теме

Сухомлина Елена Викторовна

мероприятие на патриотическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afganistan.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Внеклассное занятие на тему: «Боль моя – Афганистан»

Классы: 6-9

Цель внеклассного занятия:

  1. Познакомить с историей и географическим положением страны Афганистан, историей взаимоотношений Афганистана и Советского Союза, рассмотреть причины ввода советских войск в Афганистан и особенности боевых действий войск в Афганистане.
  2. Воспитывать патриотизм, мужество, долг по отношению к своей Родине, добрые отношения между поколениями;
  3. Развивать эстетический вкус, навыки самостоятельной работы с периодической печатью, умения работы с информационными технологиями.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная система, географическая карта Афганистана, плакаты учащихся классов, на доске эпиграф занятия: «Вечная память всесильная для внуков и правнуков символом станет. Л. Любченко», музыкальное оформление: диск с песнями.

План занятия:

  1. Географическое положение.
  2. Историческая справка.
  3. Ввод советских войск в Афганистан
  4. Боевые действия в Афганистане.
  5. Выступление воина-афганца.
  6. Аналитическая справка о воинах, погибших Афганистане.
  7. Минута памяти.

Ход занятия:

Звучат песни об афганской войне

  1. Географическое положение

Исламское Государство Афганистан (дари Dowlat-e Eslami-ye Afghanestan), государство на юге Центральной Азии. Граничит с Пакистаном, Ираном, Китаем, Индией, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией. Площадь 652,2 тысяч кв.км. Население около 30 млн человек. Столица Кабул. Крупнейшие города: Кандагар, Герат, Мазари-Шариф, Джелалабад, Кундуз. Административно-территориальное деление — 29 провинций (вилафтов) и 2 округа центрального подчинения.

Свыше 50% населения — пуштуны. Живут также таджики, узбеки и туркмены, хазарейцы, всего более 20 народов и народностей. Около 1/6 части населения кочевники и полукочевники. Официальные языки — пушту и дари. Господствующая религия — ислам суннитского толка. Основа экономики — поливное земледелие и пастбищное животноводство. Распространенная культура— опийный мак. Сохранились ремесла: выделка шкур, ковроткачество.

Горы занимают ок. 3/4 территории страны. С северо-востока на запад протягивается Гиндукуш (высота в Афганистане до 6729 м) и сменяющие его горы системы Паропамиз. В южной части Афганистана — Газни-Кандагарское плоскогорье, на северной и юго-западной окраинах — пустынные равнины (Бактрийская, Регистан, Дашти-Марго). Климат континентальный, сухой. Основные реки — Амударья, Мургаб, Герируд, Гильменд, Кабул. Растительность в основном пустынная и степная (полыни, астрагалы, саксаул). Леса встречаются на востоке. По долинам рек — оазисы с садами, виноградниками.


  1. Историческая справка

Находясь на перекрестке дорог Центральной Азии, территория Афганистана входила в состав многих государств Древнего Востока, в том числе империи Александра Македонского. Здесь проходил Великий Шелковый путь. Из мусульманских династий наиболее заметна роль Газневидов, которые в 10-11 вв. владели всей Средней и большей частью Передней Азии. Бабур основал империю Великих Моголов со столицей в Кабуле. Кабул был столицей и Дурранийской державы. Британцы пытались завоевать Афганистан в 19-20 вв., но потерпели поражение. В 1929 при поддержке Великобритании к власти пришла династия Надир-шаха, не принимавшая никаких мер к модернизации страны. В июле 1973 произошла революция. Первый президент Дауд Хан был убит в 1978. Началась гражданская война. Чтобы не допустить обращения премьер-министра Х. Амина за поддержкой США, в 1979 в Афганистан были введены советские войска. Противники СССР выступили под знаменами ислама как моджахиды, т. е «борцы за веру». Они получали большую поддержку от США, Пакистана, Саудовской Аравии. В 1989 советские войска были выведены, но режим Наджибуллы сумел продержаться еще до 1992. Моджахиды, придя к власти, продолжили гражданскую войну. При поддержке Пакистана и Саудовской Аравии было создано фундаменталистское движение «Талибан», которому к середине 1990-х гг. удалось распространить свою власть почти на всю территорию страны, кроме северных земель, населенных таджиками и узбеками (здесь сохраняли свои позиции моджахиды). «Талибан» ввел законы шариата, начал преследования иноверцев и т. п. Афганистан стал знаменем исламских фундаменталистов всего мира. После 11 сентября 2001 Соединенные Штаты при поддержке союзников провели военную операцию по устранению режима талибов и разгрому лагерей исламских террористов во главе с У. Бен Ладеном. На территории Афганистана размещены американские военные базы. В 2002 Лоя-Джирга (съезд старейшин племен) избрала президентом Хамида Карзая при поддержке американской администрации, в 2004 его полномочия подтверждены на выборах, проведенных под контролем США. В 2005 под тем же контролем прошли парламентские выборы.

  1. Ввод советских войск в Афганистан

24 декабря 1979 года Министр обороны СССР Д. Ф. Устинов объявил о принятом руководством страны решении ввести войска в Афганистан.

Участие советских войск в боевых действиях директивой не предусматривалось, не был определен также порядок применения оружия и в целях самообороны. Имелось в виду, что войска расположатся гарнизонами и возьмут под охрану объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против оппозиции. Таков был первоначальный план...

В 15:00 25 декабря 1979 года самолеты военно-транспортной авиации с воздушным десантом на борту в составе 103-й воздушно-десантной дивизии и 345-го парашютно-десантного полка вошли в воздушное пространство Афганистана и двумя колоннами направились к назначенным аэродромам... 56-я десантно-штурмовая бригада приступила к совершению марша в указанный район на территории сопредельного государства.

Десантирование частей осуществлялось посадочным способом на аэродромы Кабул и Баграм.

Для решения непредвиденных задач и выброски, при необходимости, непосредственно на аэродромы, в двух парашютно-десантных полках было подготовлено для десантирования парашютным способом по одному батальону, но обстановка не потребовала их применения.

Парашютно-десантные подразделения, обеспечивавшие высадку, предотвратили несанкционированный взлет афганских самолетов и вертолетов, создав благоприятные условия для высадки главных сил десанта. Основные силы десанта были высажены на аэродром Кабул и часть сил – на аэродром Баграм.

По завершении высадки части десанта сосредоточились в назначенных районах, где им были поставлены конкретные задачи. Они заключались, главным образом, в блокировании основных правительственных учреждений, воинских частей, верных оппозиции, и важных объектов как в Кабуле, так и вблизи него.

К этому времени обстановка в городе уже, резко отличалась от той, что была двое суток назад. Активизировалась оппозиция, решив оказывать вооруженное сопротивление советским войскам. Первыми это ощутили на себе десантники.

В этой обстановке особая ответственность легла на плечи командиров парашютно-десантных полков 103-й воздушно-десантной дивизии.

Выполнение первых задач было возложено на усиленные парашютно-десантные батальоны, действовавшие на боевых машинах БМД-l.

Выдвижение к объектам, расположенным в городе, осуществлялось стремительно по кратчайшим маршрутам. При подходе к объектам подразделения, если позволяли условия, действовали, как правило, с двух направлений. Десантники быстро спешивались, через двери и окна врывались в здания и обезоруживали охрану. Очаги сопротивления подавлялись огнем из стрелкового оружия и гранатами. Сильно укрепленные здания вначале блокировались, затем главные силы батальонов, используя скрытые подступы к объекту, атаковали и захватывали объект, часть сил и средств выделялась для прикрытия.

Выполняя задачу по блокированию воинских частей, один из парашютно-десантных полков 103-й воздушно-десантной дивизии, совершив ночной рейд, вышел к расположению кабульских гарнизонов и решительными действиями воспрепятствовал выступлению афганских войск. Были взяты под контроль штабы пехотной дивизии и бригад, казармы, парк боевых машин и танков, склад горюче-смазочных материалов. Подразделения десантников, подавляя очаги сопротивления, вынуждали прекращать огонь и сдавать оружие. Командиры подразделений с помощью переводчиков убеждали солдат в бессмысленности кровопролития и вынуждали сдаваться.

Смело и решительно действовал, например, взвод старшего лейтенанта А.А. Кузякова, назначенного для ведения разведки. Взвод на большой скорости внезапно подошел к объекту, разогнал охрану, захватил штаб и узел связи танковой бригады, чем воспрепятствовал приведению ее в боевую готовность. Подразделения подошедшего затем парашютно-десантного батальона в короткие сроки блокировали штаб другой танковой бригады, отрезали афганские экипажи от танков, находящихся в боксах парка, и выполнили поставленную задачу.

При выполнении первоначальных задач парашютно-десантные подразделения в полной мере использовали фактор внезапности и при общем соотношении сил не в пользу десанта, в целом, успешно вели действия на первом этапе.

Управление на первом этапе боевых действий полностью осуществлялось по радио, там, где это позволяли технические средства, в закрытом режиме.

С первых дней прибытия в Афганистане части и подразделения десанта приступили к обустройству у мест расположения. Для размещения личного состава были оборудованы базовые лагеря. Все они включались в систему обороны расположенных вблизи аэродромов.

4. Боевые действия  в Афганистане

На втором этапе начального периода основными задачами частей и подразделений являлись: оказание помощи правительству республики Афганистан в охране и обороне важных объектов, уничтожение формирований сил сопротивления и прикрытие государственной границы. Боевые действия проводились, как правило, совместно с частями афганской  армии, народной милиции, отрядами защитников революции, местными активистами.

Характер действий формирований «непримиримых» обуславливал применение войсками особых способов борьбы с ними. Наиболее эффективными были рейдовые действия; блокирование районов с последующим уничтожением формирований оппозиции методом прочесывания; одновременное нанесение ударов по нескольким группировкам, уничтожение небольших группировок «непримиримых» и блокирование путей их движения тактическими воздушными десантами; засады на путях движения противника; уничтожение мелких групп противника дежурными подразделениями в зонах ответственности.

5. Рассказ воина – афганца о боевых действиях полка, в котором он служил

В качестве примера типичных действий расскажем о действиях одного из полков. Ему была поставлена задача на проведение рейда по очистке от мятежников двух районов: Санги-Шанда, Шорав, Калашахи; Маланчхейль, Калашахан, г. Турбат.

Полк усиливался артиллерийским дивизионом 122-мм гаубиц, батареей 82-мм минометов, четырьмя расчетами АГС-17 и поддерживался боевыми вертолетами.

Действовать предстояло с двумя пехотными батальонами афганской армии. Из разведывательных данных было известно, что в районах предстоящих действий отдельные группы мятежников численностью от 20 до 80 человек находились в районе восьми населенных пунктов, удаленных друг от друга на расстояние от 5 до 25 километров.

Решением командира полка было предусмотрено совершить рейд по двум маршрутам и, действуя в составе батальона в поротно, блокировать районы расположения мятежников и не допускать их выхода из занимаемых районов. Подразделения афганской армии должны были проводить прочесывание населенных пунктов, их окрестностей и разоружить «непримиримых». Совершить ночной рейд, к 6.00 3 июня подразделения полка блокировали указанные им районы и совместно с афганскими батальонами начали сужать периметр блокирования. Ведя непрерывную разведку и умело сочетая огонь и движение, подразделения обоих батальонов продвигались к общему центру района блокирования. В районе Санги-Шанда крупная группировка моджахедов оказала упорное сопротивление, но была подавлена огнем артиллерии и авиации. Батальон, выполнявший задачу по захвату склада оружия в Маланчхейль, продвигался в пешем порядке к назначенному, объекту. Противник перед его фронтом укрылся в горах, сначала сопротивление не оказывал, пропустил подразделения батальона в ущелье, затем отрядом численностью около шестидесяти человек попытался захватить оставленный возле дороги автотранспорт. Однако непрерывное наблюдение за местностью позволило быстро обнаружить атакующую группу, подавить ее огнем артиллерии и вынудить поспешно скрыться. Полк к установленному времени, не понеся существенных потерь, выполнил поставленную задачу.

Участие десантников в боевых действиях вновь подтвердило их высокую боевую выучку, умение нестандартно и решительно действовать в сложных ситуациях. Чувство взаимовыручки, необходимости выполнить поставленную задачу любыми средствами зачастую подводило людей к той черте, за которой начинается подвиг...

Это случилось в последние дни февраля 1980 года. Гвардии старший сержант Александр Мироненко и еще два десантника действовали в разведдозоре. Ведя наблюдение, они скрытно продвигались по намеченному маршруту. И все же первые выстрелы прозвучали для них неожиданно. Засада! Гвардейцы не растерялись. Открыв ответный огонь, они укрылись за грудой камней. К этому моменту разведчики были ранены. В короткие секунды затишья они наскоро перевязали друг друга. Бандиты вновь поднялись в атаку, рассчитывая захватить горстку отважных солдат. Но эта попытка была сорвана метким огнем разведчиков. Их было только трое. А душманов в десятки раз больше. Но мужественные гвардейцы показали, что воюют не числом, а умением. И когда бандиты – в который раз! - поднимались в атаку, они неизменно натыкались на разящий огонь отважных воинов.

Но силы были слишком не равны. Вот вражеская пуля сразила одного из солдат, потом другого. Тяжело был ранен и Александр. Но он не выпускал оружия из рук и продолжал вести огонь до тех пор, пока не закончились патроны. Отложив уже ненужный автомат в сторону, он взял в руку последнюю гранату. Бросить ее во врага у него уже не было сил. И тогда Александр выдернул и, прижав гранату к груди, лег на спину.

Взбесившиеся бандиты бросились на гвардейца. Когда они подбежали вплотную, Александр разжал пальцы... Около десятка душманов нашли свою смерть от этого последнего взрыва, эхо которого гулко прокатилось по горам.

Оставшиеся в живых головорезы надругались над телами двух советских солдат. А старшего сержанта не тронули, видимо даже мертвый с разорванной грудью он был страшен им. Старшему сержанту Александру Мироненко посмертно присвоено звание героя Советского союза.

Не подлежат вовек

Переоценке

Ни мужество,

Ни преданность солдат,

Которые прошли

Через Герат,

Через душманов

Жуткие застенки,

Через ночные рейды

И бои,

Через Саланга

Ленты серпантины,

Не погодам

Взрослевшие мужчины,

Скрывавшие

Ранения свои,

Через Пандшер кровавый

И Кабул,

Джелалабад

И долгое молчанье…

Не запятнав

Ни совести, ни званья,

Не проклиная

Время и судьбу.

Они верны остались

До конца

Одной присяге,

Воинскому долгу.

Быть может

И живут они не долго,

Что в шрамах

И рубцах сплошных сердца.

  1. Аналитическая справка о воинах, погибших Афганистане.
  2. Минута памяти.

Звучит песня «В Афганских горах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

«Афганистан болит в моей душе»

Внеклассное мероприятие по истории...

Презентация к классному часу "Боль моя Афганистан"

Данная презентация может быть использована как на Уроке, так и как материал для проведения урока по роману С. Алексиевич "Цинковые мальчики"...

"Боль моя, Афганистан"

Воспитание гражданской позиции и патриотизма....

Беседа на тему "Боль моя - Афганистан, костёр души моей - Чечня"

Беседа об участие воинов нашего города , выпускников нашей школы в Афганской и Чеченской войнах....

Беседа на тему "Боль моя - Афганистан, костёр души моей - Чечня"

Беседа об участие воинов нашего города , выпускников нашей школы в Афганской и Чеченской войнах....

Боль моя Афганистан

Внеклассное занятие "Боль моя Афганистан" разработано совместно с преподавателем Тарасовой Т.А. и учениками. Представляет советско – афганскую  войну  1979 – 1989 гг. как  одной  и...