Рабочая программа по шахматам
рабочая программа на тему

Рабочая программа по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma11.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 11

Василеостровского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

Протокол  Педагогического совета № ___

от «___» декабря 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

_________________В.Б. Сергеева

Директор ГБОУ Гимназия № 11

«___» декабря 2014 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

возраст обучающихся  7 — 14 лет

срок реализации 3 года

Авторы — составители:

Горячев Л.Ю.

Сиденко А.Г.

педагоги дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность

Актуальность программы.

Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.

Педагогическая целесообразность обусловлена дефицитом образовательных программ по шахматам, ориентированных на отделения дополнительного образования детей на базе средних школ и гимназий (ОДОД) и на школьные спортивные клубы (ШСК). Данная программа специально разработана для реализации в школьном шахматном клубе в рамках ОДОД или ШСК.

Новизна программы в учете специфических особенностей Школьного шахматного клуба и обучающихся в нем детей, по сравнению со специализированными шахматными структурами в учреждениях дополнительного образования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Образовательные задачи

  • освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;
  • освоение объема теоретических знаний;
  • формирование умений и навыков практической игры;
  • выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие задачи:

  • развитие мышления и творческих способностей;
  • развитие логики и памяти;
  • развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные задачи:

  • формирование дисциплинированности и целеустремленности;
  • воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;
  • формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.

ОСОБЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основными отличительными особенностями Школьного шахматного клуба являются:

  • многозадачность;
  • изолированность;
  • пониженная мотивация учащихся;
  • наличие сформировавшихся группировок учащихся со сложившимися отношениями;
  • повышенная психологическая утомляемость учащихся.

Многозадачность выражается в необходимости реализации учебных, спортивных, воспитательных и досуговых задач одновременно. В отличии от специализированных спортивных клубов и школ, главной задачей которых является спортивная результативность, детских садов и уроков в младшей школе, где шахматы являются общеразвивающей дисциплиной, и подростковых клубов, где главная задача – обеспечить досуг учащихся, школьный шахматный клуб должен гармонично сочетать все эти направления работы. В зависимости от способностей и потребностей учащихся школьный клуб должен предоставлять возможность всем желающим как интересно провести свободное время, так и обеспечить им условия для дальнейшего спортивного роста.

Еще одной особенностью школьного клуба является высокая степень изолированности. Опыт показывает, что контингент учащихся ограничен учениками школы, привлечь учащихся из других школ удается крайне редко. Это приводит к большим сложностям в реализации спортивных задач, выполнении учащимися разрядов, организации практических занятий. Играя с одними и теми же соперниками, творческий и спортивный рост шахматистов замедляется, а лидеры перестают совершенствоваться, т.к. не имеют соперников своего уровня.

Данная проблема может быть решена организацией регулярных выездных практических занятий и соревнований, участием учеников в районных соревнованиях и фестивалях.

Учащиеся, посещающие занятия, имеют различную мотивацию. Большинство учащихся слабо мотивированы и не ставят перед собой никаких спортивных задач, а приходят за компанию с друзьями или скоротать время в ожидании родителей. От педагога требуется приложить массу усилий, чтобы мотивация учащихся стала позитивной.

Каждый класс в школе является коллективом с уже установившимися психологическими связями. Как правило, в каждом классе формируются одна или несколько малых групп, состоящих из учащихся, более тесно связанных дружбой и общими интересами. Педагогу рекомендуется определить психологических лидеров, заинтересовать их шахматами, что обеспечит сохранность контингента и стабильность в детском коллективе.

Необходимо также учесть, что учащиеся на момент начала занятия уже длительное время находились и общались в школе, в классе, в коллективе, в группе продленного дня. По этой причине у учащихся раньше наступает психологическое утомление, влияющее на поведение, степень освоениение материала, практическую силу. Рекомендуется узнать были ли дети на прогулке, на обеде, на дополнительных занятиях, выполнили ли домашнее задание по основным предметам. Педагогу необходимо учитывать эти обстоятельства при проведении занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы - 3 года.  

Программа предусматривает 2 уровня интенсивности: базовый уровень и повышенный уровень.

Базовый уровень: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий — 2 час. Всего в году — 144 учебно-тренировочных часа.

Повышенный уровень: занятия проводяться либо 3 раза в неделю по 2 часа, либо 2 раза в неделю по 3 часа. Всего в году — 216 учебно-тренировочных часа.

Форма работ: групповая. Количество человек в группе: 10 — 15 человек

Набор в группу ведется среди мальчиков и девочек, в возрасте от 7 до 14 лет.

Возрастные особенности учащихся должны учитываться педагогом при выбре формы и способов подачи материала и организации занятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате освоения материала программы учащиеся должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и навыками практической игры.

Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в форме тест-заданий и оценки итогов выступлений учащихся в соревнованиях.

Диагностика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач проводится в форме опроса родителей, классных руководителей и учителей, а также в форме анкетирования учащихся.

В результате занятий по предлагаемой программе в конечном итоге:

•​ учащиеся будут знать:

- правила игры, ценность фигур;

- легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)

- понятия шах, мат, пат;

- владеть шахматной нотацией;

- постановку мата одинокому королю;

- стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

- чемпионов мира по шахматам;

- тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение)

- понятие комбинации;

- простейшие окончания;

- пешечные структуры (слабые и сильные)

- хорошие и плохие поля для расположения фигур;

- правила игры в соревнованиях;

- спортивные звания в шахматах, рейтинги и выдающихся шахматистов;

- 2-3 классические партии;

- тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген)

- 4-5 открытых дебютов, 4-5 полуоткрытых и закрытых дебютов;

- теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки.

- сильные и слабые поля;

- построение простых планов игры.

•​ учащиеся будут уметь:

- ставить мат в 1-3 хода разными фигурами;

- ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;

- ставить «детский мат» и защищаться от него;

- играть и записывать партию.

- проводить пешку с помощью короля;

- находить простые тактические удары и комбинации;

- находить 2-3 ходовые удары и комбинации;

- играть в силу 2 юношеского разряда.

Способы проверки знаний:

- тестовые задания;

- решение задач;

- участие в соревнованиях

Формы подведения итогов:

- проведение соревнований.

Уровень освоения программы — общекультурный — предполагает расширение двигательных навыков, приобретение коммуникативных навыков, обогащение жизненного опыта, опыта общения, развитие интересов в в спортивной сфере.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Общий учебный план (в часах).

Теория

Практика

Всего

Повышенный уровень интенсивности

1 год обучения

54

162

216

2 год обучения

54

162

216

3 год обучения

54

162

216

Всего

162

486

648

1-ый год обучения

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила игры. Контрольные занятия. Итоговое занятие.

6

18

24

2.

История шахмат

6

18

24

3.

Понятие дебюта. Прнципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры.

6

18

24

4.

Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля.

6

18

24

5.

Понятие середины игры. Стратегические задачи.

15

45

60

6.

Шахматная тактика. Решение творческих заданий.

15

45

60

ИТОГО

54

162

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Правила игры, Вводные, контрольные, итоговые занятия, теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.

Практика: Простые игры с фигурами, лабиринты, взятия фигур, «часовые».

2. История шахмат, теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие шахмат по миру, шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей.

Практика: игра без записи.

3. Понятие дебюта. Прнципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры, теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии.

Практика: игра с записью, разбор.

4 Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля, теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: линейный мат, мат ферзем, ладьей, двумя слонами.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Понятие середины игры. Стратегические задачи, теория - 15 часов, практика 45 часов.

Теория: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, главные задачи каждой стадии с примерами.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Решение творческих заданий теория - 15 часов, практика 45 часов.

Теория: решение задач на мат в 1 ход (120 заданий)

Практика: игра с записью, разбор.

К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

- правила игры, ценность фигур;

- легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)

- понятия шах, мат, пат;

- владеть шахматной нотацией;

- постановку мата одинокому королю;

- стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

уметь:

- ставить мат в 1 ход разными фигурами;

- ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;

- ставить «детский мат» и защищаться от него;

- играть и записывать партию.

2-ой год обучения

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила игры в соревнованиях.

6

18

24

2.

Чемпионы мира по шахматам.

6

18

24

3.

Открытые дебюты.

6

18

24

4.

Простейшие окончания.

6

18

24

5.

Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур

15

45

60

6.

Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) Итоговое занятие.

15

45

60

ИТОГО

54

162

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Правила игры в соревнованиях теория - теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: системы проведения шахматных соревнований: нокаут, круговая, швейцарская. Особенности различных шахматных соревнований. Правила игры в соревнованиях.

Практика: игра с записью, разбор.

2. Чемпионы мира по шахматам теория - теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: «Некоронованные чемпионы» - П.Морфи, А.Андерсен. Чемпионы мира В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.Р.Капабланка, А.Алехин, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г.Каспаров, В.Крамник. Чемпионы мира по нокаут-системе. Практика: игра с записью, разбор.

3. Открытые дебюты теория - теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: Королевский гамбит, Итальянская партия, Шотландская партия. Игра с записью, разбор.

4. Простейшие окончания теория - теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: король с пешкой против короля. Пешка против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур теория - 15 часов, практика 45 часов.

Теория: правила расположения фигур и пешек на доске. Понятие плана игры.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) теория - 15 часов, практика 45 часов.

Теория: элементарные тактические приемы, понятие комбинации. Решение двухходовых комбинаций.

Практика: игра с записью, разбор.

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

- чемпионов мира по шахматам;

- тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение)

- понятие комбинации;

- 2-3 открытых дебюта;

- простейшие окончания;

- пешечные структуры (слабые и сильные)

- хорошие и плохие поля для расположения фигур;

- правила игры в соревнованиях;

уметь:

- ставить мат в 2 хода разными фигурами;

- проводить пешку с помощью короля;

- находить простые тактические удары и комбинации;

- играть в силу 3 юношеского разряда;

3-ой год обучения

№ раздела и темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды.

6

18

24

2.

Классические партии

6

18

24

3.

Полуоткрытые и закрытые дебюты

6

18

24

4.

Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки

6

18

24

5.

Сильные и слабые поля,

построение простых планов игры

15

45

60

6.

Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) Итоговое занятие.

15

45

60

ИТОГО

54

162

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды: теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: система современных спортивных разрядов и званий. Международный рейтинг шахматистов. Выдающиеся исторические личности, игравшие в шахматы, выдающиеся шахматисты.

Практика: игра с записью, разбор.

2. Классические партии теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: самые известные партии в истории: Морфии – Консультанты, Андерсен – Кизирицкий и др.

Практика: игра с записью, разбор.

3. Полуоткрытые и закрытые дебюты теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: Скандинавская защита, французская защита, сицилианская защита, ферзевый гамбит, староиндийская защита.

Практика: Игра с записью, разбор.

4. Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки теория - 6 часов, практика 18 часов.

Теория: конь, слон, ладья, ферзь против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

5. Сильные и слабые поля, построение простых планов игры теория - 15 часов, практика 45часов.

Теория: выбор плана игры и его реализация. Использование сильных и слабых полей.

Практика: игра с записью, разбор.

6. Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) теория - 15 часов, практика 45 часов.

Теория: сложные тактические приемы. Сочетания тактических приемов. Решение трехходовых комбинаций.Практика: игра с записью, разбор.

К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

- спортивные звания в шахматах, рейтинги и выдающихся шахматистов;

- 2-3 классические партии;

- тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген)

- 4-5 открытых дебютов, 4-5 полуоткрытых и закрытых дебютов;

- теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки.

- сильные и слабые поля;

- построение простых планов игры.

уметь:

- ставить мат в 3 хода;

- находить 2-3 ходовые удары и комбинации;

- играть в силу 2 юношеского разряда.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Принципы обучения.

Принципами обучения данной программы являются доступность, наглядность, систематичность. Программа построена циклично, план каждого учебного года состоит из 6 разделов, которые изучаются последовательно, усложняясь ежегодно.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать теоретическую и практическую части (игру и разбор партий) или быстрые шахматы в равном соотношении. Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и участвовать в соревнованиях. Режим занятий должен соответствовать санитарным нормативам для образовательных учреждений. Желательно равномерное распределение учебной нагрузки втечение недели.

Методы и приемы обучения.

Для проведения теоретической части занятия педагогом используется словесный и наглядный методы, на практической части занятия – практический метод организации занятия.

Деятельность детей на теории носит разнообразный характер и может изменяться от слушателя до исследователя. На практической части – деятельность детей исследовательская в парах.

Основные приемы на теории: устный рассказ, показ материала на демонстрационной доске, показ материала на проекторе, самостоятельное решение учащимися аналогичных задач.

На практике основными приемами является игра в шахматы и разбор сыгранных учащимися партий.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Тема занятия

Количество часов

примечание

1

Вводное занятие

6

2

шахматная доска

6

3

ладья - 1

6

4

ладья - 2

6

5

слон – 1, легенда возникновения шахматной игры

6

6

слон – 2, древние шахматы

6

7

ферзь – 1, путешествие шахмат по миру

6

8

ферзь – 2, шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других известных людей

6

9

пешка - 1, буквы, цифры, поля

6

10

пешка – 2, буквы, цифры, поля

6

11

конь -1

6

12

конь -2

6

13

король - 1

6

14

король - 2

6

15

шах и мат - 1

6

16

шах и мат - 2

6

17

дебют

6

18

развитие фигур

6

19

рокировка

6

20

нападение и защита - 1

6

21

нападение и защита - 2

6

22

размены, ценность фигур - 1

6

23

размены, ценность фигур - 2

6

24

эндшпиль линейный мат - 1

6

25

эндшпиль линейный мат - 2

6

26

эндшпиль линейный мат - 3

6

27

решение задач - 1

6

28

решение задач - 2

6

29

решение задач - 3

6

30

решение задач - 4

6

31

решение задач - 5

6

32

решение задач - 6

6

33

решение задач - 7

6

34

решение задач - 8

6

35

решение задач - 9

6

36

решение задач - 10

6

Для проведения занятий необходимо помещение, оборудованное столами и стульями, 15 комплектов шахмат и демонстрационная шахматная доска. Для проведения соревнований необходимо 10 шахматных часов. Программой предполагается использование компьютера и проектора. Желательно использовать шахматы и часы, рекомендованные для проведения соревнований федерацией шахмат ФИДЕ: шахматы – стаунтон №6, часы DGT-2010.

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для педагога

1.​  Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.

2.​  В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.

3.​  Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.

4.​  Эстрин Я.Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС, 1982.

5.​  Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, 1982.

6.​  Волокитин А., Грабинский Вл. Самоучитель для вундеркиндов. Москва. «Рипол Классик», 2009.

7.​ Х.Р.Капабланка. Учебник шахматной игры. ФиС, 1980.

8.​  А.А.Алехин. Триста избранных партий. ФиС, 1989.

9.​ А.В.Котов. Как стать гроссмейстером. ФиС, 1984.

10.​  О.В.Чеботарев. Уроки шахматной стратегии. Воениздат, 1981.

11.​ Д.И.Бронштейн. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, 1980.

12.​  Энциклопедия шахматных миттельшпилей. Белград, 1980.

13.​ А.Н.Ройзман.400 миниатюр. Берлин, 1980.

14.​  Малая дебютная энциклопедия. ФиС, 1985.

15.​ М.М.Ботвинник. Аналитические и критические работы (1-4 том). ФиС, 1986.

16.​  М.И.Дворецкий. Искусство анализа. Прогресс, 1992.

17.​  Л.Портиш, Б.Шаркози. 600 окончаний. ФиС, 1979.

18.​  Энциклопедия шахматных окончаний. Белград,1980.

19.​ Ю.Л.Авербах. Шахматные окончания. ФиС, 1981.

20.​  М.И.Шерешевский. Стратегия эндшпиля. ФиС, 1988.

Список компьютерных программ для педагога

1.​ Динозавры учат шахматам.

2.​ Шахматная тактика для начинающих.

3.​ Шахматная школа для начинающих.

4.​ Шахматы в сказках.

5.​ Энциклопедия комбинаций.

6.​ Свисс – жеребьевка.

Список литературы для обучающихся и родителей

1.​ Иващенко «Учебник шахматных комбинаций»

2.​ Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.

3.​ В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.

4.​ Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...

рабочая программа по "Шахматам"

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы и 5-8 классы...