Рабочая программа по Шахматам
календарно-тематическое планирование на тему

Салчак Юрий Сергеевич

             Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда

________________Ёнзак Д.Д.

«_____» ________________ 2015г

 

                 Согласовано

Зам.директора по ВВР МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда

_________________Дадар-оол Б.Д.

«______»    _________________ 2015г

 

                Рассмотрено

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

 ____________ Ортыгашева Ш.Д.

«______» ______________2015г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физической культуры

                                                                                                                          и шахматам Салчак Ю.С

 

 

 

 

 

 

 

 

Ак-Довурак-2015

 

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского

Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа «Шахматная школа»  предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.

   Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.

   Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

1)      образовательная:

·         расширяет кругозор;

·         пополняет знания;

·         активизирует мыслительную деятельность младших школьников;

·         учит ориентироваться на плоскости;

·         тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .

 

2)      воспитательная:

·         вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,

уверенность в своих силах, стойкий характер;

 

3)      эстетическая:

·         умение находить нестандартные решения

 

  Цель программы: 

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

 

Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так  и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

 

Ожидаемый результат:

В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся

должны знать:

1. основные правила игры;

2. названия и силу шахматных фигур;

3. цель шахматной игры.

 

должны уметь:

1. располагать фигуры на шахматной доске;

2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;

3. решать элементарные шахматные задачи.

 

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

 

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.

 

2.Содержание обучения.

 

Таблица тематического распределения количества часов

№ п\п

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2.

Ходы и взятия фигур

8

3

5

3.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

8

3

5

4.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен

8

2

6

5.

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

10

3

7

6.

Особенности матования одинокого короля

7

2

5

7.

Тактические приёмы и особенности их применения

7

2

5

8.

Начальные сведения об эдшпиле

8

2

6

9.

Начальные сведения об мительшпиле

8

2

6

10.

Подведение итогов года

2

-

2

 

Итого

68

20

48

 

 

 

 

 

 

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД  «Литера»,2005.

Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.

Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmat.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

             Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда

________________Ёнзак Д.Д.

«_____» ________________ 2015г

                 Согласовано

Зам.директора по ВВР МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда

_________________Дадар-оол Б.Д.

«______»    _________________ 2015г

                Рассмотрено

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

 ____________ Ортыгашева Ш.Д.

«______» ______________2015г

Рабочая программа

спортивно-оздоровительного направления

 «Шахматная школа»

Учитель физической культуры

                                                                                                                          и шахматам Салчак Ю.С

Ак-Довурак-2015

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского

Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа «Шахматная школа»  предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры. 

   Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.

   Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

  1. образовательная:
  • расширяет кругозор;
  • пополняет знания;
  • активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
  • учит ориентироваться на плоскости;
  • тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .

  1. воспитательная:
  • вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,

уверенность в своих силах, стойкий характер;

  1. эстетическая:
  • умение находить нестандартные решения

  Цель программы:  

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так  и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Ожидаемый результат:

В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся

должны знать:

1. основные правила игры;

2. названия и силу шахматных фигур;

3. цель шахматной игры.

должны уметь:

1. располагать фигуры на шахматной доске;

2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;

3. решать элементарные шахматные задачи.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.

2.Содержание обучения.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п\п

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2.

Ходы и взятия фигур

8

3

5

3.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

8

3

5

4.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен

8

2

6

5.

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

10

3

7

6.

Особенности матования одинокого короля

7

2

5

7.

Тактические приёмы и особенности их применения

7

2

5

8.

Начальные сведения об эдшпиле

8

2

6

9.

Начальные сведения об мительшпиле

8

2

6

10.

Подведение итогов года

2

-

2

Итого

68

20

48

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД  «Литера»,2005.

Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.

Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...

рабочая программа по "Шахматам"

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы и 5-8 классы...