Конспект урока чтения и развития речи "Е. Пермяк. "Бумажный змей"
план-конспект урока на тему

Урок разработан для 3-го класса ( дети с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_3_klasse.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения для 3 класса

по теме: Евгений Андреевич Пермяк.

«Бумажный змей»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Е.А. Пермяка, формировать интерес к чтению произведений Е.А. Пермяка и умение самостоятельно читать, развивать и корригировать правильное, выразительное и беглое чтение, развивать внимание, воображение, обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества, интерес к детской литературе.

Оборудование:

выставка книг Е.А. Пермяка;

словарные слова (мочало, дранки, моток ниток, за пазухой, на пригорке);

картинки бумажного змея;

зеркала;

пословицы;

картинки к артикуляционной гимнастике;

иллюстрация к рассказу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель спросит — надо встать.

Когда он сесть позволит — сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А лучше руку подними.

Ребята, все запомнили (да)

ну а теперь тихо садитесь и начнем наш урок.

II. Артикуляционная гимнастика

а)Тик-так, тик-так

Ходят часики — вот так!

Влево тик, а вправо так.

Ходят часики вот так! (часы)

б) Рот прикроем мы немножко,

 Губки сделаем окошком.

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят. (окошко)

в) Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (чистим зубки)

г) Широка наша река,

И улыбка широка.

Зубки все наши видны -

От краев и до десны. (заборчик)

д)Нашим детям очень смело

На губу варенье село.

Нужно им язык поднять,

Чтобы капельку слизать (варенье)

е) Я лошадка — серый бок (цок-цок).

Я копытцем постучу (цок-цок).

Ели хочешь - прокачу (цок-цок) (лошадка)

ё) На тонкой ножке вырос гриб,

   Он не мал и не велик.

   Присосался язычок!

   Несколько секунд — молчок! (грибок)

III. Дыхательные упражнения.

- Ребята, встаньте пожалуйста.

а) Закройте глаза, постарайтесь успокоиться, расслабиться. Сделаем глубокий вдох (через нос), задержим дыхание на несколько секунд, и выдох (через рот). Выполняем 2-3 раза.

б) Упражнение «Обдуваем плечи».

Делаем вдох через нос, затем поворачиваем голову налево и делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Далее делаем вдох, поворачиваем голову направо и делаем выдох через рот.

в) «Потягушечки»

На вдохе хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе руки опускаем, встаем на всю стопу и произносим «Ух-ух»

г) «Дудочка»

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

IV. Работа по слоговым таблицам.

Дети произносят сначала гласные звуки шепотом, потом вполголоса, потом громко. Так же и со слогами.

СА, СО, СУ, СЫ, СИ.

НО, НИ, НЕ, НЮ, НА.

РУ, РЫ, РЕ, РО,РА.

V. Работа со скороговоркой.

Ты с друзьями не дерись

И игрушками делись.

Сначала учитель читает медленно, затем быстрее и совсем быстро. Затем дети произносят либо хором, либо индивидуально

VI. Зрительная гимнастика.

Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза)

Важно глубоко вдохнуть (глубокий вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут (глаза открывают, делают круговое движение глаз по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят наши глазки всё!

(глаза распахнуты, на губах — широкая улыбка)

 - мы подготовились, а теперь проверим домашнее задание.

VII. Проверка домашнего задания.

Несколько уроков подряд мы знакомились с творчеством детской писательницы Валентины Александровны Осеевой и ее рассказом «Волшебное слово». Давайте вместе прочитаем IV часть.

 1. Чтение детьми рассказа по цепочке.

 2. Беседа по вопросам учителя.

- Назовите имя главного героя. (Павлик)

- О каком волшебном слове идет речь в рассказе? (пожалуйста)

- Почему слово «пожалуйста» называют волшебным? (если его правильно произносить, то люди становятся добрыми и ласковыми)

- А как надо произносить волшебное слово?(тихим голосом, глядя прямо в глаза, чтобы твой собеседник видел, что ты искренен)

-Какие еще «вежливые слова» вы знаете?( спасибо, благодарю, извините, будьте любезны).

- Выставление оценок за домашнее задание

VIII. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Евгения Андреевича Пермяка, но об этом немного позже.

- А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги.

- Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяков)

- А чем они отличаются ( разные рассказы, сказки и т.д)

Во втором классе мы знакомились с произведениями Е. А. Пермяка «Про нос и язык» (Из раздела умелые руки не знают скуки), а также «Самое страшное» (из раздела Что такое хорошо и что такое плохо)

В первой четверти 3 класса мы читали рассказ «Смородинка» (из раздела Учимся трудиться), а позже познакомимся еще рассказом «Знакомые следы».

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям. А вот с каким рассказом мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Эта птица не умчится,

Эта птица возвратится.

Пусть кружит под облаками –

Хвостик я держу руками (бумажный змей)

На доске вывешивается картинка бумажного змея.

- А вот, кто будут герои нашего рассказа и как будут развиваться события, вы узнаете, если внимательно меня послушаете. Сядьте ровно, закройте учебники, следите за моей интонацией и внимательно слушайте. Но для начала проведем словарную работу.

IX. Словарная работа.

МОЧАЛО – часть коры молодой липы , которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало.

ДРАНКИ – тонкие деревянные доски.

НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм.

ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса.

МОТОК – клубок ниток

X. Чтение рассказа учителем.

XI. Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише,тише.

Наши ручки поднимаются

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

XII. Чтение рассказа детьми.

-жужжащее чтение

-чтение по абзацам.

XIII. Беседа по содержанию.

- Ребята, как звали мальчиков? (Боря, Сёма, Петя)

- Что захотел сделать Боря?(змея)

- Чего не хватало Боре?(мочала и ниток)

- А какие материалы были у Сёмы?(нитки) Чего ему не хватало? ( не хватало листа бумаги и мочала)

- Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос и прочитаем (стр.87)

- А что было у Пети?(мочало, а не хватало ниток, бумажного листа и дранок)

- Как вы понимаете выражение « У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает»?

- Чего ребята не умели делать? (они не  умели дружить)

-Поэтому они не смогли запустить бумажного змея? (Нужно уметь делиться, быть добрым)

- Какие условия нужны, чтобы змей полетел? (хороший ветерок)

XIV. Игра «Выбери нужную пословицу»

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Делу время, а потехе час.

- Ребята, какая пословица подходит к данному рассказу?

XV. Подведение итогов.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились? («Бумажный змей»)

- Назовите автора этого произведения. ( Е. А. Пермяк)

- Хорошо уметь дружить? (да)

- А вы, ребята дружные? (да)

- Давайте повторим новую скороговорку еще раз.

XVI. Заключительная часть.

- В разных странах мира существуют свои уникальные змеи. В Индии, например, в виде бабочек и осьминогов, в Китае – в виде драконов и панд. Они бывают разных размеров: от маленьких до больших, ярких и запоминающихся цветов, но для этого должен быть обязательно ровный ветер, без которого они не полетят (Учитель демонстрирует классу картинки с изображением бумажных змеев).

XVII. Итог.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

- Удачи вам, дорогие ребята! Старайтесь помогать друг другу, дружите все вместе. Хороших вам друзей. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...

конспект урока чтения и развития речи

тема урока:Звук и буква Б. конспект урока в 1 классе (Vlll вида)....

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...