Открытый урок "Экономика и экология"
план-конспект урока на тему

Рындина Ирина Николаевна
Открытый урок "Экономика и экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Экономика и экология»

проводится в 3 «Б» классе, УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.

Тема

Экономика и экология

Педагогическая цель

Познакомить с двумя сторонами экономики-полезной и опасной (положительной и отрицательной)

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

- знать об «экономике» и « экологии» и обнаруживать связи между ними,

- рассматривать и сравнивать иллюстрации и слайды, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины

« Экономика», «Экология», «Экологическая катастрофа»

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организация начала урока

II.Актуализация знаний, целеполагание

III.Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний)

IV.Исследовательская работа

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

VII.Работа по рабочей тетради

VIII.Домашнее задание

IX.Рефлексивно-оценочный этап.

X. Оценки

 

 Учитель: Ребята, я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши горящие глаза, а главное — ваше желание учиться, узнавать новое и интересное.

 - Я не ошиблась? У каждого на партах лежат смайлики, покажите с каким настроением начинаем наш урок.

- Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Спокойная музыка

и вслушайтесь в слова:

- «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

-(открываем глаза)

- Что изображено на слайде? 

- Что находится на земле?

Спокойная музыка

 Слайд 1. Я хочу, чтобы вы на уроках окружающего мира не только видели красоту природы, но и понимали, что от каждого из нас зависит судьба планеты. Поднимите руки те, кто со мной согласен?

- Обратите внимание, что изображено на слайде?

 (слайд цветущий луг)

- Ребята, посмотрите, какой красивый цветущий луг. У нас тоже красивая поляна с цветами. Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе цветок.

 (дети выходят к доске)

- с обратной стороны цветка написаны строки стихотворения, давайте их прочитаем.

-Молодцы. Справились с заданием. Возьмите свой цветок и положите себе на парту. В течение всего урока за правильные ответы вы будите получать цветок.

- Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. 2017 г. в нашей стране объявлен годом экологии.

- Как вы думаете, для чего это делается? 

- Что такое экология? (наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой) карточка

- Что изучает экология? (как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями)

- По утверждению многих учёных человечество идёт к экологической катастрофе. Наш природный дом оказался в опасности.

-Что мы должны делать, чтобы его сберечь?

- Есть люди, которые занимаются экологией, хорошо знают природу, занимаются ее охраной.

- Как называется это профессия?

- Каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Карточка

 (На доске 2 слова экология и эколог)

- Есть еще 1 слово похожее по звучанию. Мы знакомы с этим словом, что это такое? Карточка экономика

-Что такое экономика?          

  • Перед вами 2 слова экономика и экология. Это и будет тема сегодняшнего урока. (Экономика и экология)

- Как вы думаете, связаны ли между собой понятия экономика и экология?

- Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы?

- Значит на уроке мы должны получить новые знания, обсудить, проанализировать, сделать выводы. И тогда мы сможем ответить на вопрос:

- Как экономика влияет на экологию?

 (слайд) пожар, наводнение, разлив нефти т.д.

- Что мы с вами увидели?

-Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Кто знает, как называются эти бедствия? (катастрофа) Случилась экологическая катастрофа. Слайд (Хором)

-а кто виноват в такой катастрофе?

Вывод: В этом виноваты люди.

- Об этих и других ситуациях вы можете прочитать в учебнике дома.

Должен ли человек понять причины возникновения этих катастроф, чтобы избежать их?

- Хотите в этом разобраться?

- Почему люди развивают экономику?

- Зачем строят заводы, фабрики?

-Для чего нам нужны атомные электростанции?

- Давайте порассуждаем, может ли современный человек обойтись без экономики?

- ответьте на вопросы:

- Из каких отраслей состоит экономика?                          

- Что даёт людям сельское хозяйство? (Продукты питания)

- Что производят другие отрасли для удовлетворения потребностей человека?                                                                                                                      

-  Можем мы обойтись без товаров и услуг? (нет)

- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?  (Слайд)

- Это влияние положительное или отрицательное?

- Откройте учебник на странице 80 и прочитайте НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА            

Вывод: человек не может обойтись … без экономики.

- Молодцы. Хорошо отвечали.      

                   

-А сейчас я предлагаю вам поработать экологами. Мы попытаемся выяснить причины некоторых природных и техногенных катастроф, их последствия и выработать правила поведения во время катастроф.

- Работать будем в парах. Предлагаю игру, «В какой руке» (цветы).

- Прошу прочитать название катастроф

1. Наводнение.

2. Пожар.

-Работать будем по единому плану (слайд)

- Прочитайте план:

- Назовите причины наводнения или пожара?

- Как надо себя вести при угрозе наводнения пожара?

-Для того чтобы ответить на эти вопросы вы можете воспользоваться банком данных.

-Откройте коробку, достаньте карточки с вопросами, расположите карточки, в соответствии с планом на слайде.

-Из банка данных подберите ответы и расположите их на нужные карточки.

Совместная проверка и обсуждение результатов.

1 группа: Наводнение

- Назовите причины наводнения?

1.Обильные осадки, дожди;

интенсивное таяние снега.

2.Образование заторов (льдины весной);

3.Разрушение гидротехнических сооружений.

Как надо себя вести при угрозе наводнения?

1.Позвонить в службу спасения МЧС по № 112

2. Постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий.

3. В первую очередь из зоны затопления вывезти детей.

4. Спасти людей, где бы они ни оказались.

5. Продовольствие, ценные вещи, одежду обувь

перенести на верхние этажи.

6. Из опасных районов эвакуировать население и домашних животных.

2 группа: Пожары

Назовите причины возникновения пожара?

1.Неосторожное обращение с огнем и бытовыми приборами. Игра со спичками.

2.Молнии; поджоги.

Гибель леса, растений и животных.

3.Аварии на дорогах или производствах.

Как нужно себя вести при пожаре?

1.Позвонить по №01 или112

2.Сообщить взрослым.

3.Перекрыть газ, воду.

4.Выводить и вывозить людей из зоны бедствия.

5.Выйти на улицу.

6. Использование специализированных или подручных средств: песок, вода, огнетушитель, маски.          

7. Рот и нос прикрывать ватно-марлевой повязкой, платком или полотенцем.

- Замечательно поработали над исследовательской работой и за это получаете цветочки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

- Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существуют еще экологические прогнозы.

- Это тоже предсказания

- Ученые – экологи, используя свои знания, предсказываю, к каким последствиям могут привести то или иное вмешательство человека в природу.

- Ребята, как вы думаете, что будет если:

1) На реке произойдет авария нефтеналивного танкера?        

2) В озеро сбросят ядовитые отходы производства.

- Экологи помогают решить, будет ли безопасным для среды предприятия, которое предполагается построить в том или ином месте. Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных для самого себя.

- Мы знаем, в помощь есть не только учебник, но и рабочая тетрадь. Откройте рабочую тетрадь на стр. 51.

- Продолжаем работать экологами. Рассмотрите картинку.

- Дайте свои экологические прогнозы и рекомендации для данного случая.

- Какие меры охраны окружающей среды, необходимы в этом случае?

- Молодцы. Хорошо разобрали ситуацию. (цветы)

Подведём итоги. Закончите мои предложения:

Экономика и экология … тесно связаны друг с другом.

Положительная сторона экономики…

Отрицательная сторона экономики…

-Молодцы!

-(Слайд) Прочитав параграф в учебнике на стр.79-83, вы можете выполнить номера 1 и 3 дома. В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

- Какую тему мы изучали?

- Какие понятия повторили?

−Что нового вы узнали на уроке?

-Что вам особенно понравилось или запомнилось?

- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Гибнет природа, её нужно охранять)

- Что осталось непонятным?

Учитель: Мы с вами обсудили очень важные проблемы.

- Может ли человек избежать негативного, отрицательного влияния экономики на природу, чтобы не было катастроф?

- а как не должен поступать человек? Каким он должен быть?

-Так какая же есть опасная сторона экономики? (загрязнение окружающей среды)

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно.

Оцените себя.

Ребята вы наше будущее и от того как вы будите учиться, а в дальнейшем работать водителями, экологами, инженерами т.д. зависит будущее нашей планеты. И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы надо начать с себя. (Слайд планета в руках)

- Даже сейчас. Мы с вами можем нашу волшебную поляну сделать лучше.

 Украсьте поляну своими цветами, которые заработали своими правильными ответами.

- Понравился ли вам наш урок? - с какими настроением мы заканчиваем наш урок? Покажите смайликами.

- Вы хотите, чтобы и наши гости берегли нашу планету от загрязнений?

- Подарите им свои цветы.

-Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо.

Планета Земля.

Страны, горы, реки и т.д.

Обучающиеся выходят к доске

1.Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

2.

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

3.

Пора бы человечеству понять,

Богатство, у природы отбирая,

4.

Что Землю надо охранять:

Она, как мы, такая же живая!

    Ответы обучающихся

  Отвечают на вопросы учителя

Ответы детей

Ответы обучающихся

Мнения разделились

Ответы детей

Обучающиеся класса разделены на 2 группы

Дети достают название одной катастрофы.

Представитель каждой группы читает название катастрофы.

Пожар, наводнение

Читают хором.

В зависимости от выбора темы дети получают банк данных. «Коробку, красный - пожар, синий – наводнение».

Причины          Как надо              

                         себя вести                

                         при угрозе?            

                                                               

 

 Учащиеся выполняют движения

Ответы учащихся

Ответы обучающихся

Записывают в дневники домашнее задание

Осуществляют самооценку.

Показывают смайлики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Открытое воспитательное занятие "Экология школьного двора" с презентацией

Одним из направлений деятельности школы является экологическоевоспитание школьников. Школьный двор и школьная территория сталиэффективным средством формирования экологической культуры учащихся,становл...

Открытый урок: Тема: «Экология. Защита окружающей среды»

Открытый урок:Тема: «Экология. Защита окружающей среды»Обобщающий урок .8 к.л.Учитель англ.языка Габолаева В.К.МОУ « Гимназия №17» г. ЭлектростальМосковская область2011-2012 учебный год.Цели:1.Формиро...

Открытый урок по экологии с презентацией

Урок для учащихся 8 класса о вреде курения...

Открытое мероприятие по экологии "Интересное в мире природы"

Для школ,р аботающих по экологическому воспитанию или для классного часа по экологии природы. Материал очень интересный. Много интересных фактов, есть задания для учащихся....