«Интегративность как элемент внеурочной музыкальной деятельности»
статья на тему

Рыбцова Татьяна Александровна

В своей работе я очень часто применяю интегративность. Так как предметом моего преподавания является музыка, то она отлично сочетается на уроке с такими дисциплинами, как литература, изобразительное искусство, театр, танцевальное искусство. В результате чего появляются яркие незабываемые номера, которые  являются отличным результатом работы и участниками в различных конкурсах и выступлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rybtsova_t_fest.ped_.id_.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рыбцова Татьяна Александровна,

учитель музыки

Муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 20

г.Минеральные Воды

Интегративность как элемент внеурочной музыкальной деятельности

Интегративность – это гармония целостного, это результат, получаемый от взаимодействия нескольких элементов. Интегративность образовательных предметов возможна в том случае, когда этого требует логика учебного материала и свободная воля педагога. У предметов эстетического цикла есть возможность интегрировать различные сферы, и я ее использую в своей работе.

Интегративность во внеурочной музыкальной деятельности является синтезом знаний для реализации учащимися поставленной творческой цели с привлечением содержания из других видов искусств. В результате чего на интегрированных занятиях образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Интегрируя такой предмет, как музыка, с разными видами искусства или школьной наукой, нельзя забывать, что предметные цепочки должны заканчиваться объектом – субъектом, для которого все это и делается, т. е каждая интеграция должна выглядеть примерно так:

Музыка + литература + Я (ученик) = мое новое представление о предмете или продукт моей деятельности;

Музыка + литература + театр (кино) + Я (ученик) = мое новое представление о предмете или продукт моей деятельности;

Музыка + танец + Я (ученик) = мое новое представление о предмете или продукт моей деятельности.

Смысл интегративности обучения – насыщение занятий искусством, развитие эмоционально-эстетической сферы детей, активизация детского творчества  в реальном живом процессе порождения искусства (музыки, театрального действия, танца, художественной среды школы). Для этого я использую технологию развития ассоциативно-образного мышления школьников, подразумевающую взаимодействие музыки с искусством литературы, театром, кино и танца. Приветствую и развиваю у учащихся чувство креативности, которое помогает справиться с поставленными целями и задачами и обусловливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся. Применение интегративности во внеурочной музыкальной деятельности приводит к оригинальным, нестандартным способам творчества и результату выполнения. Моя работа в режиме интегративности и взаимодействия предметов или областей – это целенаправленная и систематическая работа, а не разовая или фрагментальная акция. Интегративность в искусстве делает педагогику личностно-ориентированной и позволяет моим ученикам самовыражаться в художественной форме.

Применяя интегративность во  внеурочной музыкальной деятельности, я с моими учениками создавала следующие художественные номера:

  1. Песня в сопровождении танцем;
  2. Песня-сценка (использование вокального и актерского мастерства);
  3. Сценка урока (использование актерского мастерства);
  4. Литературно-музыкальные композиции (сценарии и инсценирование фрагментов из фильмов и мультфильмов).

Это яркие, оригинальные номера, раскрывающие таланты и способности учащихся. Над применением интегративности во внеурочной музыкальной деятельности я работаю не один год, выступления своих учащихся я представляю на школьных концертах и муниципальных конкурсах, и вот результаты.

Моя ученица Плотникова Дарья исполнила песню «С днем учителя, милые дамы! Господа, с днем учителя Вас!» на школьном концерте, посвященном Дню учителя (октябрь 2013г.), и в сопровождении старшеклассники представили для зрителей танец – вальс. За короткое время я научила ребят вальсировать, раскрывая им тонкости этого танца. Эффект неожиданности также присутствовал в этом номере, так как вальсирующие появились во время последнего куплета песни.

Музыкально-литературная композиция «Воспоминание о войне», посвященная Победе над фашистскими войсками и представленная 8 классом на муниципальном конкурсе «Юные дарования» (апрель 2015г.), позволила ребятам на некоторое время перенестись в прошлое и прочувствовать все тяжести и сложности военного и поствоенного периода. Читая свои монологи, ребята вкладывали в свои слова сопереживание и трагизм происходившего, вызывая у зрителей слезы на глазах. Молчанова Диана была отмечена членами жюри в номинации «Художественное чтение», ей было присуждено 2 место. Ребята также являются школьными победителями конкурса военно-патриотической песни и не раз выступали в фестивалях и на вечере встречи с ветеранами ВОв.

Художественный номер «Учительские страдания», подготовленный к концерту, посвященному 8 Марта (март 2016г.), состоял из песни и ее инсценирования, где учащиеся проявляли как свои вокальные данные, так и актерское мастерство. В этом выступлении ученица побывала в роли учителя и прочувствовала всю его долю. Действия учащейся соответствовали тексту и характеру песни. Важнейшей задачей здесь было достигнуть творческого союза, при этом не растеряв индивидуальных особенностей каждого элемента номера.

В апреле 2016г. коллектив 9А класса и еще двое учеников 7В, с которыми мы уже представляли музыкально-литературную композицию на городской конкурс, вновь выступил с новой работой на ежегодном муниципальном конкурсе «Юные дарования». Конкурс был посвящен Году Российского кино, и я с ребятами подготовила фрагмент из советского кинофильма «Большая Перемена». Учащимся помогла слаженность в работе, так как таким составом ученики многократно выступали на различных концертах, фестивалях и конкурсах. К тому же в фильме был сюжет о 9А классе, что совпало с литерой класса моих выступающих и вызвало у них большой интерес, азарт, готовность к занятиям, сложной и долгой работе над сценарием, своим текстом и над собой. Каждому учащемуся был подобран персонаж в силу их личных качеств и характера. Благодаря использованию интегративности, ребята максимально точно воспроизвели фрагмент из кинофильма и вжились в роль своих героев. В композиции ученики раскрывали как свои актерские способности, так и творчески вокальные, так как здесь была и общая песня, и индивидуальная. А заканчивалась композиция школьным вальсом, который был очень популярен во времена фильма. И снова ребята учатся еще и танцевальным азам. Эта внеурочная подготовка настолько их увлекла, что ученики настроились только на победу. Сосредоточившись и держа в голове все пункты интегративных занятий, ребята достойно выступили на конкурсе и были радостно встречены публикой. Жюри отметило высокую работу детей и присудило им заслуженное 1 место, вручив кубок и диплом. Эта победа вдохновила ребят на новые творческие работы и выступления.

В этом году мои учащиеся ко Дню учителя подготовили сценку – экзамен по английскому языку. Здесь не было вокального сопровождения. Ребятам была дана возможность раскрыть свои актерские таланты индивидуально, некоторую сложность представляло использование фраз на иностранном языке, но дети справились и с этим. Шуточная ситуация и в то же время иногда встречающаяся в учебной практике понравилась зрителям.

В сентябре этого года мы с учениками 4Г класса подготовили  литературно-музыкальную композицию по мультфильму «Буратино» и выступили в интеллектуально-творческой игре «Калейдоскоп», посвященной Году Российского кино в номинации «Инсценирование». Учитывая вновь характер детей, были распределены роли, и ребята справились с поставленной целью. В заключении композиции прозвучала общая песня, отражающая еще одну сторону способностей учащихся. Жюри присудило ученикам 2 место.

Таким образом, я вижу положительные нюансы интегративности в применении их на своих внеурочных музыкальных занятиях, что позволяет накапливать творческий потенциал ребенка. После серии подобных занятий на итоговом выступлении происходит своеобразный коллективный творческий всплеск, и дети творчески проживают эмоциональный подъем, свойственный художественно-образным задачам, которые вместили в себя все рассматриваемые произведения искусства.

Исходя из опыта работы в этом направлении, я пришла к выводу, что необходимо:

  1. повышать свою квалификацию;
  2. быстро оценивать ситуацию и возможности учащихся;
  3. учить детей самостоятельности;
  4. учить детей принимать решения и нести за них ответственность;
  5. адаптироваться к интегративности видов искусств;
  6. нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Интегративные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, различных видов искусства, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Интегративность даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учащихся.

Таким образом, интегративность - это сложный процесс, требующий от детей:

- рассматривать любые явления с разных точек зрения;

- развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

- формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования;

- развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС

Внеурочная  музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС....

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются ориги...