Развитие пассивно-активного словаря по теме "Дикие животные". Формирование диалогической речи посредством жестового языка
план-конспект урока (5 класс) по теме

Понкратова Галина Ивановна

Конспект индивидуального логопедического занятия  с учащимся 5в класса "Особый ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye._zayats.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение   школа  № 25

Петроградского района Санкт-Петербурга

Конспект индивидуального логопедического занятия

 с учащимся 5 «В» класса  «особый ребенок»

 

Андреем И.

(Системное недоразвитие речи тяжелой степени)

Логопедическая тема Развитие пассивно-активного словаря по лексической теме. Формирование диалогической речи посредством использования жестового языка.

Лексическая тема  Дикие животные. Заяц                            

                                                         

   Учитель-логопед  Понкратова Г.И.

Логопедическая тема   Развитие пассивно-активного словаря по лексической теме. Формирование диалогической речи посредством использования жестового языка.

Лексическая тема   Дикие животные. Заяц

Цель: Расширить и уточнить пассивно-активный словарный запас предметов, глаголов и признаков.

Формирование диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы по картинкам с использованием жестового языка

Задачи:

Образовательные: учить  соотносить слова-предметы, слова-действия, слова-признаки  с изображением на картинке; побуждать к воспроизведению жестовой речи для обозначения названий диких животных, их действий и признаков

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие;  зрительный  гнозис; слуховое внимание и чувство ритма;  общую и мелкую моторику;  внимание; подражательную деятельность; жестовую речь

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, усидчивость; целенаправленность деятельности в контексте ситуации

Оборудование: 

  • образная игрушка — заяц;  
  • карточки (большая и маленькая) с изображением зайцев;  
  • маленькие карточки с изображением действий животных;  
  • поднос с манной крупой;  
  • веточки с листочками (большая и маленькая);
  • музыкальная игрушка — барабан;
  •  карточки (пиктограммы) для составления расписания;
  • фотографии;
  • пиктограммы «мальчик», «девочка»;
  • демонстрационная доска;
  • демонстрационное полотно (2)

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие

- Андрей, мы начинаем наш урок (подкрепление жестом «урок»).

- Что мы делаем в начале урока?

Логопед демонстрирует ребенку пиктограммы «привет» и предлагает использовать для приветствия соответствующий жест.

Ребенок здоровается с логопедом.

 Соотнесение изображения на фотографии с образом — Я. Определение гендерной принадлежности

- А теперь посмотрим фотографии.

Логопед демонстрирует фотографии детей, на одной из них Андрей.

- Андрей, посмотри внимательно и покажи, где ты на фотографии?

Ребенок выбирает соответствующую фотографию.

- Андрей, это кто?

Ребенок   выполняет жест «Я».

Затем логопед предъявляет ребенку пиктограммы «мальчик», «девочка» (с подкреплением жестами «мальчик», «девочка») и предлагает ребенку выбрать нужную, в соответствии с его гендерной принадлежностью. Ребенок выбирает соответствующую пиктограмму.

- Андрей, это кто?

Ребенок отвечает, используя жест «мальчик»

- Кто у нас мальчик?

Ребенок выполняет жест «Я».

II. Основная часть

 

Раздается стук в дверь.

- Андрей, мне кажется кто-то пришел и стучится в дверь. Давай посмотрим, кто это.

Логопед вместе с ребенком открывают дверь. За дверью заяц. Логопед демонстрирует образную игрушку, называет ее, подкрепляя жестом «заяц»

- К нам в гости пришел заяц! Это заяц!

Логопед читает стихотворение, обозначая ключевые слова жестами «заяц»,

В гости к нам пришел зайчишка,

Длинноухий шалунишка.

Быстрые у зайца ножки,

Ловко скачет по дорожке.

Соотнесение изображения предмета со словом

Ребенку предъявляются  карточки  с изображением животных разного размера (заяц большой, заяц маленький).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть изображения , называет их, с использованием жестов «заяц», «большой», «маленький». Затем предлагает ребенку ответить на вопросы.

- Андрей, покажи, где большой заяц?

- Андрей, покажи, где маленький заяц?

Ребенок отвечает на вопросы, используя «указательный» жест.

Соотнесение изображения признаков со словом, использование жестов в ответах на вопросы

Логопед вместе с ребенком рассматривают те же картинки.

- Андрей, это кто?

- Андрей, это какой заяц?

Ребенок называет животных и отвечает на вопросы, используя жестовую речь «заяц», «большой», «маленький»

Соотнесение изображения действий со словом, использование жестов в ответах на вопросы

Ребенку предъявляются маленькие карточки с изображением действий.

 Логопед называет действия, предлагает рассмотреть их и просит ребенка  показать нужное изображение, затем ребенок отвечает на вопросы, используя жестовую речь

- Посмотрим, что может делать наш зайчик. Зайчик может спать, сидеть, есть, ходить.

-Андрей, покажи, где зайчик  спит, сидит, идет, ест?

Ребенок отвечает на вопросы, используя «указательный» жест.

Затем логопед просит назвать изображения действий, используя жестовую речь.

- Что делает зайчик?

Ребенок отвечает на вопросы, используя соответствующие жесты «спать», «сидеть», «ходить», «есть»

Развитие слухового внимания, чувства ритма

Логопед демонстрирует ребенку изображение и предлагает ребенку постучать в барабан, соблюдая определенный ритм.

- А что еще может делать зайчик? Зайчик может стучать в барабан. Давай мы тоже попробуем. Сначала я, а ты послушай.

- Бом-бом.

- Бом-бом-бом.

Ребенок повторяет с соблюдением ритма.

- А теперь мы попробуем произносить твое имя и стучать в барабан.

- Ан-дрей.

- Ан-дрю-ша

Ребенок повторяет с соблюдением ритма

Физкультминутка. Развитие общей моторики

Логопед предлагает ребенку отдохнуть и выполнить несколько движений и жестов.

- Жили-были зайчики (жест «заяц»)

На лесной опушке. (хлопки в ладоши)

Жили-были зайчики в маленькой избушке. (жесты «маленький», «дом»)

Мыли свои ушки, (круговые движения ладонями в области ушей)

Мыли свои лапочки, (потирания ладонями друг о друга)

Наряжались зайчики, (жест «одеваться»)

Надевали тапочки. (жест «обувь»)

- Андрей, а теперь попрыгаем, как зайчики.

Развитие мелкой моторики

- Андрей, а где же наши зайчики будут прыгать? Давай нарисуем им дорожки.

Логопед предъявляет ребенку поднос с манкой и предлагает прорисовать линии пальцами рук.

Соотнесение предметов по размеру

Прыгал зайка по дорожке,

У него устали ножки.

Нужно зайке отдохнуть

И покушать что-нибудь.

- Зайчики наши устали. Давай их накормим.

Логопед демонстрирует ребенку веточки с листочками, объясняет, что зайцы любят их грызть и предлагает выбрать для большого и маленького зайцев веточки соответствующего размера. Ребенок выбирает для большого зайца — большую веточку, для маленького — маленькую.

 Логопед подводит итог урока.

- Андрей, ты сегодня молодец, справился со всеми заданиями! Получаешь звездочку!

Логопед вместе с ребенком повторяют пройденный во время урока материал и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков диалогической речи на английском языке

Не секрет, что обучение диалогической речи очень трудоемкий процесс. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие навыков говорения....

Формирование диалогической речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, как одно из направлений социальной адаптации слабослышащих учащихся.

В данной презентации обоснована актуальность обучения навыкам ведения диалога слабослышащих детей, проанализированы речевые трудности слабослышащих детей и приемы формирования диалогической речи...

Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.

Понимание диалогической речи в психологии, педагогике, лингвистике. Становление диалогической речи в онтогенезе. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР

В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению....

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...