Анализ условий для введения ФГОС для детей с ОВЗ и УО в соответствии с САНПиН
презентация к уроку на тему

Полномочнова Лилия Альбертовна

Материал для педагогического совета "Введение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ условий для введения ФГОС для детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью в соответствии с САНПиН 2.4.2.3286-15

Слайд 2

Об утверждении САНПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования вступили в силу 1 сентября 2016 года

Слайд 3

Общие положения правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей с ОВЗ в период пребывания их в образовательной организации; являются обязательными для использования; распространяются не только на действующие, но и на реконструируемые, строящиеся или проектируемые объекты образовательных организаций; рекомендует при создании детских садов для детей с ОВЗ предусматривать организацию единого образовательного комплекса (детский сад/школа); устанавливают требования к условиям размещения образовательного учреждения, зданию и оборудованию территории, требования к организации образовательной деятельности и режиму дня обучающихся, организации питания и медицинского сопровождения, санитарному состоянию и содержанию помещений;

Слайд 4

Требования к заданию и оборудованию помещений организация места стоянки оборудованной специально для перевозки детей с ОВЗ автотранспортных средств на территории реконструируемых или строящихся зданий; оборудование специального места хранения или помещения для колясок, санок, велосипедов и т.д.; подходы к зданию и пути движения обучающихся по территории не должны пересекаться с транспортными проездами; не допускается расположение на территории образовательных организаций для детей с ОВЗ любых сооружений и построек, функционально не связанных с деятельностью учреждения. организация безбарьерной (доступной) среды, обеспечивающей беспрепятственное передвижение детей к зданию зданиях и в помещениях; размещение учебных помещений для детей с ОВЗ в пределах одного этажа; оборудование учебных помещений, рекреаций, мастерских, отделка помещений, подбор ученической мебели, её расстановка с учетом требований САНПиН и особых образовательных потребностей обучающихся. расположение парт в классах может отличаться от стандартов в зависимости от медицинских показаний:

Слайд 5

Требования к организации образовательной деятельности и режиму дня организация образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития. учебные занятий только в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе организация урочной и внеурочной деятельности количество часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах Урочная деятельность Внеурочная деятельность 1 (1 дополнительный) 21 до 10 2-4 (5*, 6**) 23 до 10 5 29 до 10 6 30 до 10 7 32 до 10 8-9 33 до 10 10-11 (12) 32 до 10

Слайд 6

Комплектование классов Вид ОВЗ Макс. кол-во детей с ОВЗ ( 1 вариант) Макс. кол-во детей с ОВЗ (2 вариант) Макс. кол-во детей с ОВЗ (3 вариант) Макс. кол-во детей с ОВЗ (4 вариант ) Глухие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 6 5 5 Позднооглохшие и слабослышащие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии I отделение - 8 II отделение - 6 5 Вариант не предусмотрен Слепые дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 9 7 5 Слабовидящие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 12 9 Вариант не предусмотрен Дети с ТНР Не более 5 детей в условиях инклюзии 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен Дети с нарушениями ОДА Не более 2 детей в условиях инклюзии 5 5 5 Дети с ЗПР Не более 4 детей в условиях инклюзии 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен Дети с РАС Не более 2 детей в условиях инклюзии Не более 2 детей в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 12 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 9 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 5 учеников) Дети с интеллектуальными нарушениями Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен 12 5

Слайд 7

Паспорт доступности МБОУ « Лянторская СОШ №5» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Слайд 9

Материально-техническое обеспечение разработка графика работ по адаптации образовательного учреждения в соответствии с рекомендациями экспертов Автономной некоммерческой организации «Крылья свободы»; сформирована заявка на поставку оборудования для создания условий доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году;



Предварительный просмотр:

Анализ условий для введения ФГОС для детей с ОВЗ и УО в соответствии с САНПиН

Деятельность образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, адаптированные для ребят с ограниченными возможностями здоровья, регламентируется соответствующими законами и нормативными актами, о которых вам рассказывала Евгения Анатольевна.

Эти документы  направлены на поддержание качества подготовки обучающихся, а также охраны их здоровья и обеспечения комфортных условий обучения. Все эти документы регулярно пересматриваются, после чего в них вносятся изменения.

Не являются исключением и Санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в образовательных организациях (далее СанПиН), санитарные требования одного из которых вступили в силу 1 сентября 2016 года.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными положениями  санитарно-эпидемиологических требований к условиям о организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ

Санитарные правила и нормативы направлены на охрану здоровья для детей с ОВЗ в период пребывания их в образовательной организации и являются обязательными для использования.

Распространяются не только на действующие, но и на реконструируемые, строящиеся или проектируемые объекты образовательных организаций, независимо от типа их организационно-правовой формы.

Кроме того, новый СанПиН рекомендует при создании детских садов для детей с ОВЗ предусматривать организацию единого образовательного комплекса (детский сад/школа) на одной территории с размещением каждого типа образовательной организации в отдельном здании/блоке.

Устанавливают требования к условиям размещения образовательного учреждения,  зданию и оборудованию территории, требования к организации образовательной деятельности и режиму дня обучающихся, организации питания и медицинского сопровождения, санитарному состоянию и содержанию помещений;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ

Санитарные требования к образовательным организациям для детей с ОВЗ предусматривают создание комфортных и безопасных условий для обучения.

Новый СанПиН четко определяет организацию подходов к зданиям образовательных организаций - пешеходный подход к зданию образовательной организации для детей с ОВЗ от транспортной остановки не должен превышать 500 м. Если же сократить расстояние пешеходного подхода невозможно, то допускается подвоз детей с ОВЗ специально оборудованным транспортом.

  • организация места стоянки оборудованной специально для перевозки детей с ОВЗ автотранспортных средств на территории
  • оборудование специального места хранения или помещения для колясок, санок, велосипедов и т.д.;
  • подходы к зданию и пути движения обучающихся по территории не должны пересекаться с транспортными проездами;
  • не допускается расположение на территории образовательных организаций для детей с ОВЗ любых сооружений и построек, функционально не связанных с деятельностью учреждения.
  • организация безбарьерной (доступной) среды, обеспечивающей свободное и безопасное передвижение к  зданию и в помещениях  – оборудование зданий специальными устройствами (ограждающими конструкциями, пандусами, лифтами и т.д.), отсутствие порогов, одноуровневые полы во всем здании, входы в помещения необходимой ширины, а также специально оборудованные санузлы;
  • не допускается размещение помещений для длительного пребывания детей с ограниченными возможностями в цокольных/подвальных этажах;
  • размещение учебных помещений для детей с ОВЗ в пределах одного этажа
  • расположение парт в классах может отличаться от стандартов в зависимости от медицинских показаний: например, для слабослышащих учеников допускается расстановка парт полукругом вокруг стола учителя, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – расстановка столов с увеличенным расстоянием между рядами.

ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЖИМА ДНЯ

СанПиН 2.4.2.3286-15 предусматривает организацию образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития.

Например, для слабовидящих детей продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не может превышать: для начальных классов – 10 минут, для учеников средних и старших классов – 15 минут. Физическая нагрузка на уроках физкультуры планируется для каждого ученика индивидуально, исходя из его физических особенностей и рекомендаций специалистов.

Для предупреждения переутомления учеников с ОВЗ учебное расписание составляется таким образом, чтобы в среду или четверг получался "облегченный" день. При этом продолжительность уроков не может превышать 40 минут, а перемен – 10 минут (большая перемена – 20-30 минут).

Организация трудового обучения должна предусматривать наличие оборудования и инструментов со специальными приспособлениями, учитывающими образовательные потребности учеников с ОВЗ

  • учебные занятий только в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе
  • организация урочной и внеурочной деятельности
  • количество часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ

КЛАССЫ

МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

(1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ)

21

ДО 10

2-4 (5*, 6**)

23

ДО 10

5

29

ДО 10

6

30

ДО 10

7

32

ДО 10

8-9

33

ДО 10

10-11 (12)

32

ДО 10

5*  ДЛЯ ГЛУХИХ, ПОЗДНООГЛОХШИХ, СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

, 6**-ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ЧАСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ КАК В УЧЕБНОЕ, ТАК И В ПЕРИОД КАНИКУЛ, В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ


ТАК ЖЕ НОВЫЙ САНПИН КОСНУЛСЯ И ВОПРОСА КОМПЛЕКТОВАНИЯ КЛАССОВ

Максимальное количество обучающихся определяется в соответствии с вариантом программы образования

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ

 

 

 

Варианты программ образования

N п/п

Вид ОВЗ

1

2

3

4

 

11

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии.

Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

6

5

5

22

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8

II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

33

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

9

7

5

3

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

4

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

5

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

5

5

5

6

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

7

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

8

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-

-

12

5

 

 

 


 

 1 вариант- обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения

2вариант- предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения

3 вариант- обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения содержанием и итоговыми достижениями сверстников (для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистичекого спектра и умственной отсталостью)

4 вариант- обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения содержанием и итоговыми достижениями сверстников, обучение по специальной индивидуальной программе развития (обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой степени умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

До 1 сентября 2016 года была проведена большая работа по подготовке к  внедрению ФГОС для детей с ОВЗ

1. Изучены нормативно- правовые документы по ФГОС с обучающимися ОВЗ

2. разработана дорожная карта МБОУ "Лянторская СОШ №5"  внедрения ФГОС с ОВЗ

3. разработана дорожная карта  преемственности ФГОС с ОВЗ "Детский сад-школа" г.п. Лянтор

4. проведен мониторинг готовности образовательного учреждения к внедрению ФГОС с ОВЗ

5. разработаны локальные нормативно-правовые акты школы

И одним из этапов подготовки к внедрению ФГОС для детей с ОВЗ была разработка паспорта доступности образовательного учреждения для инвалидов и маломобильных групп населения.

Паспорт доступности подразумевает оценку доступности учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов каждой категории начиная от пути следования к учреждению, заканчивая душевой кабинкой в спортивной раздевалке мальчиков.

Специалистами Автономной некоммерческой организации "Центр экспетизы и сертификации "Крылья свободы" в ноябре 2016 года была произведена экспертная оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов, а также разработаны рекомендации по адаптации школы.

Предложены виды работ со схемами требуемой адаптации и ведомость необходимого оборудования.

На данный момент в школе ведется работа по разработке графика работ по  адаптации образовательного учреждения, сформирована заявка на поставку оборудования для создания условий доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году;

Мы только начинаем свою работу по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ и УО. Еще многое предстоит сделать.  И самое главное, это подготовится нам с вами с работе с данными детьми, мы должны понимать, что школа доступна для каждого ребенка и дети должны учиться вместе!

И в заключении своего выступления хочу показать вам видеоролик об инклюзивном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе (5 класс) в условиях предстоящего введения ФГОС.

Особенностями обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе в условиях предстоящего введения ФГОС  основана на сохранении традиционной системы обучения. «Обществознание» в о...

Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

Реализация принципа социализации во внеклассной работе по математике в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Предметные недели  являются  неотъемлемой частью внеклассной работы по математике.  Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью развития по...

«Особенности преподавания Изобразительного искусства в условиях поэтапного введения ФГОС»

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Практическое занятиеМетоды и приемы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной де...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными...

Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...