Возрождение традиций как основа морально- духовного воспитания обучающихся Донецкой Народной Республики
статья (9 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Традиции - огромное социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени.Возрождение народной культуры, опыта народной педагогики особенно актуально в молодой Донецкой Республике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Лысяк Валентина Владимировна, учитель -                                                

        словесник, учитель – методист,

        Макеевская ОШ I-III ступеней № 37

Возрождение традиций как  основа морально-духовного воспитания              обучающихся            Донецкой  Народной  Республики

Аннотация статьи.  Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Это огромное социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В период формирования и становления нашей молодой Республики важно обратиться к истокам морально – духовного воспитания обучающихся.

Ключевые слова:  возрождение народной культуры; опыт народной педагогики; национальная и родовая память; возрождение традиций как основы морально – духовного воспитания молодёжи.

Перед современной системой образования Донецкой Народной Республики стоит задача приобщения молодого поколения к национальной  культуре, так как наше сегодня закладывает морально-духовную основу  будущего общества. Молодёжь республики должна активно участвовать в возрождении народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свой край, свой народ, быть настоящими патриотами. Обращение к опыту народной педагогики важно не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки. Актуальной в наши дни является помощь ребёнку вспомнить или узнать свою национальную и родовую память, научить уважительно относиться к своим древним корням, чтить и  уважать традиции и обряды  предков, систематически приобщать молодое поколение к истокам народной культуры.Одним из элементов этой работы есть возрождение традиций как основы  морально – духовного воспитания юношества.

Традиция –  предание или то, что унаследовано от предшественников: жизненные  ценности, нормы, образцы поведения,идеи, общественные установления, вкусы и взгляды.Главная задача традиций – сделать духовный выбор, соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и обрядах, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни и навсегда приобщиться к историческим устоям и нормам нашего народа.

Традиции русского народа оригинальны, неповторимы, как и тот период, в котором они формировались.В их первоисточниках  ярко выражены красота и мудрость русских обычаев. Наши предки создавали свои самобытные традиции, творчески перерабатывая культурное наследие Византии и других соседствующих государств.Традиции и обычаи выдерживали испытание временем и преемственность между многими поколениями.Они  были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа.Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да.Но только в том случае, если осознаем их ценность  жизненно необходимыми в будущем. Именно народные традиции выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Анализируя связь функций накопления  и передачи традиций, учёный – педагог И.А. Каиров отмечал:  «Движение истории невозможно без накопления и активной передачи достижений культуры новым поколениям, без их активного образования и воспитания, критического усвоения духовного  наследия минувших поколений. Функции накопления и передачи органически связаны между собой и обусловливают друг друга. Накопление социального опыта, культурных и нравственных ценностей неотделимо от передачи этих ценностей. Насколько совершенны способы передачи, настолько богато содержание традиций. Разрыв в механизме передачи ведет к исчезновению традиций, к утрате веками накопленного опыта». Поэтому возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает в детях лучшие духовные и нравственные качества , развивает эстетические наклонности и коммуникационные навыки, приобщает к социальной жизни, даёт первоначальные компетенции в причастности к национально – религиозной общности, раскрывает потенциал творческих возможностей каждого ребёнка.

Именно эта цель ставилась перед учителем и обучающимися в период подотовки к школьному фестивалю «Культура и традиции народов Донбасса», который проводился в Макеевской школе I-III ступеней № 37.Чтобы дети глубже проникли в суть этого мероприятия, был проведен  исторический экскурс в прошлое.Так как дети выбрали к сценическому представлению народную традицию русских  посиделок,  им было интересно узнать об этом весёлом времяпровождении молодёжи  ещё несколько десятилетий назад и в нашем регионе. ФОТО

Итак, что такое «Русские посиделки?»

Владимир Даль в своём толковом словаре даёт такое объяснение: «Посиделки (посиденки, посидки,посидухи,поседки,посидушки) есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней,забав и песен»

Посиделки устраивались молодёжью обычно осенью или в первой половине зимы в каждой деревне. В больших деревнях их могло быть несколько: на каждой улице проходила своя посиделка. Организаторами и хозяевами  были девушки. Они снимали избу в одинокой женщины или по очереди приглашали участников к себе домой.

Девушки занимали лучшие места в избе. Они усаживались в переднем углу, где обычно сидел хозяин дома, или на боковой мужской лавке под окошками. Девушки-первогодки также занимали мужское место – около дверей. Парни считались гостями. Они приносили с собой подарки: конфеты, пряники, семечки, орехи, свечки или керосин для ламп и рассаживались на полу у дверей, на специально поставленной скамейке, сидели у печки.

Первый день посиделок начинался с празднества братчины,  которое устраивали девушки. Они в складчину варили пиво, готовили угощение и приглашали в гости парней из своей и окрестных деревень. Девушки старались показать себя с лучшей стороны: в течение посиделки несколько раз переодевались, пели, шутили. Считалось, что от успеха или неуспеха первого дня зависит дальнейшая судьба посиделок: будут или нет ходить к ним парни.

На будничных посиделках девушки были заняты работой: пряли, изредка шили или вязали, стараясь до прихода парней выполнить «урок» – задание матери. Они были одеты хоть и красиво, но буднично. Во время работы девушки пели песни, рассказывали друг другу страшные истории, передавали деревенские новости, обсуждали парней. Затем девушки начинали петь так называемые проголосные песни, которые хорошо были слышны на улице, этим они давали знать парням – посиделка собралась. В будни к девушкам обычно приходили парни своей деревни. Появление чужаков местными парнями воспринималось недоброжелательно. Непрошенных гостей отправляли назад или брали с них выкуп в пользу посиделки, после чего им разрешалось остаться в избе.

В ожидании парней девушки гадали: придут они или нет. Самым распространенным было гадание с подожженной куделью... Кроме того, каждая девушка старалась погадать и о своем почётнике. Она брала несколько палочек, загадывала на одну из них и просила подружку вытащить любую палочку. Если та вытаскивала загаданную – то «дроля» придет. Девушки верили в разные приметы. Хорошей приметой считалось, если при прядении оборвалась нить или упало веретено – значит, парни придут.

Когда  гости долго не появлялись, их пытались заманить. Для этого отправлялись к дому парня-«верховодника», брали из его поленницы дрова и прокладывали ими дорожку до посидок. Или протягивали нитки от домов парней до посиделки, распевая:

Ходи, миленький, почаще,

Я дорожку развешу,

На кажинную березку

По платочку повяжу!

...Парни, придя к девушкам, рассаживались на положенные им места, развлекали разговорами, комплиментами, пели вместе с девушками песни и частушки. Если девушки продолжали прилежно работать, не обращая внимания на появившихся парней, то парни отнимали у них веретена, опутывали нитками всю избу, заставляя тем самым бросить работу и приступить к веселью. Если парню нравилась девушка, то он мог выдернуть с ее прялки часть кудели, поджечь и бросить на середину избы, что означало: «Не пора ли тебе обратить на меня внимание?» Если девушка, нравившаяся парню, на время уходила из избы, то он быстро занимал ее место и не освобождал его без поцелуя.

Самой распространенной формой заигрывания парней с девушками была кража прялок, веретен, колец, платков с последующим требованием выкупа-поцелуя. Некоторые заигрывания были довольно грубоваты. Парень, например, подходил к сидящей девушке и, быстро наклонившись, хватал ее за ноги, или, схватив девушку, поднимал ее к потолку, иногда перевернув вниз головой. На посиделке играли в игру «Кого любишь?». Например, парень подходил к работающей девушке и, положив руку на кудель, спрашивал: «Про кого постелю стелешь?» Она должна была «возвеличить» того парня, который ей нравился, то есть назвать его имя, отчество и фамилию. Заигрывания парней, даже в форме грубоватых выходок, не встречали резкого неприятия, а воспринимались как желание парня привлечь к себе внимание той или иной девушки.

В конце посиделки, когда девушки откладывали прялки, начинались различные игры. Очень популярными были такие, как игра в «соседа» (или в «соседку»), в «слепого козла», в прятки, в жгуты, в веревочку, в колечко.Игра в «соседа» проходила так: парни и девушки рассаживались парами, а водящий подходил к паре и спрашивал: «Люб сосед?» Если ответ был положительным («Люб»), то требовал, чтобы пара целовалась, а если отрицательным, то говорил: «Поменяй». Участник игры, давший отрицательный ответ, должен был назвать, с кем он хочет сидеть. Игра продолжалась до тех пор, пока все участники не оставались  довольными своими соседями...

На воскресных и праздничных посиделках, называвшихся чаще всего беседами, девушки появлялись в праздничных нарядах и не работали или занимались так называемой чистой работой – вышиванием. В такие дни они могли принимать на своей посиделке парней из окрестных сел и деревень. Местные парни, посидев немного, тоже отправлялись по соседним деревням, а к девушкам приходили «ватаги» – группы парней-чужаков по 10–15 человек во главе с атаманом. По названию деревень, откуда была ватага, про парней говорили: михеевские, сенцовские, растороповские и т. д. Если посиделка пользовалась известностью в округе или, как обычно говорили, о ней «шла хорошая молва», то за один вечер здесь могли побывать до четырех-пяти ватаг. Парням нравились посиделки, где было много красивых девушек, царило веселье и где их хорошо принимали.

Девушки в свою очередь тоже были разборчивы и старались принимать достойных ребят...

Появившиеся на пороге парни кланялись и приветствовали девушек: «Посиделке вашей, лебеди белые!» Девушки вставали со своих мест, кланялись в ответ: «Бог на посиделку!» – или: «Рады вам!», «Спаси Бог!». Парни проходили в избу, здоровались с девушками, говорили им комплименты.

...После того, как собирались парни, девушки начинали петь так называемые ходовые песни (величания, припевания). Ходовая песня исполнялась для каждого парня в том порядке, как парни сидели на скамейке, или по мере их появления в избе. Исполняя песню, девушки упоминали в ней имя парня, которому она предназначалась..

Как правило, содержание ходовых песен обыгрывалось. При последних словах этой песни парень должен был подойти к названной девушке, взять ее за руку, вывести на середину и поцеловать.

Иногда в ходовых песнях парню предлагали на выбор одну девушку за другой, от которых он отказывался...

В конце концов он получал девушку, которая ему нравилась. Обычно девушку «припевали» к парню по обоюдному согласию. Вообще, право выбора игровой пары всегда было за девушкой.

Этикет требовал, чтобы парень прилюдно не выражал свою обиду, хотя, оставшись наедине, мог и наказать девушку. При этом парень не мог отказаться от приглашения девушки в игровую пару, его отказ рассматривался как оскорбление.

После «припевания» парень и девушка на время посиделочной игры считались мужем и женой и должны были весь вечер играть в семейную пару. Парень садился рядом с девушкой или к ней на колени, угощал ее орехами, изюмом, пряниками, конфетами.

Затем начинались хороводные игры, которые представляли собой короткие сценки на тему семейной жизни. Например, хоровод «Женина любовь» рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене подарков. «Жена», находящаяся в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом «мужа», сердится на него, не желая ничего слышать. Хор девушек укоризненно поет: «Посмотрите, добры люди, как жена мужа не любит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!» После этого рассерженный «муж» произносит: «Я куплю тебе, жена, шелковую плетку». «Жена» сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: «Посмотрите, добры люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, не отворотится!

...Завершались посиделки к Рождеству. Последний вечер ... осмыслялся как прощальный для молодежной группы, сложившейся весной. После Святок она обычно распадалась, так как многие девушки и парни во время зимнего Мясоеда могли вступить в брак и больше не появиться на посиделке. На последнем вечере девушки и парни устраивали совместное угощение. Девушки приносили пироги, булочки,  парни – чай, сахар, конфеты, пряники и другие лакомства. Хороводы, игры, пляски, песни продолжались до самого утра. Уходя с посиделки, девушки разбивали свои зеркальца или лампу в знак того, что посиделки закончились.                              

             Характерной особенностью «донбасских русских» посиделок было то, что исполнялись песни русские, украинские, белорусские, а также песни, родившиеся в шахтёрской среде: «Коногон», «Ой пошли наши шахтёрики».

        Итак,традиции включают в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной значимости любой традиции, в том числе  и воспитательной, должно быть соответствие целям и задачам воспитания подрастающего поколения.Традиции, как особый способ массового и публичного удовлетворения материальных и духовных потребностей обучающихся, имея гуманистическую направленность, способствуют формированию личности.                                                                                            Создавая новые  и совершенствуя существующие общественные, семейно – бытовые, личные традиции и обычаи, оказывается огромное воздействие на сознание и чувства учеников. Традиции поднимают на новую ступень взаимоотношения людей в обществе, семье, быту, помогают строить лучшую жизнь, красивую по форме и богатую по содержанию, воспитывать детей на высоком уровне нравственных норм и принципов.                                                    

Литература

1.Маркова Т.А. Семейные традиции в воспитании детей. М,:ЦГО,1970. С.192 – 195.

2.Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М,: 2001.С.43 – 48.

3.Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. –Ростов н/Д:ГНМЦ,1994.

4.Янушкевич Ф.Ю.Технологии обучения в системе высшего образования /Пер. с польского О.В. Долженко.-М,:Высшая школа, 1986.

Интернетресурсы

www.rusnauka.com

textb.net

trdo.msyst.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.

          Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.  Это культурная память народа, неотделимая от сам...

Духовное воспитание обучающихся через углубленное обучение русских народных песен, Рождественских колядок и Пасхальных песнопений из опыта работы Медведь Л. Н. педагога дополнительного образования 2014 – 2015 учебный год

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен.Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси.Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города.Под песни... пеленается...

Возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Возрождение народных традиций( традников) не только призывает формировать любовь к истории своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...

Выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"

Из опыта выступления в рамках Кирилло- Мефодиевских чтений.Данное выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"....

Духовное воспитание обучающихся на уроках литературы в 7-9 классах»

Вопрос духовного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать ...