Духовное воспитание обучающихся на уроках литературы в 7-9 классах»
статья по литературе (7, 8, 9 класс)

Масленникова Елена Петровна

Вопрос духовного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnoe_vospitanie.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовное воспитание обучающихся на уроках литературы в 7-9 классах» 

Добрый день, коллеги.

Вопрос духовного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Духовно-нравственное воспитание  – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.

Учитель-словесник врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону духовных истоков русской и мировой культуры. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция, ибо он строит жизнь человека.

К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом»,- писал он.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе.

Её уроки жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, я стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, которые станут прочной основой духовной высоты личности сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а эмоциональность и чувствительность – залог милосердия и добрых дел.

Русская литература с древнейших времен, со «Слова о полку Игореве», как никакая другая литература в мире, несёт высочайший духовно-нравственный заряд. Изучая в 9 классе «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава, их любовь к русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла. Но есть в произведении важные рассуждения о честолюбии и человеческой гордыне князя Игоря, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему.

Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая в 7 классе «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Нашим детям сейчас широко рекламируют День святого Валентина, который празднуют даже в школах как день всех влюбленных. Но ведь у русских, у православных, есть свой День всех влюбленных – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских, причисленных к лику святых.

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как достоинство, самоуважение, совесть и честь. Не случайно эпиграфом к произведению писатель взял слова пословицы: «Береги честь смолоду».

Человеком чести можно назвать главного героя Петра Гринева. Он вступается за честь любимой девушки, когда Швабрин оскорбляет её. И ещё много раз в повести остается верным чести и своему слову. Устарело ли понятие чести сегодня? Что означает оно для современного человека?

Чувство чести – это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть, так как это нравственный стержень человека. Нельзя не согласиться с писателем Д. Граниным, который писал, что честь дается человеку однажды, вместе с именем, её нельзя ни возместить, ни исправить, её можно только беречь.

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо постоянно говорить детям о том, что нужно сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Поступая так, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.

Невозможно не обсудить на уроке литературы слова А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»

После прочтения начала рассказа А.Платонова становится ясно, что главный герой – больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца.

Знакомясь с главным героем дальше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком – настоящий человек, который не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны – добрый, кроткий Юшка, с другой – озлобленные люди. Несчастье не могло не произойти. Юшка погиб.

Беседа идет о духовной красоте человека. Система вопросов рассчитана на то, чтобы ученик определил собственное отношение к отдельным персонажам, аргументировал свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или иного героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это – основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

В 7 классе рассказ Л. Андреева «Кусака» у моих учеников вызывает массу различных чувств: от жалости до негодования. Во время урока учащиеся бурно обсуждают проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остается равнодушным. Они искренне сочувствуют этой бедной несчастной собачке.

В 8 классе при изучении произведений Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви» затрагиваем такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. Учащиеся бурно обсуждают поступки главных героев и во многом дети не согласны с тем, как герои ведут себя по отношению к другим людям. 

Таким образом, вопросы духовно-нравственного воспитания решаются системным, целостным подходом к организации уроков литературы с учетом возраста учащихся их индивидуальных особенностей, а также с учетом интереса к предмету.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»

Представление опыта на городской конференции в формате вебинара «Практика использования современных образовательных технологий в реализации программ воспитания и социализации в образовательных у...

Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы в средних классах

     Литература обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, пусть не сразу и не в полном объеме, а воспринять существующие культурные нормы...