Русскоязычные учителя – в Дагестане
статья (11 класс) на тему

В статье рассказывается о русскоязычных учителях, которые были у истоков образования в горном селе Кища. Несмотря на тяжелые условия жизни, они отдали все свои силы и знания обучению и воспитанию наших детей. Их не забывают наши односельчане, гордятся ими...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_uchitelya.docx918.97 КБ

Предварительный просмотр:

Русскоязычные  учителя – в Дагестане

ИХ  НЕ  ПРЕДАЮТ  ЗАБВЕНИЮ

Эту фотографию мы обнаружили в потрепанном фотоальбоме завуча Кищинской средней школы №2 Дахадаевского района Магомеда Ахмедова. (Ныне муниципальное казенное образовательное учреждение «Кишинская СОШ им. Гасбала Сулейманова»).  На ней - учителя послевоенного времени, времени голода, разрухи, нищеты. Война не обошла стороной кищинцев: 250 человек полегло в боях Великой Отечественной. В их числе - немало учителей, стоявших у истоков образования в селе.

После долгих расспросов удалось установить всех учителей этого небольшого педколлектива. Помог единственный оставшийся в живых из этой плеяды учитель Ахмед Раджабов, ныне почтенный аксакал села.

- Я всех хорошо помню, - с интересом разглядывая фотографию, он стал вспоминать безвозвратно ушедшее прошлое. - В тот зимний день к нам в школу приехал из города фотограф, редкий гость в наших краях. После уроков собрали нас под старинной аркой ветхого дома Ибрагима Гасанова.

педколлектив

В первом ряду слева направо: Надежда Арефьевна Пономарева - учитель русского языка и истории, Ашура Саидова - учитель начальных классов, Анна Николаевна Дегтярева преподавала химию и биологию, Наталья Алексеевна Булычева вела математику и физику.

 Во втором ряду: Абдулла Магомедов - военрук, Джапай Муртазаев, работавший с учениками начальных классов, Алаудин Багомедов (завхоз), Ахмед Раджабов - физрук, Магомед Гаджиев (математика), Меджид Булатов (география), Рабадангаджи Багомедов (директор).

В зимние долгие вечера у нас часто собирались молодые учителя, приехавшие обучить грамоте сельских детей из разных уголков нашей страны. Они тосковали по родным местам, вспоминали своих близких и друзей.

Однажды как-то за беседой расчувствовалась Анна Николаевна. На наши вопросы она не ответила и со слезами на глазах протянула письмо:

- Вот, сегодня получила ...

Письмо было от подруги детства Лены, которая писала о том, что мать Анны Николаевны тяжело больна и хочет, возможно, в последний раз увидеть свою единственную дочь.

На следующий день мы собрали немного денег и проводили Анну проведать маму.

- Как-то приехала в Кища из Воронежа молодая учительница русского языка Мария Ивановна, - продолжает вспоминать аксакал. - С первого взгляда, как это нередко бывает, полюбил ее наш географ Меджид Булатович, тогда молодой и красивый сельский джигит. Долго он ухаживал за воронежской красавицей. Как говорят, капля воды долбит камень. Так и случилось. Девушка, наконец, ответила взаимностью, и их роман закончился свадьбой. До конца своих дней они жили в радости и согласии. Лишь в 1991 году, когда ушел из жизни Меджид Булатович, Мария переехала в свою деревню Шестоково Воронежской области. С тех пор продолжается наша переписка с любимой учительницей, а порой, когда очень хочется услышать ее мелодичный голос, и звоним...

Да, многие русские учителя нашли свое место в жизни в горах Дагестана. Многие получили дагестанские фамилии, а потом они  стали персонажами-прототипами героев художественных произведений.

Достаточно вспомнить «Веру Васильевну» Расула Гамзатова:

«Вспоминаю себя семилетним пострелом

В дальнем горном ауле. Осенней порой

На меня, как родная, она посмотрела,

Та приезжая женщина с речью чужой.

Первый русский урок позабыть я могу ли?

День погожий в сиянье сквозной синевы…

Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле

Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.

Сколько бед, сколько горестей ты одолела,

Сколько трудностей встретила ты на пути,

Сколько сил отдала ты любимому делу,

Продолжая нелегкой  дорогой идти.»

По достоверным источникам, история нашей школы началась l-го сентября 1933 года. Учителей и учащихся было немного. Одними из первых работали Алаутдин Багомедов, Марьям из Харбука, Рукият из Кища, Сарат Алиева из Урахи и Александра Курдюкова из Волгограда. Они почти не имели необходимой педагогической подготовки. Спустя много лет, когда начальная школа была преобразована в семилетку, а позже и в восьмилетку, педагогические кадры пополнились квалифицированными специалистами по всем предметам.

Ныне в Кищинской средней общеобразовательной школе  обучается более 300 учащихся, преподают 50 учителей с высшим и со средним специальным образованием, 8 из них аттестованы на высшую квалификационную категорию, 30 - на первую. Ибрагимов Багаудин – заслуженный учитель РФ, а еще трое – заслуженные учителя РД. В 2009 году школа удостоилась президентского гранта в один миллион рублей и считается одной из лучших в районе. Все инновационное, что вносит в образовательные учреждения из года в год Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ», находит место в стенах школы: компьютерный класс, оснащенный кабинет географии, интерактивная доска, новая мебель, ИКТ (информационно-коммуникативная технология), ТСО...  

Руководит школой Рамазан Магомедов, энергичный и заботливый директор.

- Школа дорога и близка мне даже тем, что в ее стенах прошло мое детство, - рассказывает Р. Магомедов. - Мой принцип работы – внедрять все полезное и нужное, что необходимо учебно-воспитательному процессу школы. Но мы никогда не забываем русскоязычных учителей, первопроходцев образования в нашем селе, отдавших свои силы и знания нашим отцам и дедам, чтобы они в свою очередь могли их щедро вернуть нам, своим потомкам.

Добрые дела не стираются временем и не предаются забвению.

Ибрагим ИБРАГИМОВ,

заслуженный учитель Дагестана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.

статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...

история спорта в Дагестане.Тестовый вариант.

рассматриваются вопросы истории спорта Дагестана. Вопросы охватывают развитие спорта в Дагестане начиная со средних веков и заканчивая успехами дагестанских спортсменов на последних олимпийских играх....

Проект "Русскоязычный Дагестан"

Проект «Русскоязычный Дагестан»...

Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)

Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)...

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА «ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДАГЕСТАН» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ДАГЕСТАН»

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА «ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДАГЕСТАН» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ДАГЕСТАН»О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА «ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДАГЕСТАН» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ДАГЕСТАН»...

Горец, верный Дагестану.

Материал был собран и представлен в виде дополнения к мероприятию, посвящённому юбилею поэта Расула Гамзатова....

Презентация на фестиваль" Владикавказ - наш общий дом" Дагестан

Данная презентация предназначена на фестиваль" Владикавказ - наш общий дом" Дагестан"...