Выступление на педагогическом совете. Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
материал на тему

Зимина Екатерина Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

                                           

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

                       Задачи работы учителя изобразительного искусства:

1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности.

В работе с детьми необходимо уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей, учащихся нужно работать над:

  1. развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
  2. приемами осознанного решения различных творческих задач;  
  3. направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют:

  1. сотворчество учителя и ученика;
  2. диалогичность;
  3. четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  4. освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Учитель стремиться сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Создается при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  1. изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  2. декоративная и конструктивная работа;
  3. восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  4. обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  5. изучение художественного наследия;
  6. подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.   Поэтому профессиональный опыт учителя формируется при взаимодействии с коллегами: учителями- предметниками. Большую роль в формировании профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

На занятиях изобразительного искусства происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках изобразительного искусства следующие художественные техники:

  1. рисование (в различных видах и жанрах);
  2. аппликация и коллаж;
  3. лепка;
  4. бумагопластика;
  5. роспись самостоятельно выполненных изделий;
  6. рисование пальцем, торцевание, граттаж  и др.

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг , витражи , роспись по дереву , по стеклу и керамике .

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же нужно стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальная работа с учащимися ведется так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, Ребенок учиться работать самостоятельно с полной отдачей сил. Создаются благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. В ученика вселяется уверенность, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.  

Задания, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

  1. чудо-зверь;
  2. сказочные птицы, птицы-фантазии;
  3. город будущего (город-фантазия);
  4. фантазийное царство;
  5. портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур;
  6. необычная игрушка из необычного материала;
  7. сочинение орнаментов на определенную тему;
  8. интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

Кроме индивидуальной работы работе часто используют метод коллективных и групповых работ. Составляют всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

На уроках также применяют метод ИКТ.

В старших классах широко использую метод проектов.

Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

На уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.

Одна из форм поощрения, которую используют – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)

Результаты моей деятельности:

  1. участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок;
  2. процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%;
  3. участие в районных мероприятиях (выставках), областных и Всероссийских конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  произ...

"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"

Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...