ПНПО 2017. Глава 2
опыты и эксперименты (11 класс) по теме

2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_2.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

На современном этапе деятельность учащегося разнообразна, значит, и оценка его деятельности должна быть многоаспектна. Чтобы правильно оценить деятельность учащегося, необходима модернизация системы оценки уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с концепцией ФГОС. 

Я вижу основную цель своей педагогической деятельности в развитии личности учащегося. Основные компоненты функциональной грамотности предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, а также развитие личностных, предметных и метапредметных знаний, умений и навыков. Я рассматриваю результат не отдельного действия, мне важно оценить их интеграцию в личности учащихся.  Для меня имеет значение то, как в дальнейшей жизни учащийся воспользуется опытом практической деятельности, приобретенным на моих уроках. Соответственно, чтобы увидеть успехи и неудачи учащихся и наметить пути их исправления, необходима различная система оценивания.

Еще при составлении календарно – тематического планирования и поурочных планов я проектирую контрольно–оценочный материал, формулирую вопросы, задания, темы контрольных и проверочных работ с точным указанием времени и форм контроля, уточнением того, какие качества знаний учащихся (прочность и глубину знаний, их оперативность, систематичность) я хочу продиагностировать.

Предметные результаты оцениваются традиционно в пятибалльной системе. Я думаю, что пятибалльная система нашла свою нишу в оценивании знаний и умений учащихся на уроках и во время проведения контрольных работ. Как известно, пятибалльная система оценка базируется на вычитательном принципе оценивания. Если ученик справился с заданием он получает 5, если он сделал несколько ошибок, то его оценка снижается. И так далее. Такая система оценивания позволяет учителю и учащемуся объективно увидеть пробелы в знаниях и своевременно наладить работу по их исправлению.

Большое значение имеет и рейтинговая система оценки. В практику современной школы она вошла как средство оценивания знаний учащихся по предмету на этапе итоговой аттестации. Здесь важно показать, какими знаниями, умениями и навыками владеет ученик, а не его пробелы. Именно поэтому рейтинговая шкала оценивания имеет накопительный характер. Если задание выполнено правильно, то ученик получает баллы, а если ученик не справился с выполнением задания, то он не получает баллы, но на предыдущий результат невыполненное задание не оказывает влияния. Чтобы подготовить своих учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, рейтинговое оценивание применяется при проведении контрольных работ в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Достаточно интересным видом отслеживания результатов я считаю создание портфолио, накопителя индивидуальных достижений учащихся. Материал оформляется в индивидуальные папки с файлами, где хранятся творческие работы, анкеты, результаты тестов, дипломы и грамоты школьников.

Портфолио – это прежде всего технология самооценивания. Сюда может входить и рабочая тетрадь, и результаты контрольных и диагностических работ, и участие в олимпиадах, и итоги изучения элективных курсов.

Языковое портфолио отражает результаты основных видов деятельности: слушания – говорения, чтения – письма.

В пособии Л.И.Черепановой «Дневник моих достижений» результаты учащихся предполагается проводить в двух направлениях:

1) Как я освоил теорию?

2) Как я умею применять эту теорию?

Такой подход позволяет мне более точно отслеживать результаты учащихся и направлять их самооценивание.

Для педагогически запущенных детей мной разработана форма деятельностного портфолио. В этом случае вместе с учащимся выстраивается следующая система: диагностика состояния, запросов, интересов, возможностей учащегося. Планируется совместная со школьниками, родителями, педагогами, работающими в этом классе, деятельность по прогнозированию персональной траектории достижений, организация и включение необходимых ресурсов. Регистрации успехов, достижений, наград и пожеланий – это возможность роста мотивации.

Я осуществляю мониторинг успешности исходя из оценки знания тех понятий, законов, норм, правил, принципов, фактов, событий и процессов, которые учащийся представляет в той или иной форме через определенный промежуток времени.

Ребенок нуждается в чутком отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и отбивает желание учиться равнодушие, когда труд ученика игнорируется, его деятельность не замечается.

Переход от контроля и оценки к самоконтролю и самооценке, а в более широком плане, превращение ученика в активного субъекта учебно-воспитательного процесса я связываю с изменением характера управления деятельностью учащихся.

 Чтобы ученик стал активным субъектом контрольно – оценочного компонента всей учебной деятельности, я включаю его в работу, в ходе выполнения которой он сам будет осуществлять планирование, контроль, коррекцию и оценку. Но прежде чем формировать самоконтроль и самооценку, я предлагаю осуществить контроль и оценку учебной деятельности другого ученика. Когда ученик контролирует и оценивает труд товарища, он получает роль учителя. В этом новом для него статусе «ученика – учителя» он должен проявить беспристрастный, объективный подход к работе своего товарища. Но такая ролевая игра служит для ученика толчком к самооценке и побуждает к самоконтролю. Проанализировав работу товарища, найдя в ней ошибки и недочеты, ученик так же требовательно относится к собственной учебной деятельности.

Такой положительный опыт применения самооценки и самокоррекции я учитываю в своей работе, особенно при независимых формах контроля. Учащиеся участвуют в проведении пробного экзамена. Для них важен тот опыт, который они приобрели как в психологическом, так и учебных планах. Они увидели важность самоконтроля, саморегуляции во время проведения экзаменов, поняли, как важно правильно распределить время, и узнали, над какими темами им стоит еще поработать. И очень важно, что рекомендации они получили в результате независимой экспертизы.

Каким же образом можно проследить личностные и метапредметные результаты?

Под личностными результатами принято понимать:

- совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, стремление к речевому самосовершенствованию.  

В творческих работах наиболее ярко прослеживается личность учащегося, его мысли, чувства стремления.

С 2014 года в систему работы учебных учреждений введено сочинение по литературе. Ученики выбирают тему, которая им наиболее близка, и раскрывают свое отношение к предлагаемой проблеме. При написании этого сочинения важна система взглядов на мир самого учащегося, то, как он понимают проблему и к каким выводам он приходит.

Метапредметные результаты выражаются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умении выступать перед аудиторией сверстников небольшими сообщениями, докладами.

Метапредметные результаты прослеживаются при выполнении контрольных работ в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Конечно, личностные, предметные и метапредметные результаты взаимосвязаны и их трудно отделить друг от друга.

Однако можно проследить общий результат выполнения сочинения.

Так все учащиеся, писавшие сочинение в 2017 году, получили зачет и не допустили ошибок. Независимая экспертиза подтвердила качество проверки (Приложение №1).  

Содержание сочинения

Количество уч-ся, допустивших ошибки

Соответствие теме

-

Аргументация. Привлечение литературного материала

-

Композиция и логика рассуждения

-

Качество письменной речи

-

Грамотность

-

Предметные результаты можно проследить в самой учебной деятельности и по итогам учебной деятельности.

В таблице даны в 11 классе результаты учебной деятельности за первое полугодие 2016-2017 учебного года:          

 В сравнительной таблице показаны результаты работы учащихся по различным предметам. Наиболее высокие показатели по литературе, по обществознанию, русскому языку, биологии, химии, физике и географии.  

В таблице представлены результаты качества по русскому языку за первое полугодие 2016-2017 учебного года:

При стопроцентной обученности процент качества по русскому языку в 7 классе 46%, в 8 классе 62%, в 9 классе 60%, в 11 классе 100%.

В таблице представлены результаты качества по литературе за первое полугодие 2016-2017 учебного года:

При стопроцентной обученности процент качества по литературе в 7 классе 69%, в 8 классе 76%, в 9 классе 73%, в 11 классе 100%.

Как можно проверить итоги учебной деятельности? При проведении контрольных работ, проводимых администрацией школы, при независимом тестировании с использованием контрольно-измерительных материалов РЦОИ, а также во время проведения Государственной итоговой аттестации.

Контрольные работы по русскому языку, проведенные администрацией, показали следующие результаты в 7, 8, 9 и 11 классах: в 7 классе – 49 % качества, в 8 классе - 65 % качества, в 9 классе – 60 % качества, в 11 классе – 75 % качества.

В октябре 2016 года результаты обучения по русскому языку в 7, 9 и 11 классах отслеживались Рособрнадзором. В 11 классе проводилась контрольная работа в форме ЕГЭ, в 7 и 9 классах диктанты.

Тестовая работа в 11 классе по русскому языку показала 100% качества.  Результат тестовой работы практически совпадает с результатами контрольных работ, проведенных администрацией школы, полугодовыми отметками по предмету.  

Результаты диктанта по русскому языку в 7 классе таковы: при  100% обученности 46% качества.

Результаты диктанта по русскому языку в 9 классе таковы: при  100% обученности 60% качества.

В связи с введением ЕГЭ за курс полной общеобразовательной школы и ОГЭ за курс основной школы используется такая форма независимого контроля и учета знаний, как тестирование учащихся с помощью РЦОИ (Приложение №2). 

Следующий этап независимого контроля – это пробный экзамен, проводимый на уровне района.

Все это дает возможность проверить учащимся свои силы на этапе промежуточного контроля.

Учащиеся подтверждают свои знания на Едином государственном экзамене. Оценки, полученные учащимися на экзамене, позволили им реализовать свои планы (Приложение №3).

ГИА за курс основной школы проводится в форме ОГЭ. За все время его проведения процент обученности всегда составлял 100%. Ни один учащийся не показал отрицательного результата (приложение №4).  

За высокую результативность педагогической работы мне не раз выносились благодарности по школе.

Результаты учебной   деятельности можно проследить и на различных этапах проведения Всероссийской олимпиады. Учащиеся активно участвуют в проведении школьного и муниципального этапов и показывают хорошие результаты.

В 2015-2016 учебном году учащаяся 10 класса Бабенкова Анастасия стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.    

Активно участвуют учащиеся МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный во Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры.

В 2013-2014 учебном году призерами муниципального этапа олимпиады стали М.Малык и И.Двоеглазова, они набрали высокое количество баллов и заслужили право участвовать в региональном этапе олимпиады (приказ по МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный №11/1 от 29 января 2014 «Об участии обучающихся школы в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОПК в 2013-2014 гг.», приказ по УО ААР от 10.01.2014 г. №16).  

В 2014-2015 учебном году призерами муниципального этапа олимпиады стали учащиеся 11 класса Г.Барский (Приложение №5) и В.Гошев (Приложение №6).

В 2015-2016 учебном году призерами муниципального этапа олимпиады стали ученица 6 класса Кинякина Марина, ученик 7 класса Двоеглазов Валерий, ученица 9 класса Тулуманова Мария, которая по сумме баллов вышла на этап региональной олимпиады (Приложение №7).

Моя педагогическая деятельность была отмечена грамотой директора школы (Приложение №8), грамотами Начальника УО ААР Черноусова В.И. (см. Приложения №9-11), благодарственным письмом Министерства образования Ростовской области (см. Приложение №12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 2017. Глава 1

Не вошедший в окончательные списки приветствует Вас. Выкладываю итогои своей работа для Вашего суда, чтитатель.  А Вы, победители....

ПНПО 2017. Глава 3

3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету...

ПНПО 2017. Глава 4

4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...

ПНПО 2017. Глава 5

5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из сем...

ПНПО 2017. Глава 6

6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и...

ПНПО 2017. Глава 7

7. Непрерывность профессионального развития учителя...