ПНПО 2017. Глава 5
опыты и эксперименты (11 класс) по теме

5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_5.docx98.55 КБ

Предварительный просмотр:

5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)  

Моя система работы на уроках и во внеурочное время направлена на создание условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого ребенка. Такая работа направлена на создание комфортной образовательной среды для учащихся имеющих разные интеллектуальные, физические и психологические особенности.  

В своей работе педагогический коллектив опирается на законодательные ресурсы. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

В основе инклюзивного образования, осуществляемого в МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный, положена основополагающая идея, при которой исключается любая дискриминация детей и обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Важность инклюзивного образования МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный состоит в том, что в нем предполагается доступность образования для всех, а в самом обучении происходит шаг навстречу нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.            

Важное направление, которое я вижу в своей работе, это гуманизация образовательного процесса. В нашей школе совместно обучаются школьники по общеобразовательным программам и учащиеся, осваивающие адаптированные образовательные программы. Это, с одной стороны, позволяет развивать такие качества, как доброту, взаимопонимание, терпимость, а с другой – социализировать учащихся, страдающих отклонениями в умственном и психическом развитии.  

Наша школа является областной экспериментальной   площадкой по обучению учащихся в условиях общеобразовательной инклюзивной школы.

Инклюзивное обучение в наше время получило новое развитие, теперь оно позволяет осуществлять совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений. В данном случае обучаются в одном классе учащиеся, осваивающие предметы по адаптированной программе (дети с нарушением в интеллектуальном развитии), и учащиеся, обучающиеся по общеобразовательным программам. Трудности такой работы – в решении поставленных задач, которые могут совпадать в конкретной теме урока, могут совпадать частично, а могут вообще не соотноситься друг с другом. При этом нельзя упустить из внимания ни одного учащегося. Каждый ребёнок имеет право получить помощь, и моя цель – оказать её вовремя.

В условиях сельской школы нельзя создать класс коррекционного обучения по объективным причинам, но создать условия для получения образования каждому ученику необходимо. Эта цель успешно реализуется как педагогическим коллективом школы, так и мной лично.

В 2014 году успешно сдал ГИА в 9 классе учащийся с задержкой психического здоровья. Г.Чечет набрал необходимое количество баллов, написав изложение и сочинение.

В данный момент в 8 классе осваивает специальную коррекционную программу учащийся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С.Виноградов обучается вместе с другими учащимися, проходящими обычную общеобразовательную программу.

В рамках инклюзивного образования важно понимать, что это не единственная форма с детьми, имеющими ограничения здоровья.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения.

В 2013-2014 учебном году в МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный проходил обучение слабовидящий ребенок. В рамках сельской школы было невозможно создать те условия, которые есть в специализированных учреждениях. Поэтому было принято решение о домашнем обучении.

Мной при объяснении и закреплении учебного материала применялись особые приемы и методы обучения, помогающие подготовить ученицу 11 класса, Татьяну Чечурову, к государственной итоговой аттестации в виде ЕГЭ. Основной упор делался на говорение и слушание как виды речевой деятельности. Однако проводилась и подготовка к написанию рецензии. Это делалось в щадящем для ребенка режима. Вначале мною прочитывался текст, затем ученица его проговаривала и определяла тему, проблему, позицию автора. Она указывала те аргументы, которые она взяла для объяснения своей позиции. Затем устно составлялся текст рецензии. И только на последнем этапе записывался текст.  Это была первая и единственная редакция текста, так как ученица не могла прочесть то, что уже написала. Терпение и трудолюбие ученицы помогло ей подготовиться и успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В 2015-2016 учебном году в МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный проходил обучение ученик с ДЦП. Индивидуальные особенности учащегося с ДЦП требовали щадящего режима, поэтому использовалась, по рекомендации врачей, домашнее обучение. 

Работа с учащимися с ДЦП умеет свои особенности, которые надо было мне учесть, чтобы подготовить ученика 11 класса к итоговой аттестации. Частая смена деятельности, дозированная письменная работа, индивидуальный поход использовались мною на каждом этапе обучения освоения программы.  

В декабре Елисеев Владислав успешно прошел испытание по литературе, написав сочинение.  В июне он сдал экзамен по русскому языку и получил 4.

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных и физических возможностей ребенка, я составил программы по русскому языку и литературе.

Коррекция образовательных программ воспитания и обучения школьников на основе психолого-педагогической диагностики и основных признаков отклонения в развитии детей занимает в моей работе важное место. 

Общее руководство по составлению программ осуществлялось доктором педагогических наук М.Л.Скуратовской. Работа по составлению программ ведется в нашей школе планомерно и уже достаточно давно. При планировании учебного материала важно правильно определить цели своей работы. Основная цель преподавания русского языка   состоит в грамотном использовании учащимися на базе усвоения определённой системы знаний, умений и навыков богатого ресурсами родного языка. Эта цель обуславливает мои задачи.

Мне необходимо дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфоэпии, лексики, синтаксиса и пунктуации. Необходимо развивать речь учащихся, обогащать активный и пассивный словарный запас. Моя деятельность должна способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию знаний и умений навыков грамотного владения устной и письменной речью, при этом учитель должен не забывать о совершенствовании орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Мне важно знать, к каким итогам смогут прийти учащиеся, какие результаты   покажут. Цели обучения учащихся, осваивающих предметы по адаптированным программам, иные, чем у детей, обучающихся по общеобразовательным программам. Каждый учащийся определяет свои приоритеты, ставит жизненные задачи и добивается определённого результата. У каждого будет свой жизненный путь.  Для многих учащихся, обучающихся по общеобразовательным программам, цель обучения – получение   знаний для продолжения обучения в ссузах и вузах. Для учащихся, обучающихся по адаптированным программам, важно получить знания, достаточные для приобретения рабочей специальности и адаптирующие их во «взрослую жизнь».  В соответствии с этим и я соотношу свои педагогические задачи в классах инклюзивного обучения. Цель такого обучения – дать возможность детям достичь тот образовательный уровень, который в дальнейшем поможет им найти своё место в жизни. И в соответствии с этим, в одном случае я должен дать необходимый объём знаний, а в другом – необходимо социализировать их: подготовить учащегося к жизни по своему предмету.

Следующий этап планирования – работа с учебным материалом, составление рабочих программ и тематического планирования. Чтобы моя работа была эффективной, необходимо сравнение общеобразовательных программ   и коррекционных программ по русскому языку.

Выделение приоритетных орфограмм также способствует правильному планированию.

Приоритетными орфограммами для 5 класса считаются корневые орфограммы и правописание окончаний существительных. Для 6 класса – правописание окончаний глаголов, суффиксов прилагательных, склонение числительных, слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Для 7 класса – правописание суффиксов причастий, не с различными частями речи, правописание производных предлогов, отличие союзов от местоимений.

При планировании учебной работы я отмечаю ещё одну особенность инклюзивного обучения: необходимо планировать коррекционную цель.

Основными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Обогащение словарного запаса.
  3. Формирование навыков планирования, контроля и оценки собственной деятельности.
  4. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  5. Формирование умения анализировать, группировать, классифицировать предметы, явления, понятия.
  6. Развитие учебных навыков:

а)  умение осмысливать учебные тексты;

б) умения пересказывать и составлять план прочитанного;

в)  умения правильно списывать;

г)  умения пользоваться наглядными пособиями;

д)  индивидуальное обучение приёмам запоминания.

          7. Формирование скорописи, техники чтения (плавности,  

                выразительности), каллиграфических навыков.    

Коррекционная работа ведётся непосредственно на уроке. Но в тематическом планировании целесообразно указать коррекционно-развивающуюся цель, имеющую чёткую направленность (например, развитие концентрации внимания).

Зная распределения учебного материала, для выработки прочных умений и навыков,

а) определяю систему приоритетов орфографии и пунктуации, выясняю их совпадение и несовпадение,

б) создаю алгоритм работы с орфограммой и учу детей работать в рамках этого алгоритма,

в) предлагаю систему щадящего контроля, который учитывает объём проверочных работ и предполагает контрольные работы по следам выполненных упражнений, подготовленные диктанты и пробные диктанты, предваряющие контрольные.

Большую роль для работы с детьми, имеющими интеллектуальные и психологические особенности, играют те рекомендации, которые дают школьный психолог.

 Обследования, проводимые с 2013 по 2016 год психологом школы, показало, как важно иметь представление об основных особенностях детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью для определения потенциальных возможностей учащихся (зоны ближайшего развития), т.е. способности ребенка решать новые более сложные интеллектуальные задачи, используя помощь учителя. И это дает основание для прогноза успешности школьного обучения.

Психодиагностический процесс по выявлению уровня развития психических процессов и свойств учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений, не ограничивался разовыми исследованиями. Проводилось и динамическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Вся учебная деятельность ребенка разворачивается на основе внимания. Анализируя объем, концентрацию, переключаемость внимания, связь устойчивости внимания с объемом восприятия, а также характер внимания на фоне утомления, отмечается тенденция к достижению возрастной нормы у 38% учащихся.

Результативности в учебной деятельности учащихся с диагнозом ММД можно добиться, если основную часть заданий давать в первой половине урока, соблюдая смену деятельности и динамическую паузу.

Вот какие результаты были достигнуты по развитию внимания: у 76% в 2014г. - 62% в 2017 учащихся все же наблюдается некое недоразвитие произвольной регуляции – легко отвлекаются, переключаются на побочные ассоциации, не удерживают необходимый объем материала.                                                                

Основной характеристикой в психодиагностике восприятия является сформированность зрительного гнозиса, особенности целостного восприятия предметов, образа или отдельных деталей.

Диагностические методики позволили выявить 54% учащихся в 2013 году, 76% учащихся в 2016 году с соответствием возрастной нормы объема, активности зрительного восприятия. Вот какие результаты были достигнуты по развитию восприятия:

Одной из составляющих психического процесса мышления является сформированность пространственно-временных представлений. Коррекционно-развивающие упражнения позволили сформулировать умения учащихся устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи у 18 % к 2016 г.

Недоразвитость речи присутствует практически у всех учащихся, охваченных коррекционно-развивающим обучением, значительно затрудняют мыслительные операции. В 2013 году 92% учащихся испытывали большие затруднения в исключении и обобщении понятий, в сравнении, выделении главного, установлении последовательности и закономерности на абстрактном материале. Включая в работу коррекционно-развивающие упражнения, используя наглядный материал, оказывая учащимся направляющую, стимулирующую помощь, удалось достичь развития мышления у 15% учащихся в 2016 году. Ребята могут абстрагировать признаки предметов, различать родовые и видовые понятия, расширился их словарный запас.  Вот какие результаты были достигнуты по развитию мышления:

Психодиагностика памяти учащихся предполагает исследование объема речевой памяти, способности к опосредованному запоминанию, преобладающего типа памяти. К 2016 году  35% учащихся при запоминании используют различные мнемотехнические приемы, стараются выделять смысловые опоры; приблизили к возрастной норме объем слухоречевой памяти. Вот какие результаты были достигнуты по развитию памяти:

Значительную роль в усвоении учебного материала играет эмоционально-волевая и поведенческая сфера учащихся. Завышенная самооценка у 86% учащихся в 2013 году не давала возможности вникнуть в предложенное задание («я готов его выполнить сейчас, сразу»), не обдумывая его даже на короткое время. В силу недоразвития каких-либо психических процессов учащиеся терпели неудачу, не искали способов их преодоления, быстро отказывались от задания, не доводили начатое дело до конца.

Коррекционно-развивающая работа позволила нормализовать уровень развития самоконтроля, волевых усилий, самооценки у 45% учащихся.

Такая диагностика позволяет запланировать работу с каждым учащимся, отследить его пробелы и наметить пути их преодоления.

Наличие программы индивидуального развития ребенка, разработанных совместно с психологом, помогает спрогнозировать работу с учащимися с задержкой психического развития. Ее реализация происходит на уроках русского языка и литературы.

Индивидуальный образовательный план содержит общие сведения о ребенке, указывает на особые образовательные потребности, даёт психолого-педагогическое сопровождение, помогает организовать освоение образовательной программы.

Индивидуальный образовательный план

I. Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О.

Дата рождения,

возраст

Класс

Предмет

II. Особые образовательные потребности

Оборудование рабочего места

1 (2) парта с «сильным», волевым учащимся; свободный доступ к наглядным пособиям, словарям, справочникам

Технические средства организации учебного процесса

Компьютер, проектор, принтер, ксерокс

Оборудование для коррекционно-развивающей работы

Карточки-помощницы, опорные таблицы, памятки, алгоритмы

III. Психолого-педагогическое сопровождение

Проблема развития ребёнка

Трудности в усвоении учебного материала,… (на фоне неподготовленных уроков), изложении изученного материала, при устных ответах, в выделении главного, в запоминании; снижение работоспособности, нарушение внимания, низкая переключаемость внимания,  сужен объём памяти

Направления коррекционной работы

Коррекция общеучебных умений и навыков. Восполнение пробелов в знаниях. Коррекция и развитие объёма памяти, способов запоминания, переключаемости внимания.

Технологический инструментарий

(формы и средства коррекции)

Индивидуализация задач по содержанию и объёму запоминаемого учебного материала, дифференциация и индивидуализация домашних заданий, оказание симулирующей, направляющей, обучающей помощи учителя, использование оборудования коррекционно-развивающей работы, дозирование учебной нагрузки; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мыслительных операций сравнения, обобщения, выделения главного, обучение способам запоминания

Прогнозируемый результат

Освоенные способы учебной деятельности переносит с направляющей помощью учителя; повышение объёма запоминаемого материала; в изложении учебного материала использует направляющую помощь учителя

Фактический результат

IV. Организация освоения образовательной программы

Предметная область, в которой ребёнок испытывает трудность

Русский язык

Задачи

Н а у ч и т ь…

Компетенции

(критерии достижений)

У м е е т…

Показатели

предметные

метапредметные

Наличие и реализация программ индивидуального развития ребенка, разработанных совместно с психологом школы позволяет корректировать учебный процесс.

Кроме того, для лучшего понимания затруднений учащихся я применяю двухуровневую диагностику актуального и потенциального развития. Я считаю целесообразным сближение диагностики с процессом формирования. Мною предлагается такое задание, которое учащийся сам выполнить не может, но такое, чтобы он мог его понять, чтобы было возможно обучение. Это дает мне понимание дальнейшего пути, что предложить ребенку для перехода на более высокий уровень. Важным я считаю и то, что можно помочь ребенку, используя дозированную помощь, систему подсказок. Их количество, то сколько раз была оказана помощь, и определяет зону ближайшего развития. Конечно, обследование носит неформальный характер.  Я прогнозирую дальнейшее обучение, исходя из позиции педагогического оптимизма. В каждом ученике я нахожу сильные стороны, на которые потом опираюсь в дальнейшей работе.

Во время диагностики и коррекции на уроках интегрированного обучения я ставлю перед собой задачу: усиливать у учащихся чувство самоуважения и достоинства, мотивационно – смысловую сферу личности ребенка.  Помочь детям находить выход из своих проблем, научить принимать решения, понимать учебную задачу, смысл заданий и упражнений – вот цель моей коррекционно – развивающей работы.

Для успешной работы в классах инклюзивного обучения необходимо адекватное применение специальных технологий и методов, создающих условия для индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога совместно с психологом, с учетом психофизиологических особенностей детского контингента.

Уроки в классах инклюзивного обучения отличаются от уроков в обычном классе уже тем, что наряду с общеобразовательными целями я ставлю коррекционную цель обучения для детей с интеллектуальными нарушениями. Мне необходимо правильно организовать учебную деятельность. Суггестивное обучение в таких классах должно сопровождаться отсутствием усталости, предусматривать ненапряженную атмосферу сотрудничества, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию учащегося. Эти психологические состояния достигаются на моих уроках внутренней мотивацией (установкой на резервные возможности ученика), широкой вариацией условий обучения, свободным общением на занятиях.

При коррекционно-развивающем обучении я активизирую самостоятельную деятельность школьников. Возрастает их внутренняя мотивация, происходит самооценивание учащихся, ответственность за свой учебный труд возрастает и находит свое воплощение в результативности.

Проведение уроков в классах, где происходит инклюзивное обучение, требует особой педагогической подготовки, знания методов и приемов, позволяющих одновременно обучать детей по программам общеобразовательного класса и специального (коррекционного) образования. Для того чтобы коррекционная работа была эффективна, я создаю условия, вызывающие положительные эмоции: учащиеся переживают маленькие успехи в учебе, получают удовольствие от хорошо проделанной работы, видят изменения в учении.

Особенно важно, чтобы отношения    были добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями. Если обстановка занятий радостная, если присутствует атмосфера увлеченности, то и дети удовлетворены процессом учения. Именно поэтому мною используются те методы, которые апеллируют не только к интеллекту, но и чувствам детей. Достаточно часто это проявляется на уроках литературы, когда исключительное значение имеет возможность делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

 Все это личностно включает ребенка в ход урока и является основными условием успеха.

Обучение в классе, где получает знания ребенок с нарушениями в интеллектуальном развитии, я строю на принципе динамичности восприятия: во – первых, планирую деятельность, имеющую различный доминантный характер: от слуховой (объяснение нового материала, инсценирование) к зрительной (чтение учебника, работа у доски) и продуктивной (составление  предложений); во – вторых, через частую смену деятельности (работа у доски, слушание и эмоциональное восприятие текстов, чтение и изучение правил, устное и письменное выполнение упражнений, работа с карточками); в – третьих, через задание нарастающей трудности (от формулировок темы до творческого задания).

Другой основополагающий принцип - принцип продуктивной обработки информации. Он прослеживается в связи с той помощью, которую оказываю при выполнении упражнений, требующих самостоятельной обработки информации.

Уроки в классах, где происходит инклюзивное обучение, практически ориентированы, учебный материал связан с жизненным опытом учащихся.

Для обучающихся по коррекционным программам важен   принцип минимальной достаточности. Остальные школьники получают информацию, заложенную в программном материале, необходимом для проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Для этого я выделяю этапы и уровни усвоения учебного материала. Первый этап – воспроизведение знаний, здесь я планирую работу со всем классом. Провожу фронтальный опрос, предлагаю задания и вопросы. Второй и третий    этапы - это понимание и применение знаний, в этом случае предлагаю учащимся объяснить, нарисовать схему, восстановить таблицу, сравнить, доказать, сделать вывод.

При работе на высоком уровне трудности в классах инклюзивного обучения уделяю особое внимание школьникам, обучающимся по образовательной программе. Я предлагаю им упражнения, «нащупывающие» верхний предел возможности. При необходимости степень трудности снижается, задания дифференцируются. Такая деятельность вызывает у детей активную работу мысли. Они анализируют, сравнивают, сопоставляют.

Моя стратегия воздействия на ученика в условиях коррекционного обучения – это прежде всего стратегия раскрытия творческого потенциала, развитие заложенных в каждом ребенке возможностей, помощь в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности. А это невозможно без обращения к родителям учащихся, обучающихся по коррекционным программам.

Как классный руководитель я помогаю своим учащимся в самоопределении. У каждого из них свои мечты, свои потребности. Моя задача – подобрать такое дело, которое учащимся вполне по силам. Если дать задание пониженной сложности, то ученик начнет переоценивать свои умение и навыки, Если усложнить задание, то у ученика может возникнуть неуверенность в своих силах.

Кроме того, моя задача – поддерживать у учащихся проявить себя не только в учебе. Учащиеся моего класса занимаются в музыкальной школе, танцевальных кружках и спортивных секциях. Все они добиваются хороших результатов.  

Цупа Владислав является дипломантом многих музыкальных конкурсов, в том числе и международных. За свои успехи в учебе и в творчестве он стал Стипендиатом Главы администрации Аксайского района. В 2017 году Цупа Владислав на конкурсе сочинений о профессии написал о своей будущей профессии, профессии музыканта.  

Учащиеся понимают значимость любой профессии. Однако социализация в общественную и трудовую жизнь особенно значима для учащихся с отклонением в интеллектуальном развитии. Именно для них важно знакомство с рабочими профессиями. Впоследствии это знакомство с профессией может определить дальнейшую жизнь выпускника. Так, учащийся, имеющий отклонения в интеллектуальном развитии, С.Виноградов работал в ООО «Естественный отбор» с 24.06.2016 по 15.08.2016 в должности «грузчик».       

Разработка программы партнерского взаимодействия с родителями обучающихся для решения образовательных задач с использованием методов и средств психолого-педагогического просвещения проводится педагогическим коллективом МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный. Я отвечаю за работу с родителями учащегося среднего звена, так как я являюсь классным руководителем и учителем предметником в том классе, где проводится инклюзивное обучение учащихся.

Работа с родителем ведется в нескольких направлениях.

Проводятся психолого-педагогические беседы с родителями учащегося с нарушением в интеллектуальном развитии.

В этих беседах я обращаю внимание на ошибочное представление об инклюзивном образовании. Это и представление, что присутствие в школе само по себе достаточно. Это и представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать. Это и фокусирование не на целях, а на действиях, когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Это и представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию.

Кроме того, проводятся классные собрания с теми родителями, чьи дети осваивают общеобразовательные. В работе с родителями уделяю внимание повышению педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений. Активное включаю родителей в воспитательный процесс. Оказываю помощь родителям в воспитании ребёнка. Помогаю организовать контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности. По необходимости помогаю оптимизировать процесс общения в семье.

Проходят и индивидуальные беседы по насущным проблемам. Эта работа дает свои результаты: в классе удалось наладить спокойные, доброжелательные отношения.

Главное для меня в работе с родителями – восстановление воспитательного потенциала семьи.

Я участвовал в составе рабочей группы в разработке и реализации программ организации помощи, нацеленной на всестороннюю поддержку успешного развития и воспитания каждого обучающегося.

Как учитель русского языка я участвовал в разработке Адаптированной образовательной программы, нацеленной на всестороннюю поддержку успешного развития и воспитания обучающегося в 8 классе.  

Адаптированная образовательная программа – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.

Адаптационная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания в 8 классе.

Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут С.Виноградова в рамках образовательного учреждения.

Целью такой Адоптированной программы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ученика с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Ребёнок с особыми образовательными потребностями включается в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия, внимание в программе акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка. Адаптированная образовательная программа нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам специального образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. 

В течение учебного года проходит реализация программы. С.Виноградов успешно ее осваивает. Результатами освоения образовательной программы являются: овладение содержанием образовательной программы, продвижение в личностном развитии, достижения по русскому языку и литературе (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, овладение общеучебными умениями (личностными, метапредметными, предметными).

В моей педагогической деятельности есть ещё одно направление, это работа с одаренными детьми.

Мною как председателем ШМО «Филология» была предложена программа деятельности школьного методического объединения русского языка и литературы «Одаренные дети».

Целью программы являлось создание системы деятельности учителей русского языка и литературы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развития одаренности, а также обеспечение возможностей самореализации одаренной личности в различных видах деятельности.

Данная программа способствовала реализации принципа личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизации интеллектуальных качеств учащихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.   

В 2014 году я был награжден грамотой Начальника УО ААР В.И.Черноусова за творческий труд, успехи в организации учебного и воспитательного процесса, большой вклад в образование Аксайского района (Приложение №1).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 2017. Глава 1

Не вошедший в окончательные списки приветствует Вас. Выкладываю итогои своей работа для Вашего суда, чтитатель.  А Вы, победители....

ПНПО 2017. Глава 2

2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года...

ПНПО 2017. Глава 3

3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету...

ПНПО 2017. Глава 4

4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...

ПНПО 2017. Глава 6

6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и...

ПНПО 2017. Глава 7

7. Непрерывность профессионального развития учителя...