ПНПО 2017. Глава 4
опыты и эксперименты (10 класс) по теме

4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_4.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

     

В разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности школьников, принятых в рамках новой образовательной стратегии я принимал непосредственное участие. 

В нашей школе программа духовно-нравственного воспитания и социализация личности разделена на ряд подпрограмм.

Мною разработано одно из направлений программы духовно-нравственного воспитания «Развитие социального здоровья», которое я рассматриваю как основной ориентир воспитательной деятельности.

Под социальным здоровьем я понимаю совокупность психических, физических и социальных качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное осуществление процесса социализации и достижения    необходимого уровня социальной зрелости, его готовности жить в гражданском, правовом, демократическом обществе.

Концептуальной идеей развития социального здоровья я считаю развитие метакомпетенций. Какие же метакомпетенции важны в общественной жизни?      

Прежде всего это:

  1. Политические и социальные: умение разбираться в социально-политическом устройстве разных стран мира; способность регулировать конфликты ненасильственным путем; умение работать совместно с другими; умение корректно и грамотно выражать совместно свои мысли словами.
  2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: понимание различий между людьми, уважение друг к другу; способность мирно жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений.
  3. Компетенции в области коммуникации: навыки письменного и устного общения.
  4. Компетенции, связанные с пониманием информации: владение информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к любой информации.
  5. Компетенции, связанные с формирование способностей самообразования: умение найти нужную информацию, навыки просмотрового чтения, умение делать выписки, способность объединять их в единое целое.

Реализовать эту целевую комплексную программу позволяет работа с классным коллективом. Являясь классным руководителем, я провожу классные часы, беседы, ролевые игры, на которых происходит развитие метакомпетенций.

Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, помогает развивать подпрограмма «Я – гражданин Донской земли», сфера социализации которой – особый мир культуры Донской земли как социально-пространственной системы, обладающий свойствами созидания и несущий в себе огромный воспитательный потенциал.

Политические и социальные компетенции реализуются подпрограммой «Россиянин», в задачи которой входят:

  1. Осознание детьми как нравственной ценности причастности к судьбе отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
  2. Создание условий для сохранения национальной самобытности, поддержание национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием роли и места своего народа и страны в развитии мировой культуры.
  3. Знание детьми и широкое использование своих гражданских прав, добросовестное выполнение своих обязанностей.
  4. Формирование осознанного отношения к политике государства.
  5. Ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России.
  6. Ориентация в экономической структуре и политике государства, поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступных в зависимости от возраста.
  7. Дружественные отношения с детьми, проживающими в других территориях России и в ближайшем зарубежье.    

В деле воспитания учащихся и ученического коллектива большое значение имеют социально значимые проекты. Я как классный руководитель предлагаю, направляю и корректирую деятельность классного коллектива. Однако моя роль этим не ограничивается. Главная задача – это вовлечение учащихся в социум. Это возможно через проведение социально значимых проектов. Проведение таких общешкольных коллективных творческих дел, как «Осенний калейдоскоп», «В здоровом теле – здоровый дух» и «Мы – патриоты» стали доброй традицией в школе. Их разнообразие и периодичность позволяют учащимся реализовывать свои интересы, потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективного творческого дела позволили ученикам реализовывать свои способности, умения и навыки.

Учащиеся с удовольствием показывают свои таланты в фестивале «Осенний калейдоскоп», где рассказывают стихи, поют и танцуют.

Пробуют они свои силы и в соревнованиях. «В здоровом теле – здоровый дух» - под таким девизом проходят разные виды спортивных игр. Волейбол, баскетбол, настольный теннис привлекают учеников.  Участвуют в они и в легкоатлетических соревнованиях.

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни, они уже живут реальной, сегодняшней. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, досуговая. Я считаю, что наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере работы. Результатом участия детей в общественной жизни является формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Моя задача – направить энергию учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы (Приложения №1-4).

Во время планирования и организации социально значимого проекта «Мы – патриоты» дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый предлагает идею, новый способ действия, отвечает за реализацию конкретного этапа. Именно при подготовке данного коллективного творческого дела ярко проявляется соуправление и самоуправление, потому что главное здесь – деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива (Приложения №5-8).  

Эффективность моей деятельности измеряется и по включению обучающихся в реализацию социально значимых практик и проектов, востребованных в социуме. Под моим руководством учащиеся разрабатывали общественно-политические, экологические, культурологические проекты.

Экологические проекты осуществляются как коллективом школы, так и классным. Включение школьников в мероприятия трудового характера создает возможность реализовать их способности и умения на практике, формирует их готовность в дальнейшем войти в различные социальные структуры, готовит к принятию разнообразных типов социальных отношений.

Традиционными для школы, как и для всего района в целом, являются мероприятия, которые помогают навести и поддерживать порядок на территории школы, общественных учреждений, площади и улиц поселка.

Класс имеет закрепленный за ним участок, на котором ребята поддерживают чистоту и порядок на протяжении всего учебного года.  Кажется, облагородить вверенный участок, посадить дерево, выпустить стенгазету, посвященную охране природа – мелочь. Но из таких мелочей и состоит наша жизнь. 

В рамках детского объединения «Юный корреспондент» была подготовлена газета «Школьные вести», посвященная экологическому воспитанию. Эта экогазета была представлена на экологическом конкурсе школьных СМИ (Приложение №17).  

Разнообразные виды деятельности и конкретные общественно-полезные дела, в которых они сочетаются, - основные направления моей воспитательной работы. Всестороннее развитие личности осуществляется через познавательную, трудовую, общественно-политическую, художественно-эстетическую деятельность, реализующуюся на классных часах, собраниях, беседах, диспутах, конкурсах, в трудовых делах. Именно в непосредственных видах деятельности ребенок находит во многих жизненных явлениях личностный смысл, то есть особое пристрастное отношение к жизненным ценностям, являющимися устойчивыми регуляторами жизнедеятельности и поведения. Учащийся не выдумывает смысл, а находит и выбирает его среди ценностей жизни и культуры.  

В школе профориентационная работа проводится в разной форме. Это и подготовка плакатов «Я в рабочие пойду», и инсценировка песни о профессии, и участие в фестивале профессий.

Я со своими учащимися участвую в этой деятельности. Каждый год в школе проходит этап проекта «Я выбираю профессию», когда учащиеся участвуют в конкурсе творческих работ. Учащиеся с удовольствием ищут материал о разных профессиях в библиотеке, используют ресурс Интернета, расспрашивают своих родных и знакомых.

Учащиеся анализировали события и действия человека в определенных ситуациях и создавали для себя условия для личностной рефлексии и для поиска ответов на вопросы: «Кто я? Чего хочу? Кто поможет мне не ошибиться? Кто поможет мне сориентироваться в море современных профессий?» Поиск ответов на вопросы предполагает умение анализировать ситуацию с разных позиций, выбирать правильное решение. Таким образом, ситуация рассматривается как многосубъектная и позволяет создавать условия для развития «Я» учащегося как сложноорганизованного относительно «Я» других людей. Содержание данной проектной деятельности задает условия для развития способностей   и представлений о себе и мире.

Районный заочный конкурс сочинений «Я выбираю профессию», содействующий профессиональному самоопределению школьников проводится ежегодно в соответствии с совместным Планом мероприятий управления государственной службы занятости населения Ростовской области и Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений Ростовской области, совместным планом УО ААР, ГКУ РО «Аксайский ЦЗН» и МБОУ Аксайского района МУК о проведении мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений Аксайского района.  

Мои учащиеся неоднократно становились победителями и призерами этого конкурса.

В 2013 году творческая работа Бабенковой Анастасии заняла 1 место в районе (см. Приложение №9).

В 2016 году творческая работа Бабенковой Анастасии заняла 1 место (см. Приложение №10).

Современное общество стремительно меняется. Влияние на нашу жизнь телевидения, СМИ, Интернета огромно. В них высказываются разные взгляды на прошедшие события, даются противоположные оценки современным событиям. В них ведутся споры о будущем пути. Молодое поколение задумывается над тем, какие взгляды ему ближе.  Однако без твердой нравственной основы, без сложившейся системы моральных ценностей нынешний школьник может оказаться дезориентированным. 

Совместная деятельность учителя и учеников – это основа успеха в воспитании. Показать пример, проявить личное участие, не быть равнодушным к судьбе своей страны, к её истории – это главное качество учителя-воспитателя. Поэтому у меня с учащимися возникла идея совместной проектной деятельности.

Актуальность темы проекта «Наша великая Победа» продиктована самим духом времени, а его реализация позволит учащимся овладеть умением осуществлять познавательную деятельность, выработать ценностное отношение к миру, к истории, к Родине, создать исследовательские и творческие работы.

 Цель – воспитать поколение детей 21 века настоящими, хорошими, добрыми людьми.

Учащиеся должны знать, как прожили жизнь близкие люди, в каких событиях участвовали. Знать, какие события происходили на территории района, поселения, хутора. Знать, какой ценой завоевана наша свобода. Если мы не поймем, чем жили, во что верили и что любили люди, жившие и живущие рядом с нами, мы не сможем вполне понять их. Так возникла вторая цель – возродить и сохранить   тонкие нити связи поколений, не предать забвению прошлое. 

Совместный проект «Наша великая Победа» проходит следующим образом: осуществляется подготовка экскурсионных маршрутов, создаются ауди- и видеоэкскурсии, пишут сочинения, публикуют очерки в газете «Победа», проводятся общешкольные мероприятия.

Мною было подготовлено и проведено мероприятие, посвященное памяти блокадного Ленинграда. Слова «Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий» пронизывали всю литературно-музыкальную композицию. Звучали стихи Ольги Берггольц, песни военной поры.  Были зачитаны воспоминания участника блокады Владимира Алексеевича Алантьева.

В ходе проекта были написана сочинения на тему: «Не войны славим, подвиги народа». Учащиеся собирали сведения о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, описывали со слов очевидцев военные и послевоенные годы.

Мной в газете «Победа» (30.11.2013 г. №274-278) был опубликован очерк «Они сражались за Родину» о герое войны Н.В.Мамкине.

В газете «Победа» (2.05.2015, №113-119) напечатана статья «Мы помним вас, земляки…», в которой я рассказал о ветеранах Великой Отечественной войны И.Г.Гашине и М.С.Зимовнове.

На своем сайте на портале «Проза.ру» я представил работы о Великой Отечественной войне «По следам гвардейской Таманской», «Фронтовики-односельчане», «Они погибли, освобождая Родину».

В 2017 году в школе проведена акция «Бессмертный полк». В ней принял участие и мой класс.

Совместный проект учителей и учащихся обеспечивает преемственность развития общества.

Работа над проектом позволяет вооружать учащихся знаниями, формировать потребность в познании окружающего мира, создавать условия для применения специальных условий и навыков, воспитывать самостоятельность и ответственность за принятие решений.

Работа над проектом стала успешной, так как основным содержанием новых отношений в системе «учитель – ученик» является требовательность без принуждения, основанная на доверии, увлечённость, рожденная интересным делом, замена принуждения желанием, которое порождает успех. Я делаю ставку на самостоятельность и самодеятельность детей.

Работая над проектом и чувствуя себя его героем, учащийся погружается в сферу переживаний, возможно, до этого ему неизвестных. Через сопереживание герою, столь необычному для нашего мира, раскрывается для учащегося многообразие мира, его сложность и многомерность. Такая способность связана с формированием особого типа мышления – постформального. В отличие от формального, такой тип мышления обеспечивает анализ ситуации открытого типа: в этих ситуациях нет эталонного решения, они связаны не только с определенными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием невозможности принятия однозначного решения лишь на основании аналитических процедур.  

Культурологический проект «Что мы знаем о православной культуре?» направлен на достижение конкретной цели – создание работ, посвященных истории православной культуры, что позволяет решить цели и задачи проектной деятельности в развитии общеучебных умений и навыков:

- научить самостоятельно выполнять определённые учебные операции,

- развивать способности и умения,

- рассматривать альтернативные способы подачи информации,

- оценивать её и нести ответственность за принятие решений.

Таким образом, учитель создаёт оптимальные условия для развития личности учащегося в ходе реализации проекта.

Проектный метод позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, если его тема заинтересует учащихся, вызовет эмоциональный отклик и пробудит желание творить. Актуальность темы проекта «Что мы знаем о православной культуре?» продиктована самим духом времени, а его реализация позволяет учащимся овладеть умением осуществлять познавательную деятельность, выработать ценностное отношение к миру, к истории, к Родине, создать исследовательские и творческие работы. В 2012 году мной в сборнике «Инновационный опыт работы педагогов Аксайского района в условиях модернизации Российского образования» опубликована статья «Что мы знаем о православной культуре? Исследовательская деятельность школьников в рамках проекта». Теоретическая разработка вопроса помогла скоординировать деятельность учителей и учащихся.

Проектная деятельность бесконечно разнообразна, многогранна и даже противоречива. Она возникает и на уроке, и во внеучебной деятельности. Безусловно, и тема культурологического проекта, посвященного православной культуре, охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность школьников. Многогранность самой темы позволяет включать в себя разные виды учебно-исследовательской деятельности, которое осуществляется через единство интериоризации и экстериозации. Интериоризация – формирование личностных характеристик человека с учётом условий его жизни и деятельности. Экстериоризация – реализация способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Это единство органично находит реализацию в проектной деятельности. Именно в этих двух аспектах, развитие личности ученика и создание продукта, и осуществляется проектная деятельность.

Учащиеся представляют свои работы на районных Сретенских чтениях. Районные Сретенские чтения приурочены к православному двунадесятому празднику Сретения Господня. Чтения проводятся в рамках реализации духовно-нравственного воспитания и развития в Аксайском районе.

В 2013 году тематика IV Районных Сретенских чтений: «Игумен Земли Русской – преподобный Сергий Радонежский». Ученица 10 класса И.Двоеглазова представила эссе «Размышления о святом Сергии Радонежском».   Ученица 7 класса А.Бабенкова представила свою работу «Свято-Троицкая Лавра – сердце духовной жизни России». Работа И.Двоеглазовой отмечена грамотой. (Приложение №11). Отмечена грамотой и работа А.Бабенковой (Приложение №12).  

В 2016 году тематика чтений – «Русский Афон». Ученица 6 класса Веренич Евгения представила экскурсию «Путешествие по Афонским монастырям».

В 2017 году тематика чтений – «Русь уходящая». Ученица 5 класса С.Каргалова подготовила презентацию «Священномученик Захарий», Ученица 5 класса В.Хандова подготовила презентацию «Священномученик Николай Попов». А.Сероглазов представил эссе «Февральская революция».

Победителем Сретенских чтений 2017 года стала ученица 11 класса Бабенкова Анастасия (см. Приложение №13).  

Участвуют мои учащиеся и в областном конкурсе творческих работ имени святого Димитрия Ростовского. В 2013 году на конкурс представила свою работу «Духовные спасители России» А.Бабенкова (Приложение №14). В 2014 году в конкурсе приняли участие ученица 8 класса А.Бабенкова с работой «Иконостас храма иконы Божьей матери станицы Старочеркасской» (Приложение №15) и ученица 11 класса Ю.Пустошкина с работой «Молодежь и будущее» (Приложение №16). В 2016 году лауреатом конкурса стал ученик 9 класса Сероглазов Андрей (см. на сайте УО ААР). Он представил свое исследование «Храм станицы Ольгинской».

Я тоже принимал участие в конкурсе творческих работ имени святого Димитрия Ростовского. В 2013 году я представил методическую разработку уроков, посвященных деятельности Сергия Радонежского. Методическая разработка по данной проблеме размещена в открытом доступе в сети Интернет на моем сайте на платформе социальной сети работников образования nsportal.ru.В 2014 году я представил работу «Святой Владимир – креститель Руси. Особенности рассмотрения исторических событий в связи с веяниями нового времени». 

В 2016 году в рамках проекта был проведен «День славянской письменности», на котором учащиеся представили следующие сообщения: «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки», «Царь Борис. Его роль в создании славянской письменности», «Кириллица», «Глаголица».

О моей педагогической деятельности говорилось на областной учительской конференции «Активные формы и методы преподавания предметов духовно-нравственного содержания», а также рассказывалось в газете «Победа» от 12 мая 2017 года (№103-108).

Для развития молодежных и детских общественных объединений с целью формирования высокой гражданской позиции учащихся мною создаются необходимые условия, которые могут способствовать совершенствованию личностных качеств учащихся и которые позволяют успешно реализовать их планы.

Созданное мною объединение «Юный корреспондент» помогает развитию у школьника общественно-политических мотивов деятельности, предупреждает антисоциальные проявления и корректирует соотношение отношений        «ребенок – взрослый – ребенок», так как самореализация участников – среда сверстников. 

Особенно важно это для среднего подросткового возраста, стержнем которого является становление собственного целостного «Я». Это процесс самоопределения. Я, мое место в мире, мир и мое «Я» - вот основные отношения, которые исследуются в подростковом возрасте. А стержневой интерес этого возраста удовлетворяется через эксперимент со своим «Я», через выстраивание связей «Я» с миром вокруг. Осуществляя такой эксперимент, строя эти связи, подросток решает задачи развития своего возраста.

Большое значение имеет детское объединение и для развития метакомпетенций. В работе над газетными жанрами происходит развитие компетенций в области коммуникации, компетенций, связанных с пониманием информации, и компетенций, связанных с формирование способностей самообразования. Учащиеся находят нужную информацию, получают навыки просмотрового чтения, делают выписки, объединяют информацию в единое целое.

При написании творческих работ, при выполнении проектов учащиеся учатся владеть информационными технологиями, понимать их силы и слабости. У них развивается способность критически относиться к любой информации.

Деятельность учеников важна результатом. Оценка работы прежде всего в её значимости. А результатом такой работы были подготовленные сочинения, исследования, презентации. Компоненты проекта складываются в единое целое и находят свое применение в практическом применении: выступления на конференциях, на классных часах.

В своей работе я привлекаю печатные и электронные СМИ, чтобы отразить жизнь детских объединений. Таким образом я помогаю формировать привлекательный образ детского движения.

11 январе 2014 в газете «Победа» была опубликована моя статья «Здравствуйте, уважаемая редакция…», в которой я рассказал о значении СМИ для отражения школьной и общественной жизни детей и молодежи.

В апреле 2015 года было проведено общешкольное мероприятие, посвященное блокадному Ленинграду. О проведении этого мероприятия рассказала Е.Толмачева  на странице газеты «Победа». Статья «Ленинград! Я ещё не хочу умирать…» напечатана 11 апреля 2015 года в №92-98.

 В 2014-2015 году учителя и учащиеся работали над совместным проектом «50 лет школе». В рамках детского объединения «Юный корреспондент» были подготовлены публикации в газете «Победа». Учащиеся написали ряд работ о своих учителях. Был подготовлен альбом «Дорога, длинною в полвека». В газете «Школьные вести» юные корреспонденты рассказали об истории своей школы, написали о своих любимых учителях.

Этот проект показал учащимся значимость учительского труда. Ученики поняли, как много удивительного находится рядом с ними.

Мною в газете «Победа» (11.01.2014) опубликована статья «Поколение шестидесятых», в которой рассказывается о деятельности Верхнеподпольненской школы в 60-ые, а также о том, какие традиции поддерживаются сегодня.

16 мая 2015 года (№127-133) в газете «Победа» напечатана моя статья «Страна Пионерия», в которой рассказывается о том, как жили школьники в 70-ые годы, и о том, как бесценный опыт прошлого востребован сегодня.

У обучающихся формируется позитивный социальный опыт в условиях организации совместной деятельности с общественными фондами и организациями. Удачным опытом такого взаимодействия было участие в литературно-общественном клубе «Геликон».

Учащиеся подготовили сообщения, презентации, в которых говорилось о жизни Александра Невского. На заседании клуба «Геликон» Е.Толмачева и К.Терекова представили свою работу. Они ответили на сложные вопросы, поставленные им по поводу пути, выбранном для Руси Александром Невским.  

Рассказали учащиеся Верхнеподпольненской школы и жизненном пути Л.Н.Гумилева, историка и этнографа, «последнего евразийца».                         

Молодое поколение часто задумывается, кто же для них является образцом, чей жизненный путь будет примером. Человеку вообще необходим этический образец, особенно нужен он в переходные моменты, когда одни ориентиры уже утеряны, а других ещё нет. Молодые люди не всегда могут правильно выбрать свою жизненную позицию. Обращение к прошлому России, к православной вере и культуре поможет им найти свой путь, определить для себя жизненные идеалы.

Учащиеся участвуют в мероприятиях социального характера. Таким и является проект «Помоги человеку». Участники проекта посещают ветеранов труда, детей войны, оказывают посильную помощь инвалидам. Иногда от ребят требуется только проявить участие, выслушать пожилого человека.

Общественная оценка значимости и активности моей работы по организации участия воспитанников в социальных проектах отражалось на страницах СМИ, на сайте школы. 

 В газете «Победа» (14.03.2015, №64-70) Н.М.Галотина, руководитель клуба «Геликон», отметила мое участие в организации работы воспитанников в заседании клуба, на котором шла речь об истории России.

Главный редактор газеты «Победа» и «Диалог» отметила мою работу как руководителя детского объединения «Юный корреспондент» (см. Приложение №18).

Отделом религиозного образования и катехизации Донской митрополии мне была объявлена благодарность за успехи в духовно-нравственном воспитании учащихся (см. Приложение №19).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 2017. Глава 1

Не вошедший в окончательные списки приветствует Вас. Выкладываю итогои своей работа для Вашего суда, чтитатель.  А Вы, победители....

ПНПО 2017. Глава 2

2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года...

ПНПО 2017. Глава 3

3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету...

ПНПО 2017. Глава 5

5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из сем...

ПНПО 2017. Глава 6

6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и...

ПНПО 2017. Глава 7

7. Непрерывность профессионального развития учителя...