Статья: "Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка".
статья

Калугина Маргарита Васильевна

Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_amo.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Калугина Маргарита Васильевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Киселёвская основная общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

         Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Одной из проблем, волнующей учителя, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

           Ученики, особенно пяти-, шестиклассники, не могут учиться  «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за «вознаграждение». Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо активизировать деятельность учащихся на основе познавательного интереса. Ученику должна нравиться его деятельность и должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на конкретном уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это вносит в их деятельность интерес.

         Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью ученика. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

            Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.

Одним из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании положительной учебной мотивации, повышения познавательной активности, развития творческих способностей и нестандартности мышления учащихся является технология модерации и АМО.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В качестве примера приведем краткий сценарий урока русского языка в 6 классе «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных», в котором использованы активные методы обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель – познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Задачи:

- формировать навык написания О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

- развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе;

- воспитывать творческое самовыражение.

Методы обучения: частичнопоисковый, наглядный, словесный, проблемный.

Формы обучения: фронтальная, коллективная: групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Приёмы деятельности учителя: организация проблемнопоисковой работы учащихся, самостоятельной работы обучающихся, оценка работы обучающихся, коррекция.

Используемая технология: технология модерации и АМО, технология развития критического мышления.

Результат урока:

Знать: условия правописания «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Уметь: правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой; выделять графически орфограмму; объяснять правописание суффиксов прилагательных.

1.Активный метод (АМначала образовательного мероприятия (этап инициации).

Эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Активный метод «Японские поклоны»: Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет тоже самое, пока не выполнят все ученики в классе.

«Орфографическая разминка»: Всё, что знаем, вспоминаем, повторяем, объясняем…

(Не)ряшливый мальчишка отправился туда,

Где очень много хлеба и сладостей гора,

Где а(п,пп)етитно фрукты разложены в ряды,

Где веет х..л..дочком мороженое – эскимо.

Проходит он (не)брежной п..ходкой вдоль витрин,

Заходит наш (не)счас..ный в …громный магазин

«Нравственная минутка». Как вы думаете, ребята, разрешат ли нашему мальчику чтонибудь купить в этом магазине? Почему?

Молодцы, ребята!

Вы правильно ответили!

А теперь давайте узнаем, что нас ждёт в этом магазине…

2. Этап вхождения или погружения в тему

АМ «Творческий эксперимент»

ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРОВ:

Груш…вый сок, Алыч…вый компот

Плюш…вый мишка, Ситц…вый платочек

Парч…вая скатерть, Еж…вые рукавицы, Замш…вые перчатки

3. АМ выяснение целейожиданий и опасений

АМ «Облако мыслей»:

Позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения: Останутся приятные впечатления. Справлюсь! Смогу. У меня всё получится! Узнаю чтонибудь интересное. Необычный урок. Неуверен в себе. Боюсь! А вдруг ошибусь…

4. АМО – интерактивная лекция:

Позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей работы с новым материалом.

Ребята, от каких слов образованы эти прилагательные?

К какой части речи они относятся?

В какой значимой части слова находится наша орфограмма?

1 команда. Грушовый сок, алычёвый компот, плюшевый мишка, ситцовый платочек, парчёвая скатерть, ежовые рукавицы, замшевые перчатки.

2 команда. Грушевый сок, алычовый компот, плюшовый мишка, ситцевый платочек, парчовая скатерть, ежёвые рукавицы, замшовые перчатки.

Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия?

Значит, какая тема нашего урока?

«Буквы ОЕ после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Сформулируйте цель нашего урока?

1) познакомиться с ………………...;

2) учиться правильно писать………

Ребята, как вы думаете, от чего зависит написание гласных О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных? Ежовый. Ситцевый. Молодцы, ребята!

5. Активные методы релаксации: Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, то вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Метод «Помни меня». Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

«Лексическая минутка». Ребята, вам когданибудь покупали ежовые рукавицы? Ежовые рукавицы – это значит «держать когото жёстко, не допуская слабины, в строгой суровости».

6. Этап проработки содержания темы.

При организации работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

Можно использовать методы: «Карта группового сознания», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Ульи», «Светофор», «Ярмарка».

От чего зависит выбор букв О и Е в суффиксах прилагательных?

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, зависят от ударения.

Игра «Подбери пару». Задание: к существительным из левого столбика подберите прилагательное из правого. Согласуйте их в роде, числе и падеже. В прилагательных обозначьте суффиксы. Вода, мешок, сустав, платье, мех, ус, капли, платок, стекло – кварцевый, плюшевый, ландышевый, ситцевый, плечевой, моржовый, ключевой, песцовый, холщовый.

1. От данных существительных образуйте прилагательные. Поставьте ударение, выделите суффиксы: Образец: песец – песцÓвый, речь – речевой. лицо, сторож, душ, груша, перец, плащ.

2. Выполнение упр. 313 стр. 131 (Комментированное письмо).

Тест. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) морж..вый, кварц..вый, алыч..вый;

2) замш..вый, дрожж..вой, ландыш..вый;

3) парч..вый, сургуч..вый, ключ..вой;

4) глянц..вый, торц..вый, пунц..вый.

Домашнее задание:

1. §55, упр. 314 стр. 131–132

2. Составить словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя прилагательные на изученную орфограмму.

3. Написать сочинениеминиатюру на тему «В магазине», используя прилагательные на изученную орфограмму.

Таким образом, данная технология помогает повысить у учащихся мотивацию к самообучению, научиться находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, развивать самостоятельность у учащихся, развивать коммуникативные умения и умения работы в группе, развивать навык публичных выступлений, что ведет к повышению личностной самооценки.

Эти результаты применения данной технологии позволяют отнести её к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Список использованной литературы

1. Захарова Е.С. Применение технологии модерации и активных методов обучения на уроках английского языка / Т.А. Баженова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://4portfolio.ru/view/view.php?id=32322

2. Остапенко Т.Н. Активные методы обучения на уроках русского языка / Т.Н. Остапенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2012/01/18/aktivnyemetodyobucheniyanaurokakhrusskogoyazyka

3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

Активные методы обучения на разных этапах урока

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом...

использование средств мультимедиа на разных этапах урока русского языка

статья об использовании мультимедийных технологий на уроках...

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...