рабочая программа по черчению 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Рыкова Наталья Николаевна

Программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова; под редакцией В.В.Степаковой.- М.: Просвещение, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherchenie_fgos_10_klass.docx87.92 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31-77

                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                                                 Директор МБОУ «СОШ № 1»,

                                                                                                                                       п.г.т. Уренгой Пуровского района

                                                                                                                                             _________        / А.С. Волокитина /

                                                                                                             

                                                                                                            Приказ № _____ 

                                                                                                                                  от « ___»  _________  20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению

10 класс

Учитель: Рыкова Наталья Николаевна

высшая квалификационная категория

«Согласовано»                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

Заместитель директора по                                                                                                методического объединения

Образовательному процессу                                                                                             учителей ИЗО, музыки

___________/Н.В.Лукьянова/                                                                                            технологии и черчения                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                       Руководитель МО

                                                                                                            ____________/Н.Н. Рыкова/

                                                                                           Протокол №_____от

                                                                                                                                            « _____»______________20_______г.                                                                                                  

                                                                                                          2014-2015 учебный год


II. Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Черчение» разработана для 10 класса информационно-технологического профиля. Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

-Программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова; под редакцией В.В.Степаковой.- М.: Просвещение, 2009

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ  в 2014-2015 уч.г.;

- В.В.Степакова, Л.В.Курцаева и др. Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвкщение, 2013, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации;

- Основная образовательная программа среднего общего образования на 2014-2016 уч.г. Приказ №71 от 04.04.2014г.;

- Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих новые ФГОС общего образования, МБОУ «СОШ№1» п.г.т.Уренгой. Приказ №40 от 27.02.2014г.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. 

  Концепция программы направлена на приобщение детей к технической культуре, обучение их умению видеть и читать графические объекты, эмоционально воспринимать произведения графики и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность

в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся воспринимать и анализировать к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

   Обоснованность (актуальность)

      Предлагаемая программа разрабатывалась  с учетом того, что школьники изучали базовый курс черчения, поэтому в данном курсе предусмотрено повторение основных понятий, а также расширение содержания базового предмета «Черчение» (расширение основ проекционного черчении, машиностроительного, архитектурно-строительного черчения), а также учащиеся получают новые знания особенностей графики в области дизайна. Это позволяет развивать и поддерживать интерес к предмету, а также способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, у выпускников школ будет сформировано достаточно целостное графическое образование.

Цель учебной рабочей программы: развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической компетентности.

Задачи программы:

  1.  развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, их абстрактного, логического, пространственного, художественно-образного, художественно-конструкторского и инженерного мышления;
  2.  освоение общего и особенного в графических методах отображения и чтения информации о трехмерных объектах, процессах, явлениях и т. д.;
  3.  овладение графическими методами отображения и чтения информации о трехмерных объектах;
  4.  приобщение к проектной деятельности, в развитии творческого начала личности;
  5.  формирование умений работать в коллективе, вступать в коммуникативные и межличностные отношения;
  6.  приобщение к будущей профессии.
  7. ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  8. обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
  9. развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  10. обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
  11. прививать культуру графического труда.

Обоснование выбора УМК

      Учебно – методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники для учащихся и методическое пособие для учителя под редакцией В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013. Выбранный УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Черчение» в средней школе. В учебнике рассматриваются теоретические основы графического языка, сущность его изобразительных и знаковых систем, правила выполнения и чтения графической документации; учебник познакомит с инструментальными и техническими способами создания изображений. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (протокол заседания МО №7, от 30.04. 2016 г.).

III. Общая характеристика учебного предмета, курса

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Методологической основой ООП является системно- деятельностный подход, который

обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного

учреждения;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных,

психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Отсюда:

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

 Основными принципами обучения являются: 

  • сознательность, активность и самостоятельность;
  • наглядность;
  • системность, последовательность и комплексность;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • прочность формирования знаний, умений, навыков;
  • групповой и индивидуальный принципы в обучении.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности:

  • Урок: вводный, изучение нового материала, комбинированный, обобщающий, учетно-повторительный.

Методы обучения: 

  • Устное изложение учебного материала. Виды: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
  • Обсуждение изучаемого материала. Виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
  • Демонстрация.
  • Упражнение.
  • Самостоятельная работа.

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Педагогические технологии:

  • Личностно – ориентированная;
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ): организационно-педагогические технологии (ОПТ); психолого-педагогические технологии (ППТ); учебно-воспитательные технологии (УВТ).

Межпредметные связи:

        Технология – литература –  история России.

IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно учебному  плану элективный учебный предмет «Черчение» входит  в  предметную  область «Технология». На изучение предмета в 10 классе отводится  35 часов, 1 час в неделю за счёт часов федерального компонента.

V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

Ценность жизни–признание человеческой жизни и существования живого в природе и        материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира –частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в архитектурных произведениях, предметах искусства графики.

Ценность  человека как  разумного  существа,  стремящегося  к  добру,  самосовершенствованию  и  самореализации и,  важность  и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра–направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности –любви.

Ценность истины–это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность  семьи как  первой  и  самой  значимой  для  развития  ребёнка  социальной  и  образовательной  среды,  обеспечивающей преемственность  художественно-культурных,  этнических  традиций  народов  России  от  поколения  к  поколению  и  тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности–осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма–одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами

VI.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • Ценностные ориентиры, отражающие индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации,готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; осознание себя как члена общества; представление о России, её места и роли в современном мире;
  • Гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к своей местности; уважение к истории, культуре, национальным традициям; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Образовательные результаты: овладение на уровне общего образования законченной системой графики знаний и умений.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности:  составлять план решения проблемы; работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различать результаты и способы действий; давать оценку результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить выходы из ситуаций неуспеха;
  • Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, социального взаимодействия;
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного учебного материала; осуществлять логическую операцию; обобщать понятия;
  • Строить логические рассуждения;
  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, доказывая их фактами;
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого;
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

  • Осознание роли графики;
  • Объяснять, аргументировать основные понятия курса, применять знания этих понятий и определений в практических работах;
  • Составлять и читать чертежи деталей и чертежи, содержащие сечения, разрезы и условные изображения;
  • Осознавать основные понятия, определения, графические изображения и правила их построения;
  • Объяснять типичные черты и специфику геометрических объектов и простых форм;
  • Осознанно выделять и группировать предметы по форме, признакам, назначению;
  • Оценивать роль России в мире в архитектурном направлении;
  • Составлять алгоритм решения творческих, занимательных и графических задач.

VII. Содержание  учебного предмета, курса

№ п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

теоретич.

практич.

1

 Тема: Графический язык и его роль в передаче информации

4

2

Тема: Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них

3

3

 Тема : Графическое отображение и чтение графической информации о предмете

11

4

 Тема: Графическое отображение и чтение технико-технологической информации об изделии

17

Итого:

35

Тема: Графический язык и его роль в передаче информации.

 Графический язык. Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения. Роль графического языка. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции). Рабочее место конструктора и его оборудование (графические материалы, инструменты. Принадлежности, автоматизированные средства). Рациональные приёмы работы чертёжными инструментами. Техника безопасности. Носители графической информации (точки, линии, условные знаки, цифры, буквы, тексты). Типы линий чертежа.

 Тема: Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них

Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических форм предметов (простых, сложных) Форма простых геометрических тел (состав, структура, размеры). Изучение формы геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета (с натуры по графическим изображениям)

Тема : Графическое отображение и чтение графической информации о предмете

Проецирование-метод графического отображения формы. Центральное проецирование. Параллельное (косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях. Сравнительный анализ проекции изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических).

Ортогональное проецирование плоских предметов на одну плоскость проекций. Получение изображения проекции детали с применением системы координат. Построение графических объектов (прямоугольник, многоугольник).

Проецирование на две плоскости проекций простых геометрических тел и моделей деталей. Проецирование на три плоскости проекций. Способы построения ортогональных проекций. Чтение ортогональных проекций геометрических тел и деталей. Моделирование формы предмета по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению с последующим изображением полученной модели на плоскостях проекций.

Аксонометрические проекции. Изометрическая проекция. Способы построения аксонометрических проекций некоторых геометрических тел и деталей. Чтение аксонометрических проекций. Технический рисунок. Приёмы выполнения технического рисунка.

Развёртывание поверхностей развёртки и их применение. Графическое отображение развёртки поверхности предмета. построение чертежей развёрток некоторых простых геометрических тел и деталей.

Тема: Графическое отображение и чтение технико-технологической информации об изделии

Чертёж как основной графический документ, содержащий информацию об изделии. Общие сведения о чертежах различного назначения (рабочий и аксонометрический чертежи, чертёж общего вида, сборочный чертёж). Понятие о государственных стандартах ЕСКД. Основные требования к оформлению чертежей. Форматы. Масштаб. Передача информации о форме детали на чертежах. Изображение на чертежах: виды (основные, местные), разрезы, сечения. Построение разрезов и сечений. Штриховые замкнутые области при выполнении разрезов и сечений. Разрезы на аксонометрических изображениях деталей.

Выбор главного изображения чертежа и необходимого числа изображений. Условности и упрощения в изображении формы деталей на чертежах. Передача информации о размерах детали на чертежах. Правила нанесения размеров на чертеже по ГОСТу. Нанесение линейного и радиального размеров на чертеже.

Передача информации о материале детали. Условное изображение различных материалов в разрезах и сечениях.

Чтение рабочих чертежей.

Конструирование несложных деталей по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению. Выполнение чертежа сконструированного изделия.

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

 Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


IX. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема, раздел

урока

К-во

часов

Дата проведения (план/факт)

Целевая установка раздела

 

 

Формы организации учебной деятельности

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО)

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

1

Введение

1

Цель: дать понятие об элективном учебном предмете, рассказать о целях и задачах курса.

Задачи:

углубить  знания учащихся об истории графической документации, о первых графических документах, чертёжных инструментах и принадлежностях;

развивать познавательный интерес, любознательность учащихся;

воспитывать ответственное отношение к дисциплине

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Виды информации, графическая информация, графические изображения

Овладение знаниями в истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа

Познавательные:

Строить логическое рассуждение.

Представлять информацию в виде конспекта.

Понимать позицию другого.

Регулятивные:

Работать по предложенному плану, ипользовать наряду с основными и дополнительные средства.

Умения ориентироваться в окружающей среде, выбирать целевые и смысловые установки своих действиях и поступках, принимать решения.

Уметь оценивать степень своей успешности

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

2

Основные приёмы работы

1

Цель: познакомить учащихся с геометрическими построениями на чертеже.

Задачи: приобрести навыки в технике выполнения чертежей изделий;

создать условия для формирования умений выполнять геометрические построения;

воспитывать точность, аккуратность, внимательность при выполнении графических упражнений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками

Овладение знаниями в создании и изготовлении чертежа, правилами оформления чертежей.

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Преобразовывать информацию в виде таблицы.

Самостоятельно использовать различные виды чтения.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной деятельности.

Работать по предложенному учителем плану.

Уметь оценивать степень своей успешности.

Коммуникативные:

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению

3,4

Графическая работа №1. Изображение плоской детали с элементами сопряжения и деления окружности на равные части

2

Цель: дать понятие «Лекало» и показать приёмы работы с линейкой «лекало».

Задачи: научить детей основным геометрическим построениям сопряжений; развивать навыки работы чертёжными инструментами; воспитывать точность, аккуратность, внимательность при выполнении графической работы.

Урок комплексного применения знаний

Сопряжение, окружность

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Давать оценку результатам своей работы.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

5,6

Графический язык и его место в передачи информации о предметном мире

2

Цель: познакомить с основными требованиями и правилами нанесения размеров на чертеже по ГОСТу 2.307-68.

Задачи: дать понятие о базах в машиностроении и научить способам нанесения размеров;

дальнейшее развитие графических навыков и умений и познавательного интереса;

 воспитывать чувство времени при графических построениях.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размеры (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; толщина и длина детали; размерные числа)

Овладение правилами оформления чертежа

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

7

Типы графических изображений ГОСТ 2.304-81

1

Цель: показать правила изображения на чертеже.

Задачи: научить правилам изображений изделий на чертеже (ГОСТ 2.304-81);

 развивать пространственное и логическое мышление и кругозор в изучении технических документов;

воспитывать внимательность и усидчивость при изучении новой темы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стандарты на чертежи, форматы

Овладение правилами оформления чертежа

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

8

Проецирование как метод графического отображения формы предмета

1

Цель: дать понятие и расширить знания о методе проецирования как графического отображения формы предмета

Задачи:

научить различию центрального проецирования от параллельного на примере сложных геометрических форм;

развитие пространственного и логического мышления;

воспитывать чувство коллективизма при работе в парах

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проецирование, центральное и параллельное проецирование, прямоугольные проекции, изображение на одной плоскости проекций

Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

9

Графическая работа №2. Выполнение проекционного чертежа предмета в системе двух плоскостей проекций

1

Цель: показать учащимся необходимость применения двух плоскостей проекций

Задачи:

создать условия для формирования умений проецировать предмет на две плоскости проекций, разобрать типичные ошибки;

развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес;

воспитывать чувство времени при графических построениях

Урок комплексного применения знаний

Проецирование, 2 плоскости проекций

Овладение правилами выполнения геометрических построений

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

10

Ортогональные проекции и система прямоугольных координат.

Виды

1

Цель: познакомить учащихся с расположением видов (проекций) и их названиями

Задачи:

разобрать типичные ошибки учащихся при построении видов в проекционной зависимости;

формировать пространственное представление и мышление;

воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувство времени и аккуратность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Виды: вид спереди,  вид сверху, вид слева; определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах, местные виды

Овладение знаниями о методах проецирования

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

11

Графическая работа №3. Выполнение проекционного чертежа предмета в системе трёх плоскостей проекций

1

Цель: познакомить учащихся со случаями проецирования предмета на три плоскости проекций

Задачи:

учить  учащихся делать графическое построение видов в проекционной зависимости;

формировать пространственное представление и мышление;

воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувство времени и аккуратность

Урок комплексного применения знаний

Виды, правила построения видов

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

12

Виды и аксонометрические проекции

1

Цель: познакомить учащихся с получением наглядных изображений

Задачи: формировать умения строить оси, геометрические фигуры в прямоугольной изометрии;

развивать приёмы работы с рейсшиной, глазомер учащихся;

воспитывать рациональное использование времени

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции; направление осей, показатели искажений; размеры на аксонометрических проекциях

Овладение знаниями о форме предметов и геометрических тел и положении предметов в пространстве

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

13

Графическая работа №4. Выполнение аксонометрической проекции  по проекционному чертежу предмета

1

Цель: закрепить знания и умения учащихся о построении объёмных фигур в изометрии

Задачи:

формирование умения в построении аксонометрических проекций предметов;

развивать глазомер учащихся;

воспитывать точность. аккуратность

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная диметрическая проекция

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

14

Контрольная работа. Выполнение проекционного чертежа детали

1

Цель: закрепить знания и умения учащихся о построении объёмных фигур в изометрии

Задачи:

формирование умения в построении аксонометрических проекций предметов;

развивать глазомер учащихся;

воспитывать точность. аккуратность

Урок обобщения и систематизации знаний

Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур, эллипс

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений; развитие визуально- пространственного мышления

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать чертежи.

Строить логические рассуждения при выполнении чертежа.

Преобразовывать чертёжные знаки в текстовые.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему индивидуального задания.

Выдвигать версии решения задания, осознавать конечный результат.

В ходе выполнения работы давать ей оценку.

Организация здорового образа жизни.

Коммуникативные:

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.

Формирование уважительного отношения к другому человеку.

Осознание своей этнической принадлежности

15

Общие сведения о формообразовании

1

Цель: вспомнить геометрические тела, дать понятие формообразованию

Задачи:

научить выполнять операции с трёхмерными объектами и отображение их на чертеже ( в любой технической детали находить простые геометрические тела);

развивать логическое мышление и расширение политехнического кругозора;

воспитывать точность и аккуратность при выполнении практических упражнений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Мысленное расчленение предмета на геометрические тела-призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части

Формирование стойкого интереса к творческой деятельности

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

16

Графическая работа №5. Выполнение чертежа предмета с преобразованием формы по заданным условиям

1

Цель: закрепить знания по формообразованию предметов

Задачи:

научить выполнять чертёж предмета с преобразованием формы по заданным условиям;

развивать логическое мышление;

воспитывать точность и аккуратность

Урок комплексного применения знаний

Анализ геометрической формы предмета

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений; формообразования предметов простых геометрических форм

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

17,

18

Графическая работа №6. Выполнение технического рисунка и построение развёртки

2

Цель: вспомнить геометрические тела, дать понятие технического рисунка

Задачи:

научить строить развёртки геометрических тел;

развивать пространственное представления и мышление, умение работать с информационными источниками;

воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе

Урок комплексного применения знаний

Технический рисунок, форма

Овладение правилами оформления чертежа при выполнении технического рисунка; анализировать форму предмета

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

19

Изделие и технико-технологическая информация о нём

1

Цель: дать понятие технико-технологической информации об изделии

Задачи:

учить работать со справочными документами ;

развивать логическое,  пространственное представления и мышление, умение работать с информационными источниками;

воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изделие; длина, высота, ширина

Формирование стойкого интереса к творческой деятельности

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

20

Общие сведения о чертежах различного назначения

1

Цель: показать учащимся какое значение имеют стандарты ЕСКД для чертежей деталей и рабочих чертежей

Задачи:

способствовать самостоятельному  выводу о различных чертежах;

развивать познавательный интерес;

привитие интереса к предмету

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рабочий чертёж

Формирование стойкого интереса к творческой деятельности; иметь представление о чертежах различного назначения

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

21

Сечения

1

Цель: дать понятие о сечениях как изображениях, об изображении и обозначении сечений, их применении при построении технических чертежей.

Задачи: учить алгоритму построения сечений и применение его при построении чертежей;

 развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сечения: вынесенные, наложенные, в разрыве детали; правила построения

Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разделу сечений для решения графических задач

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

22

Разрезы

1

Цель: дать понятие о разрезах как изображениях, об изображении и обозначении разрезов, их применении при построении технических чертежей.

Задачи: учить алгоритму построения разрезов и применение его при построении чертежей;

 развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Разрезы: простые, сложные: ступенчатые, ломанные

Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разделу разрезов для решения графических задач

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

23,

24

Графическая работа №7. Выполнение чертежа детали с применением разрезов и сечений

2

Цель: закрепить знания учащихся об изображении и обозначении простых разрезов и сечений.

Задачи: учить выполнять простые разрезы и сечения на чертежах деталей;

развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру графического труда.

Урок комплексного применения знаний

Правила построения

Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения способов передачи информации при выполнении чертежа сечений и разрезов

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

25

Выбор главного изображения чертежа и необходимого числа изображений

1

Цель: формирование навыков по определению необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и закрепление знаний, полученных в 8 классе по выбору главного изображения.

Задачи: научить правильно выбирать главный вид изображенной детали и определять необходимое количество видов её изображения на чертеже; развитие графических навыков и умений; привитие интереса к предмету

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Чертёж: изображения на чертеже

Освоение знаний о методах проецирования; развитие визуально-пространственного мышления

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

26

Контрольная работа. Выполнение чертежа детали, содержащего необходимое количество изображений

1

Цель: показать на примере простой детали выполнение чертежа детали и по примеру выполнить чертёж самостоятельно.

Задачи: научить выполнять чертёж детали с применением разрезов;

развивать пространственное мышление;

 воспитывать культуру графического труда.

Урок обобщения и систематизации знаний

Изображения: виды, сечения, разрезы, местные разрезы, соединение половины вида с половиной разреза

Овладение правилами пользования чертёжными инструментами при выполнении геометрических построений; развитие визуально- пространственного мышления

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать чертежи.

Строить логические рассуждения при выполнении чертежа.

Преобразовывать чертёжные знаки в текстовые.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему индивидуального задания.

Выдвигать версии решения задания, осознавать конечный результат.

В ходе выполнения работы давать ей оценку.

Организация здорового образа жизни.

Коммуникативные:

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.

Формирование уважительного отношения к другому человеку.

Осознание своей этнической принадлежности

27,

28

Графическая работа №8. Выполнение чертежа детали с использованием условностей и упрощений изображений

2

Цель: закрепить знания учащихся об изображениях-разрезы, показать приёмы построения условностей и упрощений на чертежах разрезов.

Задачи: учить выполнять чертёж детали ;

 развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру графического труда.

Урок комплексного применения знаний

Изображение условностей на чертеже: уклон, фаска, шероховатость, диаметр, радиус, квадрат, угол

Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения способов передачи информации при выполнении чертежа с использованием условностей и упрощений

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

29

Разрезы на аксонометрических проекциях

1

Цель: познакомить учащихся с применением и правилами выполнения местных разрезов; с выполнением чертежей, содержащих разрезы деталей, имеющих тонкие стенки, рёбра, спицы.

Задачи: научить выполнять разрезы в наглядных изображениях; развивать пространственное представление, мышление; воспитывать точность и аккуратность графических построений, чувство времени.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правила построения

Освоение знаниями о форме предметов и геометрических тел и положении предметов в пространственной системе координат

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

30,

31

Графическая работа №9. Построение изометрической проекции детали с выполнением выреза её ¼ части

2

Цель: закрепить знания учащихся об изображениях -разрезы в аксонометрических проекциях.

Задачи: учить выполнять чертёж детали с вырезом 1\4 части детали;

 развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру графического труда.

Урок комплексного применения знаний

Правила построения

Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения способов передачи информации при выполнении чертежа с использованием выреза 1\4 части

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

32, 33

Графическая работа №10. Выполнение чертежа модели детали, сконструированной по заданным условиям, и её технического рисунка

2

Цель: закрепить знания учащихся об изображениях.

Задачи: учить выполнять чертёж детали по техническому рисунку;

 развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру графического труда.

Урок комплексного применения знаний

Правила построения

Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения способов передачи информации при выполнении чертежа с использованием условностей и упрощений, применяемых на чертежах

Познавательные:

Строить логические рассуждения.

Представлять информацию в виде чертежа.

Регулятивные:

Самостоятельно определять учебную деятельность.

Индивидуально составлять план решения проблемы.

Планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе графической деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

34

Чтение рабочих чертежей

1

Цель: дать понятие – рабочий чертёж.

Задачи: учить читать рабочие чертежи;

развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру умственного труда.

Урок обобщения и систематизации знаний

Правила чтения чертежа

Овладение правилами оформления чертежа при выполнении технического рисунка; анализировать форму предмета

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию

35

Обобщение знаний о технологической информации

1

Цель: закрепить знания учащихся об изображениях.

Задачи: учить выполнять чертёж детали по техническому рисунку;

 развивать пространственное и логическое мышление; воспитывать культуру графического труда.

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематическую модель конспекта урока в виде таблицы.

Регулятивные:

Работать по представленному учителем плану.

Самостоятельно составлять план решения проблемы.

Коммуникативные:

Принимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию


Контрольно-оценочная деятельность

Тема раздела, урока

Виды контрольно-оценочной деятельности

К-во

Сроки проведения

1

Изображение плоской детали с элементами сопряжения и деления окружности на равные части

Выполнение чертежа по правилам деления окружности и сопряжения

2

Выполнение проекционного чертежа предмета в системе двух плоскостей проекций

Выполнение чертежа по правилам проекционной зависимости

3

Выполнение проекционного чертежа предмета в системе трёх плоскостей проекций

Выполнение чертежа по правилам проекционной зависимости

4

Выполнение аксонометрической проекции по проекционному чертежу предмета

С использованием правил изометрической проекции

5

Контрольная работа. Выполнение проекционного чертежа детали

По тестовому заданию

6

Выполнение чертежа предмета с преобразованием формы по заданным условиям

 С  нанесением размеров

7

Выполнение технического рисунка и построение развёртки

С обозначением вершин, ребер, граней

8

Выполнение чертежа детали

С применением разрезов и сечений

9

Контрольная работа. Выполнение чертежа детали, содержащего необходимое количество изображений

10

Выполнение чертежа детали

С использованием условностей и упрощений изображений

11

Выполнение чертежа детали

С вырезом ¼ части детали

12

 Выполнение чертежа модели детали, сконструированной по заданным условиям, и её технического рисунка

По правилам построения технического рисунка

Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде графических и контрольных работ.

1.Входной контроль проводится в начале обучения или следующего его этапа. Его цель – определить степень владения учащимися базовыми знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины. С помощью входного контроля определяется степень владения новым материалом до начала его изучения. Анализ результатов входного контроля помогает выбрать правильную обучающую стратегию при работе с новым материалом. Это  дает возможность выявить слабых и сильных учащихся. Слабым учащимся необходимо устранить пробелы в знаниях, прежде чем приступить к дальнейшему обучению, а сильных переводят на более высокий уровень обучения.

        2.Формирующий контроль (т.е. помогающий сформировать качественные знания) применяется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Цель – проверить изучаемый или только что изученный материал. Это способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения.

        3.Диагностический контроль позволяет определить причины возникновений систематических ошибок. Он проводится после формирующего теста, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы.

        4.Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и служит для оценки его эффективности, т.е. насколько реальные результаты совпадают с планируемыми и соответствуют стандарту. Итоговый контроль охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В него включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированности необходимых навыков.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся

       Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

  В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

  Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.    Одна из обязательных графических работ является контрольной.

  Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

  Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

  Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

Х. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения:

Учебно – лабораторное оборудование и приборы (учебно – практическое оборудование)

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  3. Стол учительский с тумбой.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран проекционный.
  4. Интерактивная доска.
  5. Музыкальный центр.
  6. Документная камера.

Учебная и справочная литература

Для учителя:

  1. В.В.Степакова. Черчение. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2009.
  2. В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013
  3. А.А.Дадаян. Основы черчения и инженерной графики. Геометрические построения на плоскости и в пространстве: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2007.
  4. В.П.Куликов. Стандарты инженерной графики: учебное пособие. – М.,2007.

Для учащихся:

  1. В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.

Дидактические средства обучения:

  1. Комплект демонстрационных материалов по черчению, г. Челябинск, Южно – Уральский государственный институт.
  2. Тестовые задания по темам.
  3. Индивидуальные карточки-задания
  4. Опорные конспекты.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка деревянная 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

      а) 90, 45, 45 -градусов;

      б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Рейсшина;

10) Транспортир;

11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.

Средства телекоммуникации:

  1. Локальная сеть
  1. Интернет

Цифровые образовательные ресурсы (интернет – ресурсы)

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
  3. http://www.slovarus

 XI. Список литературы

Для учащихся:

  1. В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.

Для учителя:

  1. В.В.Степакова. Черчение. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2009.
  2. В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...