Реализация индивидуально-ориентированного подхода в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий
материал на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования задаёт качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Требования есть, а как их эффективно реализовать? Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения, добиться результата невозможно. Для себя я нашла выход, попробовав в своей практике такое направление педагогического взаимодействия как коучинговый подход. Коучинг поможет подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности, как к лично значимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Коучинговый подход48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия №35

Беспутина Наталья Александровна, учитель математики

Реализация индивидуально-ориентированного подхода

в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования задаёт качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат.

Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, представление о критериях профессионального мастерства учителя. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих  предметные,  метапредметные и личностные достижения ребенка.

Требования есть, а как их эффективно реализовать? Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения, добиться результата невозможно. Для себя я нашла выход, попробовав в своей практике такое направление педагогического взаимодействия как коучинговый подход.

Что такое коучинг? Существуют несколько определений этого понятия.

Тимоти Голви говорит, что  коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.  

Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения. Отвечая на вопросы коуча, человек может обнаружить свои скрытые возможности и найти совершенно неожиданные решения.

Как этому научиться? Мне кажется, что с коучингом следует знакомиться не через инструменты, а через погружение в базовые принципы. Иначе нередко получается так, что инструменты и техники, которые кажутся весьма эффективными сами по себе, не получают той подпитки, которая делает их не просто схемами.

Рассмотрим 5 принципов коучинга:

  • С людьми всё хорошо. Все люди разные. У нас разные характеры, привычки, ценности, внешность и многое другое. Но каждый человек имеет право быть таким.
  • Каждый человек делает наилучший выбор для себя. У каждого человека есть свой багаж знаний, умений, свои потребности возможности, взгляды, свой опыт. Поэтому в нужный момент каждый из нас делает выбор, исходя из того, что имеет.
  • У каждого из нас есть все необходимые ресурсы. Многие люди привыкли жаловаться на свою жизнь. У одних проблемы со здоровьем, кому-то не хватает времени на что-то, сил, денег, но у каждого из нас есть потенциал энергии и таланта. Наше сознание содержит все ответы на вопросы, касающиеся нас самих. Коучинг опирается на это для раскрытия возможностей человека.
  • В основе любого действия – позитивное намерение. Человек в своих действиях руководствуется положительным мотивом, но инструменты для реализации задуманного выбираем иногда не те.
  • Перемены не только возможны, но и неизбежны. Каждый день вносит в нашу жизнь что-то новое. В нашу жизнь приходят новые люди, происходят новые события. Это не может не влиять на нас, на наши убеждения, привычки, ценности. Мы взрослеем, совершенствуемся. Происходит процесс постоянного развития и поиска нового.

Коуч-позиция делает коучинг отличным от всех других способов взаимодействия.

Существуют одиннадцать ключевых компетенций коуча, которые были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF).

«A. Создание фундамента

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам

2. Заключение коучингового соглашения

B. Совместное создание отношений

3. Установление доверительных отношений с клиентом

4. Коучинговое присутствие

C. Эффективная коммуникация

5. Активное слушание

6. Постановка «сильных» вопросов

7. Прямое общение

D. Фасилитация обучения и достижения результатов

8. Стимулирование осознания

9. Проектирование действий

10. Планирование и постановка целей

11. Управление прогрессом и ответственностью»

Вернёмся к требованиям ФГОС. Выделены те умения, которые эффективно формируются с помощью коучинга.

Например, ФГОС, 5-9 классы. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности».

Или ФГОС, 10-11 классы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Фактически это одно из определений коучинга.

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности удачно реализуется с помощью техники 4 вопроса планирования.

  1. Что Вы хотите?
  2. Как Вы поймёте, что достигли цели?
  3. Почему эта цель важна для Вас?
  4. Как Вы можете достичь цели?

Нужно уметь правильно формулировать цели.  Рассмотрим Формат конечного результата

Это критерии, которым должна удовлетворять цель, чтобы быть реализованной.

  • Сформулирована в позитиве
  • В зоне моего контроля
  • Экологична
  • Умная (конкретна, измерима, достижима, согласована с другими целями, определена во времени).

Ответы на многие вопросы о коучинге, вдохновение можно черпать на сайте Коучинг в образовании.

В заключении хочется добавить, что обучение принципам и инструментам коучинга несет огромную пользу для учителей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения. Коучинг поможет подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности,  как к лично значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Технологическая карта урока по технологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме «Технология приготовления первых блюд».

1.Изучить классификацию первых блюд, особенности технологии приготовления. 2.Формирование универсальных учебных действий....

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...