Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
методическая разработка на тему

Чуприкова Наталья Николаевна

      Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умение жить достойно. Молодежь – это будущие  матери и отцы, которые продолжат род человеческий. Достойное исполнение во взрослой жизни ролей гражданина, профессионала, семьянина является гарантией социального и экономического благополучия нашего общества. Поэтому главная задача – вырастить здоровое, крепкое поколение.

     Данная программа  направлена на пропаганду физической культуры и спорта с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечивает раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением наркотиков и алкоголя.

     Настоящая программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий, стимулирование здорового образа жизни обучающихся, формирование у них культуры здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zdorovya_.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

                        Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

1. Пояснительная записка

      Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умение жить достойно. Молодежь – это будущие  матери и отцы, которые продолжат род человеческий. Достойное исполнение во взрослой жизни ролей гражданина, профессионала, семьянина является гарантией социального и экономического благополучия нашего общества. Поэтому главная задача – вырастить здоровое, крепкое поколение.

     Данная программа  направлена на пропаганду физической культуры и спорта с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечивает раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением наркотиков и алкоголя.

     Настоящая программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий, стимулирование здорового образа жизни обучающихся, формирование у них культуры здоровья.

 2. Цель программы:

     -   Формирование экологической культуры;

     -   Формирование  здорового, физически и духовно совершенного подрастающего поколения.

       

Основные задачи программы:

  • Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Организовать систему профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Организовать систему работы по формированию экологической культуры.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Финансовое обеспечение программы:

Финансирование реализации программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств и спонсорской помощи.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач, от уровня взаимодействия с родителями обучающихся, учреждениями здравоохранения.

3. Концептуальные основы программы

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека.

Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме ребёнка в процессе обучения в школах разного типа. Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У нынешних школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто встречающимся у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только получению прочных знаний, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому данная программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование обучающихся.

В реализации программы «Школа здоровья» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, социальный педагог, медицинский работник, технический персонал. Также предполагается активное взаимодействие с другими учреждениями, родителями обучающихся.

4. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы

1)Функции директора и его заместителей:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в школе;
  • организация контроля уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы социально-психологической службы в школе.

2)Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • организация встреч обучающихся и их родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОДН, медработниками, специалистами подросткового отделения наркологической службы ЦРБ;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, тематические классные часы, конкурсы и т.п.) в рамках программы «Здоровье»;
  • организация и проведение исследования уровня физического здоровья обучающихся;

3)Функции медицинской службы:

  • Проведение ежегодной диспансеризации обучающихся школы, определение уровня их физического здоровья;
  • выявление обучающихся специальной медицинской группы.

5. Мероприятия по реализации программы

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

1.1

Комплектование классов в соответствии с Уставом Школы

май - август

ежегодно

Администрация

1.2.

Улучшение материально-технической базы, приобретение мебели с ростовыми показателями и регулируемым наклоном для обучающихся 1 классов, наглядных пособий.

ежегодно

Администрация

1.3.

Формирование списков опекаемых, инвалидов и обучающихся на индивидуальном обучении.

сентября

Социальный педагог

1.4.

Осуществление взаимодействия с лечебными учреждениями по организации просветительской работы в школе.

постоянно

Заместитель директора по ВР

1.5.

Отражение в образовательной программе направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасного образа жизни обучающихся

ежегодно

Заместитель директора по ВР

1.6.

Контроль за обеспечением здоровьесберегающей направленности образовательного процесса:

- использование методов обучения и воспитания, педагогических технологий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся;

-использование на уроках здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

постоянно

Педагогические работники

1.7.

Мониторинг сформированности знаний и навыков культуры здоровья

2 раза в год

Заместитель директора по ВР

  1. Соответствие инфраструктуры учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся

2.1.

Осуществления контроля состояния и содержания территории и помещений, оборудования требованиям санитарных правил и пожарной безопасности.

постоянно

Администрация

2.2.

Контроль санитарного состояния пищеблока и складских помещений

постоянно

Комиссия общественного контроля

2.3.

Бракераж готовых блюд.

постоянно

Бракеражная комиссия

2.4.

Оснащение учебных кабинетов в соответствии с требованиями санитарных правил.

ежегодно

Администрация

2.5.

Контроль над соблюдением воздушно-теплового режима и освещенности помещений, задействованных в образовательном процессе.

постоянно

Администрация, медработник

2.6.

Обеспечение медицинской комнаты перевязочным материалом, медикаментами, мединструментами.

постоянно

Медработник

2.6.

Смотр санитарно-гигиенического состояния кабинетов.

1 раз в неделю

Заместитель директора по ВР, медработник

2.7.

Проведение методической работы с педколлективом по формированию у обучающихся навыков здоровьесбережения.

2 раза в год

Заместитель директора по ВР

  1. Организация образовательного процесса

3.1.

Разработка рабочих программ по физической культуре с учётом трёхчасовой учебной нагрузки.

август

Учитель физической культуры

3.2.

Осуществление контроля за соблюдением охранительного режима при организации учебно-воспитательного процесса (дозирование учебной нагрузки, проведение общешкольной утренней зарядки, динамических пауз и физминуток).

август

Заместитель директора по УВР

3.3

Составление расписания кружков, режима групп продленного дня в соответствии с СанПиН.

сентябрь

Заместитель директора по УВР

3.4.

Контроль за обеспечением здоровьесберегающей направленности образовательного процесса:

- использование методов обучения и воспитания, педагогических технологий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся;

- использование на уроках здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

постоянно

Заместитель директора по ВР

3.5.

Контроль за соблюдением режима дня обучающимися (проведение прогулок, спортивного часа).

постоянно

Заместитель директора по ВР

Обеспечение индивидуального подхода при организации образовательного процесса:

- организация занятий по физической культуре в соответствии с медицинскими показаниями;

- реализация индивидуального подхода при проведении уроков и занятий;

- регулировка высоты парт и стульев соответственно росту ребенка.

постоянно

Учителя-предметники

3.6.

 Создание благоприятного психологического климата.

постоянно

Педагогические работники

  1. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

4.1.

Ежедневное проветривание и влажная уборка классов.

постоянно

Техсотрудники школы

4.2.

Проведение ежедневной утренней зарядки перед уроками

ежедневно

Учитель физкультуры

4.3.

 Выполнение специальных упражнений на релаксацию, упражнений для глаз при проведении ежедневной физкультурной пауза в середине урока и на переменах.

ежедневно

Педагогическое работники

4.4.

Ежедневное проведение физкультминуток на уроках и занятиях.

ежедневно

Педагогическое работники

4.5

Проведение спортивных соревнований среди обучающихся всех возрастных групп.

по плану ОУ

Учитель физической культуры

4.6.

Проведение Дней здоровья.

1 раз в месяц

Учитель физической культуры

4.7.

Организация работы спортивных кружков.

сентябрь

  1. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.

5.1.

Инструктаж с обслуживающим персоналом о правилах мытья посуды и уборки помещений.

1 раз в полугодие

Директор школы, медработник

5.2.

Лекторий для родителей на темы: «Личная гигиена школьника», «Профилактика инфекционных заболеваний у детей», «Роль прививок в формировании иммунитета»

по плану ОУ

Заместитель директора по ВР, медработник

5.3.

Осуществление взаимодействия с Солдатской поликлиникой

в течение года

Директор школы

5.4

Оформление тематических выставок литературы по вопросам здоровьесбережения.

ноября, апрель

библиотекарь

5.5.

 Пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам здоровьесбережения.

в течение года

библиотекарь

5.6.

Планирование и организация повышения квалификации сотрудников по различным вопросам воспитания обучающихся.

по плану ОУ

Заместитель директора по УВР

5.7.

Проведение общешкольных  родительских собраний по темам:

- «Организация питания обучающихся в школе»;

- «Обеспечение безопасности несовершеннолетних. Ответственность родителей за безопасность детей»;

- «Формирование здорового образа жизни»;

- «Употребление молока»;

- «Анкетирование о состоянии здоровья школьников»;

- «Организация летнего отдыха школьников»

сентябрь

декабрь

май

Заместитель директора по ВР

  1. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

6.1.

Проведение методической работы с классными руководителями и воспитателями по профилактике употребления подростками ПАВ.

октябрь

Заместитель директора по ВР

6.2.

Анкетирование обучающихся с целью выявления случаев употребления ПАВ и отношения к ним.

ноябрь

Классные руководители

6.3.

Проведение классных часов, викторин, круглых столов по выработке устойчивой установки соблюдения здорового образа жизни.

в течение года

Классные руководители

6.4.

 Консультирование родителей по профилактике употребления ПАВ детьми (признаки, меры)

в течение года

Заместитель директора по ВР, медработник

  1. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового образа жизни

7.1.

Беседы с обучающимися по инфекционным заболеваниям, профилактике гриппа, вирусного гепатита, личной гигиене, профилактике травматизма, профилактике пропаганде ЗОЖ.

в течение года

Классные руководители, медработник

7.2.

Беседы с обучающимися по профилактике зависимости от Интернета (сетеголизм) и зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

в течение года

Классные руководители, медработник

7.3.

Проведение осмотров на педикулез и кожные заболевания.

1 раз в месяц

медработник

7.4

Контроль соблюдения обучающимися правил личной гигиены.

ежедневно

Классные руководители

7.5.

Профилактика туберкулёза:

 - ежегодное проведение реакции Манту;

 - флюрографическое обследование обучающихся 14-15 лет;

 - просветительские беседы о туберкулезе;

 - выпуск информационного настенного бюллетеня по профилактике заболевания туберкулезом;

ежегодно

Медработник

7.6.

Иммунопрофилактика обучающихся (прививки).

октябрь

Медработник

7.6.

Осуществление контроля над диспансеризацией сотрудников школы и своевременного прохождения медицинского осмотра, оформления медицинских книжек.

ежегодно

Директор школы, медработник

  1. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья обучающихся.

8.1.

Мониторинг здоровья обучающихся по результатам профилактических осмотров.

сентябрь,

октябрь

Медработник

8.2.

Мониторинг сформированности знаний и навыков культуры здоровья, безопасного образа жизни.

сентябрь,

май

Заместитель директора по ВР

8.3.

Учет и анализ случаев травматизма обучающихся, количества пропусков занятий.

ежедневно,

1 раз в четверть

Социальный педагог,

заместитель директора по УВР

8.4.

Размещение данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на школьном сайте.

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, ответственный за сайт

8.5

Анкетирование обучающихся, воспитанников, работников учреждения на предмет удовлетворенности условиями обучения и системностью работы по здоровьесбережению.

сентябрь,

май

Заместитель директора по УВР

8.6

Анализ заболеваемости за год,

за 6 месяцев.

июнь,

декабрь

Медработник

8.7

Провести анализ выявленной патологии в сравнении с предыдущим годом.

по мере необходимости

Медработник

8.8

Провести анализ выполнения плана проф. прививок по итогам работы за год, за 6 месяцев.

июнь,

декабрь

Медработник

  1. Анализ мониторинга и основных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Медицинское обслуживание в школе осуществляют:

 - врач – педиатр, врач-стоматолог, медицинская сестра (Солдатская поликлиника), невролог, отоларинголог, хирург-ортопед (детская  поликлиника ЦРБ г. Старый Оскол).

- профилактические прививки выполнены в полном объёме, согласно плана медработников на текущий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей...