ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
статья на тему

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания     высшей квалификационной категории

Актуальность нашей  педагогической  работы  обусловлена становлением новой системы образования, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации.

На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tkm.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ                                      ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания                                                                высшей квалификационной категории

Актуальность нашей  педагогической  работы  обусловлена становлением новой системы образования, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации.

На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

И сразу возникает несколько вопросов:

  • Как учить детей без принуждения?
  • Как помочь им раскрыть свои возможности?
  • Как сделать предмет интересным для всех?
  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Философ, математик, механик 17 века Блез Паскаль говорил: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

В чем актуальность высказывания?

Данное высказывание отражает сущность технологии развития критического мышления.

В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции.

Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил , Курт Мередит и Чарлз Темпл. Обобщили опыт Э.Аронса и Р. Славина, Д.Мюррея. Технология нашла свое отражение в работах Ж. Пиаже и Л. Выготского.

Классики пришли к выводу: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.

«Конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии критического мышления через чтение и письмо.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Критическое мышление –  это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. В основе развития критического мышления школьников   стоит "Базовая модель" РКМЧП.

Что такое «базовая модель» РКМЧП? В чем ее технологичность?

Базовая модель – «вызов – осмысление содержания – рефлексия» - отражает стадии единого процесса . не всегда можно реализовать все три стадии на уроке. Стадии могут повторяться, длительность стадии не ограничена, рефлексия может длиться урок, возможно фрагментальное  использование технологии.

Перед нами четкий технологический алгоритм урока.

Приемы,  которые можно применять на фазе "вызова" -  Верно — не верно, кластер, инсерт, дерево предсказаний и др.

Задачи стадии «вызова»:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Стадия «вызова» выполняет функции :мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями).

Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.

Следующая стадия - «осмысление». Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.

Функции этой стадии урока: информационная (учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется), систематизирующая( все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти).

Приемы – «Жокеи и лошади», Взаимообучение ,Таблица аргументов, Генераторы и критики,  Идеал, ЗигЗаг,  Бортовой журнал,  Ранжирование  и др.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Приемы: Диаманта , Бортовой журнал, ПМИ (Плюс –Минус –Интересно), Перепутанные логические цепочки, Инсерт, Сюжетные таблицы,  Кластер,  Синквейн , Оценочное окно,  Акрослово, Три М.

ТКМЧП не только эффективно используется на уроках , но и во внеурочное время . Активно данную технологию можно использовать как при работе с одаренными детьми, так и с отстающими.

Современный выпускник умеет:

  • формировать собственное мнение;
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
  • решать проблемы;
  • аргументировано спорить;
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Технология успешно применяется на любой ступени обучения. Для каждой дисциплины может быть использован свой набор методов и приемов.

Использованная литература:

1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-2-е изд.,дораб.-М.:Просвещение,2011.

2.Лебедев И.Е., методист Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. Методическое пособие..НПО «Образовательные технологии», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Технология развития критическогомышления через чтение и письмо

Даны примеры использования на уроках русского языка и литературы различных приёмов технологии критического мышления....

Через технологию развития критического мышления – к креативному письму

Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития к...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....