Методическая разработка на тему "Интеллектуально-познавательная игра: Что? Где? Когда?"
методическая разработка на тему

Полищук Наталья Алексеевна

Игра - ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие социальных коммуникативных навыков, эмоциональной среды ребенка, а если игра познавательная, то это реальная возможность расти интеллектуально (чего мы и ждём от наших воспитанников после проведения любого мероприятия). Идея проведения игры «Что? Где? Когда? основана на закреплении уже имеющихся у воспитанников знаний, сведений, эрудиции, а также на создании необходимых условий для самостоятельного совместного поиска участниками ответов на вопросы, обработке и применении этой информации в ходе участия в мероприятии. Расширяя кругозор и информированность участников, создаются условия для выработки умения применять логически построенные и правильные выводы в процессе игры. За счет выполнения всех выше перечисленных процессов ожидается повышение уровня общей информированности участников, расширение общего кругозора воспитанников, формирование у них чувства ответственности за команду и уважения друг к другу, а главное осознание воспитанниками своих потребностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pna_chto_gde_kogda.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Архангельской области

государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ровдинский детский дом»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Что? Где? Когда?»

(интеллектуально-познавательная игра)

Разработала:

 воспитатель

Н.А. Полищук

Ровдино

2017

Содержание работы

  1. Пояснительная записка ______________________________ 3-5 стр.
  2. Ход мероприятия           ______________________________6-13 стр.

   2.1. Вводная часть               _____________________________6 стр.

   2.2. Основная часть             _____________________________6-12 стр.

   2.3. Заключение                   ____________________________ 13 стр.

3. Список использованной литературы ___________________ 14 стр.


        Пояснительная записка.

Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Во все времена люди любили интеллектуальные игры, которые позволяли не только достаточно быстро провести контроль имеющихся знаний у игроков, но и являлись прекрасным обучающим инструментом, благодаря которому расширялся кругозор и багаж знаний играющих.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Конечно, потенциал одной отдельно взятой интеллектуальной игры незначителен, одна игра не позволяет решить множество проблем. Но если бы интеллектуально-познавательные игры организовались в нашем детском доме как система, при которой в группах возникали бы долговременные команды и клубы знатоков, тогда эти игры смогут дать детям очень многое. Интеллектуальная игра является той формой образовательной деятельности, которая может повлиять на развитие личности. Участвуя в игре, ребёнок проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходиться проявлять системность, креативность и критичность мышления.

Сама система игры «Что? Где? Когда?» достаточно интересна: своей гибкостью и вариативностью при выборе тем и формулировки базы вопросов для играющих, наличием наглядности всего процесса игры, что обеспечивает

контролирование игрового процесса всеми его участниками.

Вопросы, подобранные педагогами, рассчитаны не только на конкретные знания, но и на общую эрудицию и сообразительность детей данного возраста.

Интеллектуальная игра является неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, решает очень много воспитательных проблем, игра даёт возможность каждому воспитаннику:

- продемонстрировать приобретённые знания, умения и навыки;

- проявить интеллектуальные способности;

- раскрыть многогранность своих интересов.

В данном мероприятии (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?») принимают участие воспитанники детского дома (Старковская Ванда – 15 лет, Долгобородова Виктория – 17 лет, Волков Максим – 13 лет, Абликов Алексей -12 лет, Воюшина Татьяна – 12 лет, Петровский Андрей – 15 лет, Тебеньков Роман – 12 лет, Акимов Данил -16 лет, Воюшин Артём-15 лет, Андреева Диана -12 лет, Диана непосредственного участия в игре не принимала, но оказала помощь в проведении мероприятия) и педагоги (Дерябина О.П., Баёва Н.Е., Воробьёва А.С., Аншукова С.В., Резвая Н.М., Голубева Л.О., Поженская Т.Н., Степанова А.А., Байдакова Л.И., Горбова Г.В., Козак В.С.).

Представляемая методическая разработка способна оказать методическую помощь педагогам, педагогу-организатору и иным специалистам при организации процесса проверки знаний воспитанников, а также в ходе организации интеллектуального массового мероприятия с ними. Материал методической разработки будет безусловно полезен детям для расширения кругозора (может быть, некоторым воспитанникам после игры захочется посетить библиотеку и прочитать дополнительный материал по некоторым вопросам игры).

Целью игры является: создание условий для развития познавательной активности воспитанников, умения работать в команде, расширение кругозора.

Данная цель достигается при решении следующих задач:

1.Развитие коммуникативных качеств у детей в игре,образной памяти, внимания, речи, умения сравнивать, сопоставлять, доказывать, опровергать.

2.Развитие навыков практического применения знаний.

3.Воспитание самостоятельности, инициативности.сотрудничества, коллективизма, общительности.

Форма организации деятельности: групповая и индивидуальная.

Форма проведения мероприятия: интеллектуально-познавательная игра.

Формат игры: телевизионная версия игры «Что? Где? Когда?» (видоизменённая версия).

Практические методы:

1.Метод мозгового штурма (метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают одну наиболее удачную).

2.Игровой метод (создание игровой ситуации)

приёмы: беседа, разговор, убеждение, указания, пояснения, вопросы, ответы.

3.Метод столкновения взглядов и позиций

приёмы: беседа, спор участников, убеждение.

4.Метод стимулирования

Приёмы: награждение участников, поощрение, наказание (удаление из зала за подсказку).

Наглядные методы:

1.ИспользованиеТСО

 приёмы: использование информационных средств, презентация, рассматривание картин).

Словесные методы:

Приёмы: слово воспитателя, рассказ, беседа, дискуссия, эвристическая беседа и т.д.

Оборудование: круглый стол, игровой барабан, волчок, конверты с билетами, аудиозаписи к игре, презентация, мультимедийное оборудование для показа презентации, ноутбук, музыкальные колонки, микрофон, чёрный ящик, музыкальный ключ, листы бумаги, ручки, призы, необходимые для игры предметы: ёлка, лук, пирожное «Наполеон», ложка.

Время проведения мероприятия: 40-60 минут.

Предварительная работа: мною был изготовлен барабан, переделана детская игрушка «волчок» специально для игры. Была создана команда телезрителей, в которую вошли практически все педагоги детского дома, включая администрацию. Педагогам нужно было подготовить вопросы, видеовопросы для команды знатоков, в которую входят воспитанники детского дома.

Ожидаемые результаты:

После учения игра - ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие социальных коммуникативных навыков, эмоциональной среды ребенка, а если игра познавательная, то это реальная возможность расти интеллектуально (чего мы и ждём от наших воспитанников после проведения любого мероприятия). Идея проведения игры «Что? Где? Когда? основана на закреплении уже имеющихся у воспитанников знаний, сведений, эрудиции, а также на создании необходимых условий для самостоятельного совместного поиска участниками ответов на вопросы, обработке и применении этой информации в ходе участия в мероприятии. Расширяя кругозор и информированность участников, создаются условия для выработки умения применять логически построенные и правильные выводы в процессе игры. За счет выполнения всех выше перечисленных процессов ожидается повышение уровня общей информированности участников, расширение общего кругозора воспитанников, формирование у них чувства ответственности за команду и уважения друг к другу, а главное осознание воспитанниками своих потребностей и способностей.

Ход мероприятия

Введение.

Организационный момент (команды, гости мероприятия рассаживаются в зале, звучит музыка П.И. Чайковского, Ария Германа из оперы Пиковая дама «Что наша жизнь- игра».

Ведущий: Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Как все уже догадались, сегодня наше мероприятие пройдёт в виде игры «Что? Где? Когда?» (слайд 1)

Немного истории:

Днём рождения телеигры считается 4 сентября 1975 года.

Владимир Ворошилов (слайд 3), создатель игры и продолжительное время её ведущий.

В 1975 году появился волчок (слайд 4).

Поначалу с помощью волчка выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.

Волчок - обыкновенная детская игрушка, с которой началась серьезная взрослая игра.

Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: "Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй - себе. Играл, не выходя из дома, дней десять".

В 1977 году в игре появился первый её символ – филин Фомка (слайд 5)

Первые вопросы были придуманы самим ведущим. Позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Каждый день приходили мешки писем.

После смерти Владимира Ворошилова в 2001 году игру стал вести его приёмный сын Борис Крюк (слайд 6)

Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин “знаток”.

Основная часть (игра).

Ведущий: Итак, мы начинаем игру. Новый сезон, немного новые правила. Я приглашаю за игровой стол команду новичков, команду госпожи Долгобородовой В.А.:

  1. Самый начитанный воспитанник 1-ой группы - господин Абликов Алексей Артурович.
  2. Самый спортивный воспитанник 4-ой группы-господин Волков Максим Анатольевич.
  3. Самая лучшая воспитанница 4- ой группы – госпожа Старковская Ванда Сергеевна.
  4. Самый трудолюбивый воспитанник 3-ей группы – господин Акимов Данил Сергеевич.
  5. Самая талантливая воспитанница 4-ой группы – госпожа Воюшина Татьяна Ростиславовна.
  6. Самый опытный капитан своей группы и команды- госпожа Долгобородова Виктория Александровна.

Под торжественную мелодию RichardStrauss, AlsosprachZaratustra знатоки рассаживаются за стол.

В игре принимают участие распорядитель игрового зала- Тебеньков Роман Романович и Петровский Андрей Алексеевич, отвечающий за вынос чёрного ящика и необходимых для игры предметов. Воюшин Артём Ростиславович -человек, отвечающий за время раундов.

Против знатоков сегодня играет команда телезрителей:

  1. Дерябина Ольга Павловна.
  2. Баёва Нина Евгеньевна.
  3. Воробьёва Александра Сергеевна.
  4. Поженская Татьяна Николаевна.
  5. Голубева Людмила Олеговна.
  6. Резвая Наталья Михайловна.
  7. Степанова Анна Александровна.
  8. Горбова Галина Васильевна.
  9. Аншукова Светлана Викторовна.
  10. Байдакова Лариса Ивановна.
  11. Козак Валерий Сергеевич.

Все телезрители пожелали сегодня задать вопросы знатокам лично. Александра Сергеевна и Нина Евгеньевна боялись не успеть на передачу и отправили видеовопросы.

Правила игры: в игре принимают участие две команды: «знатоков» и «телезрителей». Команда «знатоков» состоит из шести игроков (включая капитана) и присутствует в игровом зале, за игровым столом. Команда телезрителей составлена из людей, которые пожелали принять участие в игре и прислали на неё письма с вопросами «знатокам». Ведущий определяет правильность ответов «знатоков», он является главным судьёй. Игра идёт до шести очков. Команда, первой набравшая шесть очков, побеждает в игре. Письма телезрителей лежат на игровом столе, который разделён на 12 секторов; в центре стола — волчок со стрелкой (который вращается под музыку Melkonov, WildHorse) — детская игрушка, специально переделанная для игры. Волчок является датчиком случайных чисел, именно от его выбора зависит очерёдность выпадения вопросов в игре. По окончании минуты «знатоки» должны дать ответ на вопрос телезрителя. Капитан команды «знатоков» должен сказать, кто из команды будет отвечать на вопрос (он может ответить и сам). «Знаток», как правило, озвучивает свою версию. Ведущий принимает ответ «знатоков» и оглашает правильный ответ. Если «знатоки» ответили правильно, они выигрывают раунд и зарабатывают сладкий приз. В случае неправильного ответа «знатоков» очко присуждается команде телезрителей, а телезритель — автор вопроса получает сладкий приз.

Права играющей команды: команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры.

«Досрочный ответ». Если во время оглашения ведущим вопроса знаток уже подготовил ответ, он может подать знак (чаще всего поднятый вверх большой палец руки), и капитан может сообщить ведущему до объявления минуты на размышление о готовом ответе. В случае правильного ответа знатоки получают дополнительную минуту обсуждения (количество минут на обсуждение зависит только от количества правильных досрочных ответов), которую могут использовать на любом другом вопросе, по решению капитана. Дополнительную минуту также можно использовать в секторах «Блиц» и «Суперблиц» — после стандартных 20 секунд для поиска ответа на один из вопросов отводится дополнительные 60 секунд. Если же знаток даёт досрочный ответ на вопрос «Блица» или «Суперблица», 20 секунд не экономятся.

 «Помощь Клуба». Перед ответом на вопрос знатоки имеют право взять «Помощь Клуба». Любой человек, находящийся в зале, может в течение 20 секунд помочь команде знатоков ответить на вопрос телезрителя. «Помощь клуба» может быть использована всего один раз за игру в любом раунде, кроме «Блиц», «Суперблиц». Взять помощь клуба можно только в ситуации, когда знатоки проигрывают телезрителям.

Время «музыкальной паузы», в течение которой знатоки могут отдохнуть, что-либо обсудить, сходить в мини-кафе попить сок, ведущий определяет сам.

Вопросы телезрителей:

ФИО телезрителя

Пояснение к вопросу

Внимание! Вопрос!

Ответ команды.

Внимание! Правильный ответ!

Дерябина О.П.

Много-много лет назад (ещё в царское время) проезжали по нашей местности 3 князя, 3 брата. В честь этих князей были названы 3 деревни нашего района. Первого князя звали Пётр, соответственно деревня была названа Петровская, второго звали Семён, отсюда и название деревни- Семёновская.

Как звали третьего брата? И как была названа третья деревня?

Князя звали Роман, а деревня- Романовская.

Баёва Н. Е. (видеовопрос)

Раньше в королевствах придворных развлекали скоморохи, у которых были погремушки из бычьего пузыря.

Плоды какого растения находились в этих погремушках?

Гороха.

Воробьёва А.С. (видеовопрос)

Согласно одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба.

А какое животное (по представлениям, конечно, африканцев помогло ему в этом?

Жираф

Поженская Т.Н.

В зал под музыку выносят пирожное «Наполеон».

Наполеон — пирожное — получило такое название не во Франции, как следовало бы ожидать, а в России, в год столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное.

Какую форму имело пирожное и почему?         

Форму треугольника, напоминавшего треуголку Наполеона.

Голубева Л.О.

В хорошо известном Вам произведении

описаны появление на свет главной героини, её развитие, её цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два представителя фауны: грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора.

надеюсь всего вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения, которая находится в чёрном ящике, и само произведении.

Ёлка, по сюжету песни «В лесу родилась ёлочка».

Резвая Н.М.

(блиц опрос)

У русских крестьян каждая добропорядочная хозяйка должна была в Новый год поставить на стол пироги с четырьмя видами начинок.

С давних времен жителей Владимирской области называли «Владимирские богомазы, жителей Рязанской области называли «Рязанские косопузики».

Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?

Что символизировали эти четыре разные начинки?

А как называют жителей Архангельской области и почему?

Четыре времени года.

Архангельские трескоеды, потому что жители Архангельской области очень любили и любят рыбу и питаются в основном рыбой.

Когда смотрим на часы.

Степанова А.А.

Много лет назад братья Монгольфье сидели и отдыхали у растопленного камина. К ним подошла девушка в длинной лёгкой юбке.

Что изобрели братья Монгольфье, увидев девушку в лёгкой юбке и огонь в камине?

Воздушный шар.

Горбова Г.В.

Блиц опрос: 1. Какой по счёту бывает лишним? (третий)

                      2.Защитная, новая, военная (форма)

3.Трёхцветный флаг (триколор)

1. Какой по счёту бывает лишним?                       2. Защитная, новая, военная                       3.Трёхцветный флаг

Третий.

Форма.

Триколор.

Аншукова С.В.

Однажды журналист Ярослав Голованов предложил издательству «Детская литература» учредить приз, который будет присуждаться семье, в которой отца зовут Михаилом Ивановичем, мать — Настасьей Петровной, а их сына Михаилом Михайловичем. По мнению Голованова, этот приз должен носить хорошо известное вам название.

Какое именно название?

«Три медведя».

Байдакова Л.И.

В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы, он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы и астрономы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть этот предмет служил наглядным пособием. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Что в чёрном ящике?

Лук.

Козак В.С.

Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике.

Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике. Внимание вопрос: Что там? (Внимание ответ: для того чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимо разжечь костер, раскалить камни и кинуть их в мокрые сапоги. В черном ящике – камни).

Для того чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимо разжечь костер, раскалить камни и кинуть их в мокрые сапоги. В черном ящике – камни.

Вопрос ведущего

Картину «Переэкзаменовка» Фёдор Павлович Решетников написал в 1954 году, а картину «Опять двойка» в 1952 году.

Укажите деталь, которая доказывает, что картина «Переэкзаменовка» была написана позднее.

На стене висит репродукция картины «Опять двойка».

Подведение итогов: после игры при помощи зала будет выбран лучший игрок среди телезрителей и знатоков. Награждение. Ведущий предоставляет слово капитану команды, чтобы тот оценил работу каждого игрока. Рефлексия «Образ». «Знатокам» предлагается сравнить свою игру, своё настроение на игре с образом какого-либо животного. Спасибо всем за игру.

Заключение.

Проведение массовых интеллектуальных мероприятий, игр и конкурсов широко используется в системе образования детей. С их помощью решается ряд вопросов: организация досуговой и культурно-массовой деятельности, организация воспитательной деятельности любой направленности

Фактически играть можно в любой области знаний, в которой организаторы смогут задать вопросы с учетом возраста и кругозора игроков. Следует отметить, что не стоит слишком увлекаться при применении данной формы организации интеллектуальных игр, поскольку слишком частые проверки знаний воспитанников не ведут к их глобальному увеличению, а также уровень интереса и желания участвовать в подобном мероприятии может снизиться, т.к. пропадет новизна и необычность такой формы организации.

Интеллектуальные игры с вопросами и ответами - важная и наглядная

часть проверки полученных знаний. Сделать «умную» игру зрелищной - вот

основная задача. Посмотреть на других, показать себя. Помериться знаниями, скоростью принятия решений. Научиться видеть, слышать, слушать товарищей – все это является элементами, оказывающими влияние на формирование интеллектуального и культурного уровня играющих участников, их социализацию и развитие лидерских качеств, необходимых в современном мире.

Список использованной литературы:

  1. Анашина, Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр /Н.Ю. Анашина.-М.:Академия развития, 2006. – 496 с.
  2. Баландин, Б.Б.10 000 вопросов для очень умных / Б. Б. Баландин. – М.: РИПОЛ классик, 2007г. - 512 с. — (Новейшие справочники).
  3. Баландин, Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Б. Б. Баландин. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002,- 480 с.
  4. Нянковский, М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: “Академия развития”, 1997.- 192 с.
  5. Аудиозаписи:

Richard Strauss. Also sprachZaratustra. (Начало игры. Торжественная мелодия).

          П.И. Чайковский П.И., Ария Германа из оперы Пиковая дама. «Что   наша жизнь-игра».

Melkonov. WildHorse (волчок).

JamesLast, Ra-ta-ta (чёрный ящик)

  1. Интернет-ресурсы:

http://ippk.arkh-edu.ru/biblio/colleague/detail.php?ID=889974

https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-meropriyatie-chto-gde-kogda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия (командной игры)

командная игра "Путешествие в страну "ИНФОРМАТИКА"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: конкурс-игра "Сварщик - лучше профессии нет!"

Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии.  На конку...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

Методическая разработка интегративного внеклассного мероприятия – игры «Хочу всё знать» по теме «История ЭВМ. Средства информационных технологий. Графический редактор Open Office Draw»

Данная методическая разработка составлена для преподавателей дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Информатика».Представленная разработка содержит методическую разработку интегративного внеклассного ...

Методическая разработка "Цвета" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Видеоуроки:Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомhttp://Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомУрок 3. Учим цвета на английском языке. (часть первая)https://www.youtu...

Методическая разработка по теме "Дидактические игры на занятиях информатики как средство повышения качества обучения"

Целью методической разработки является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизирование эффективных методов и приемов использования дида...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Своя игра"

Методическая разработка разработана с целью организации проведения Викторины для дисциплин естественнонаучного цикла (математика, естествознание) и может быть использована преподавателями для организа...