Опыт работы Федотовой С.Н.
материал на тему

Федотова Светлана Николаевна

Опыт работы Федотовой С.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_fedotova_1.docx83.35 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта учителя истории и обществознания    Федотовой Светланы Николаевны.

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории, как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

 На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.
    Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов.


    Актуальность проблемы.
    На сегодняшний день является
 актуальным применение информационных технологий на уроках гуманитарного профиля. В том числе, вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. 

    Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

     Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения.

Перспективность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

      В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков, самостоятельного приобретения знаний. Опыт преподавания с использованием информационно – коммуникативных технологий  на уроках в течение ряда лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся, активно работающие с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. оказалось, ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания»:

1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;

2. повышают интенсивность обучения;

3. обеспечивают объективность оценивания результатов;

4. увеличивают долю самостоятельной работы.;

5. формируют активную гражданскую  позицию и чувство гордости за свою страну, республику.

Условия формирования идеи педагогического опыта.

        Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование  современных информационно-коммуникативных технологий.

        Использование  информационно-коммуникативных технологий    на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

         В настоящее время главной задачей учителей-предметников, в том числе учителей истории, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения.

         В последнее время использование  стало более частым, но не всегда педагогически правильным и обоснованным.

         Анализ исследований по проблеме применения информационной технологии в процессе обучения показал, что пока еще мало внимания уделено вопросам рассмотрения основных форм сочетания традиционной и информационной технологий обучения. Важным методическим принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными формами обучения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими (традиционными) средствами обучения.

         Сейчас предлагается большое количество медиа-продукции, которую можно использовать в своей работе, но не вся она отвечает тем определенным требованиям, которые предъявляются предметниками. Не всегда предлагаемый продукт помогает добиться тех целей, которые ставит перед собой учитель. В данном случае важен конкретный практический опыт учителей. Мой практический опыт применения компьютерных технологий на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности, позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации и, в целом, формировании информационной компетентности учащихся.

 Методические возможности использования интерактивной доски:

  1. Доска используется как в пассивном (экран для просмотра видео, презентаций), так и в активном режиме (использование всех функций интерактивной доски).
  2. Использование доски для изучения нового материала: демонстрации наглядного материала, презентаций с введением кратких записей, составлением схем-записей. При этом есть возможность выделить главное на графических объектах, картах, изображениях, акцентируя на это внимание учеников. 
  3. Использование доски для проверки и закрепления знаний учащихся: можно организовать работу с терминами или датами, картами, наглядностью, документами. Работа организуется как индивидуально, фронтально, так и в малых группах, что повышает эффективность урока.
  4. Организация работы с письменными историческими источниками на уроках истории вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная работа. Интерактивная доска дает возможность работать наглядно для всего класса с историческим источником. Для этого импортируем текст в формате Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.
  5. При помощи функций интерактивной доски «непрозрачный экран», «электронное перо» «перетаскивание». и т.д. можно разнообразить задания. Учащиеся являются непосредственными участниками процесса, что позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности.
  6. Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, что повышает успешность детей.
  7. Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников результатом чего является интерес к предмету.

Наличие теоретической базы опыта

  Оснащение кабинета современным мультимедийным оборудованием создает основу для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

   На уроках истории и обществознания  используются  программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаются презентации к урокам. Кроме этого в практике педагогов работа по создание презентаций самими учащимися.

 Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объём производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с интерактивной доской SMART Board в программе Notebook .И именно использование этого оборудования приводит к тому, что оно способствует повышению уровня усвоения учебного материала, т.е. улучшает понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и потрогает, сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует, смоделирует и т.п.. Интерактивная доска – лучшее из технических средств наглядного обучения, помогающее эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы можно успешно использовать для обучения. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать действия, относящиеся к излагаемому материалу.

 

Технология опыта

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков
  • В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

  • Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

  • Использование презентации при повторении пройденного материала. 

  • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. 

  • Проведение тестов. 

  • Проведение физкультминуток. 

  • Упражнение на закрепление (заполнение таблиц, составление схем, заполнение пропусков в схемах)

  • Работа с документами

  • Проверка домашнего задания (в т.ч. кроссворды)

  • Внеклассная работа: исторические игры и вечера.


1. Работа с понятиями. Преимущество использования  при работе с понятиями состоит в том, что определения появляются на экране, не нужно их писать на доске.

Пример. Ниже приведены определения, все ли они соответствуют признакам государства?

  1. Деление населения по признаку родства.
  2. Суд на основе обычаев предков.
  3. Деление населения по территории проживания.
  4. Налоги.
  5. Управленческий труд не оплачивается.
  6. Наличие письменного законодательства.
  7. Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.
  8. Наличие регулярной армии.
  9. Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей.


Заполнение схемы. Учащимся первоначально дается на экране только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время на оформление доски.


3. Соотношение определений и соответствующих им понятий.

Пример. Найдите соответствия

  1. Зависимый крестьянин-общинник.
  2. Человек, находящийся на положении фактического раба в древнерусском государстве.
  3. «Временный» раб за ссуду.
  4. Разбойник

  1. Смерд
  2. Закуп
  3. Холоп
  4. Тать


4.Заполнение таблиц.

Пример: «Незавершенные революции в Европе в 1848-1849 гг.», «События Первой мировой войны 1914-1918 гг.»

5. Использование видеоинформации и анимации. Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое.

6. Проверка знаний. Большинство учителей в своей работе формируют определенную систему проверки знаний. Однако можно сделать такую работу более эффективной, технологичной, разнообразной, применив технологию создания презентаций. Вопросы к проверочной работе обоих вариантов можно набрать в электронном виде и вывести на слайд. Дети лучше воспринимают информацию зрительно, мы не создаем им дополнительные сложности, диктуя вопросы, заставляя воспринимать на слух. Кроме того, можно дополнить задания иллюстративным материалам.

7. Проведение внеклассных мероприятий. Презентации Power Point можно использовать для визуальной и информационной поддержки мероприятий. Так, например, задания для турниров удобно оформлять в виде презентации. Это дает дополнительную возможность визуализировать вопросы для команд и для зрителей, дополнить задания вопросами с иллюстрациями (портреты военоначальников, героев войны, иллюстрации сражений и битв), выводить задания постепенно, согласно логике изложения.

8. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Работа с информацией в электронном виде давно стала привычной для наших школьников. Они постоянно обращаются к Интернету. Поэтому задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования, умения отбирать и структурировать информацию, сочетать устный ответ с электронной презентацией. Это может помочь школьнику не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

9. Чтение текста. Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, которые вызывают интерес у учащихся всех возрастов и разных уровней подготовки. Некоторые из них я использую в процессе обучения истории и обществознанию. 

Интерактивный курс истории Кирилла и Мефодия может быть использован для подготовки к экзаменам, как в традиционной форме, так и в формате ЕГЭ. Данный курс содержит большое количество тренировочных тестов по всему программному материалу.

На уроках истории древнего мира в 5 классе может быть использовано мультимедийное учебное пособие «История 5 класс» и «Атлас Древнего мира».

Также на уроках истории России можно использовать мультимедийный учебник истории России XX века.

Мультимедийный учебник позволяет облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука.

Урок истории в 6 классе по теме «Религия славян». Это урок изучения нового материала с использованием учебного электронного пособия «Ожившая история».

Учащиеся слушают материал видеолекции, затем отвечают на вопросы в рабочих конспектах, работают с терминами, часть которых представлены в учебном фильме, другие учащиеся должны сформулировать самостоятельно.

У учащихся 6 класса формируется интерес к истории, поэтому очень важно, насколько интересно и познавательно проходят уроки. Вместе с этим, можно говорить и о формировании информационной компетентности у учащихся 6 классов на таких занятиях (учащиеся учатся воспринимать информацию, грамотно ее преобразовывать, работая с конспектом урока).

Благодаря видеолекции повышается интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности, уч-ся ведут отбор информации, отвечая на вопросы в рабочих конспектах.

 Серия уроков по теме «Великая Отечественная война» в 11 классе проводится с использованием учебного фильма «От Кремля до Рейхстага» («Начало Вов», «Курская битва», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Все для фронта, все для победы!»).

Этот учебный фильм помогает придать урокам эмоциональную окраску, восприятие информации по теме меняется, уч-ся более внимательно и подробно стремятся изучить тему, возрастает патриотическая направленность уроков. Множество фактов, отраженных в фильме, позволяют учителю ставить проблемные вопросы, а учащимся находить ответы (например, на 1-м уроке – было ли нападение на СССР неожиданным?). В ходе просмотра фильма и анализа эпизодов происходит активизация познавательной деятельности, уч-ся стараются узнать о том или ином этапе войны что-то новое, как результат – презентации, доклады, дискуссии.

 Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика и др.)

Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного

характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой из таких мини-проектов создаются

Он снабжен обширным справочным материалом: персоналии (более 700 важнейших политических и общественных деятелей, деятелей науки и культура); подробная хронология; терминологический словарь; более 30 анимированных карт; более 6 тысяч иллюстраций (редких фотографий, плакатов, картин, рисунков, схем, диаграмм); более 2 часов кинохроники; более 500 документов; более 70 уникальных фонограмм – звуковых документов. 

Большая энциклопедия России «Войны России» помогает проследить хронологию войн, происходящих на территории России. Энциклопедия рассказывает обо всех воинах, которые вела Россия со времен монголо-татарского ига до настоящего времени. 

С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, времени и месте. 

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала.

Применение новых технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
2. Повышение производительности урока;
3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.
5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

С каждым годом возможности учителей будут расширяться, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету, что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению.

Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. Информация, взятая в сети Интернет, увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии. Учащимся предоставляется возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях.

Информация, содержащаяся в сети Интернет, наполнена полезным для учителя содержанием. В Интернете можно узнать последние новости в области образования, сайты образовательной направленности, нормативные документы, а также полезные программы.

Типы заданий, используемых при работе на интерактивной доске:

  1. «Отметьте»
  2. «Заполни пропуск»
  3. «Кроссворд»
  4. «Выделите»
  5. «Личности в истории»
  6. «Соотнесите»
  7. «Историческая карта»
  8. «Расположи в хронологической последовательности»
  9. «Тесты»
  10. «Схемы и таблицы»
  11. «Работа с рисунками»
  12. «Узнай по описанию» и т.д.

Правильное использование интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса.

Преимущества использования интерактивной доски на уроке:

  • доступность материала;
  • экономия времени;
  • усиление наглядности и «яркости» обучения;
  • укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;
  • повышение внимания и заинтересованности учащихся к содержанию урока;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • многообразие видов деятельности учащихся и форм итогового контроля;
  • возможность представить материал, соединяющий звуковую, видео-иллюстративную информацию в единое целое.

Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне. Да и сама доска не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель урока, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

Анализ результативности.

Результативность  опыта

Использование  информационно-коммуникационных технологий в процессе           обучения приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
  2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
  3. Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня, конкурсах различного уровня.
  4. Устанавливать межпредметные связи с информатикой.
  5. Способствует организации проектной деятельности учащихся.
  6. Повышает производительность работы учащихся при подготовке к урокам.

 Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде по истории, обществознанию, праву.

Право

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Результат

Уровень участия

2015-2016

Гуськов Артём

9

победитель

муниципальный

Лобанова Дарья

9

призёр

муниципальный

2016-2017

Кунаева Марина

9

победитель

муниципальный

Гуськов Артём

10

победитель

республиканский

история

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Результат

Уровень участия

2014-2015

Росяйкина Яна

7

победитель

муниципальный

Кудрявцев Михаил

8

призёр

муниципальный

Емолкина Ксения

10

призёр

муниципальный

2015-2016

Росяйкина Яна

8

победитель

муниципальный

Кудрявцев Михаил

9

призёр

муниципальный

2016-2017

Аношкина Анастасия

7

призёр

муниципальный

                                                обществознание

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Результат

Уровень участия

2014-2015

Лобанова Дарья

8

победитель

муниципальный

Тумайкина Алина

10

победитель

муниципальный

2015-2016

Росяйкина Яна

8

победитель

муниципальный

Кунаева Марина

8

призёр

муниципальный

Кудрявцев Михаил

9

призёр

муниципальный

Манин Данила

9

победитель

муниципальный

2016-2017

Аношкина Анастасия

7

победитель

муниципальный

Шачинова Анастасия

7

призёр

муниципальный

Кунаева Марина

9

призёр

муниципальный

Белова Татьяна

10

призёр

муниципальный

Устимкина Ксения

10

победитель

муниципальный

                      Результаты участия во Всероссийской предметной олимпиаде по истории.

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Результат

Уровень участия

2013-2014

Кунаева Марина

7

победитель

региональный

Кудрявцев Михаил

8

победитель

региональный

Ворожейкина Анастасия

10

победитель

региональный

2014-2015

Боломожнов Андрей

8

призёр

региональный

Манин Данила

9

победитель

региональный

   Трудности при использовании данного опыта работы

Трудоемкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем.

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным - это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:

1. История России с древнейших времён до XVI века (6 класс).

2. История России XVII-XVIII век (7 класс)

3. История России XIX века (8 класс)

4. Россия в конце XIX-начале ХХ века (9 класс)

5. Готовимся к ЕГЭ по истории.

6. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию

7. История России 1945 – 2008 гг. Электронный учебник. (11 класс)

Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся.  Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы... И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Мною составлены презентации по следующим темам: История России:

  1. Глобальные проблемы человечества.
  2. Начало Великой Отечественной войны.
  3. Религия славян
  4. Петр Первый
  5. Политические партии России
  6. Отечественная война 1812 года

           История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. В моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории. Фильмы и ролики я нашла в Интернете, наиболее значимые и подходящие к урокам записала на диски, и теперь они очень мне помогают. Все фильмы объединены по темам:

1. Русь периода феодальной раздробленности.

2. Эпоха Ивана IV.

3. Отечественная война 1812 года.

4. Эпоха Александра I.

5. Первая русская революция.

6. Советско-финская война.

7. Великая Отечественная война и др.

Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Жаль, что у меня в классе он только один, что не позволяет работать одновременно нескольким учащимся. Во время проверки домашнего задания в 9-11 классах один ученик всегда работает на компьютере с программой «Готовимся к ЕГЭ».


Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов  других районов. С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на   сайте учителя:  http://www.nsportal.ru/svetlana1967-0

                   

Внеклассное  мероприятие .

«Суровые вёрсты  войны».

Цели: 1. Расширить и углубить знания учащихся

о Великой Отечественной войне.

2. Показать образцы героизма и патриотизма

советских людей в Великой Отечественной

войне.  3. Воспитывать  

чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: 1. Карта «Великая Отечественная

война Советского Союза 1941-1945гг.»

2. Плакаты военных лет «Родина –мать зовет»,

«Ты записался добровольцем».

3. Портреты писателей и поэтов-участников Вов.

4. Выставка художественной и научно –

популярной литературы о Вов

5. Грамзаписи сообщений Совинформбюро.

Презентация.

Музыкальное оформление

  1. «Священная война» муз. Б. Александрова,

слова В.Лебедева – Кумача.

  1. «День Победы» муз. А. Пахмутовой,

Слова Д. Тухманова.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной.

Враг дошел до предгорий Кавказа, прорвался к Волге, блокировал Ленинград, угрожал Москве (показывает по карте). Весь народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом – разбить врага, изгнать его с нашей земли, уничтожить фашизм.

  Война принесла народу огромные жертвы и разрушения. Свыше 20 миллионов советских людей погибли на полях сражений, погребены под развалинами городов и сёл, расстреляны, замучены в концлагерях. Трудно найти семью, на которую в годы войны не обрушилось горе, вызванное гибелью родных и близких.

    Огромен материальный ущерб, причиненный войной. Фашисты превратили в руины более 70 тысяч городов,  поселков, сел и деревень. Страна потеряла около 30% национального богатства. История не знала такого массового варварства и бесчеловечности, какие творили на нашей земле фашисткие оккупанты.

     И вот уже много лет  отделяет нас от того памятного мая 1945 года, когда была поставлена окончательная точка в самой кровопролитной войне в истории человечества.

Память о ней неподвластна времени. Народы России склоняют головы в память о погибших. Вечная им слава! Вечная благодарность ветеранам войны и участникам фронта за то, что они завоевали нам мир, повергли фашизм, который капитулировал 9 мая 1945 года. Но к этой дате наш народ шел очень трудными военными дорогами. И сегодня мы вместе с замечательными поэтами- очевидцами войны (А. Твардовским, К. Симоновым, С.Орловым, А. Сурковым и др. Их портреты помещены на доске) попробуем пройти теми же дорогами, которыми шли когда-то они.

    Итак, 22 июня 1941 года. Германия без объявления войны напала на Советский союз. В этот день все советские люди с замиранием сердца слушали по радио важное правительственное сообщение.

   (Звучит запись сообщения Совинформбюро о начале войны).

УЧИТЕЛЬ. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

    Миллионы советских людей встали под ружьё, чтобы защитить свою Родину, свой дом, свою семью. Была объявлена всеобщая мобилизация.

( Звучит песня «Священная война»)

УЧИТЕЛЬ. (показывая по карте). Первыми в открытый бой с врагом вступили пограничники и защитники Брестской крепости. Ровно 29 дней шли ожесточенные бои. Все погибли, но врагу никто не сдался. Немецкая армия стремительно продвигалась на восток. За 2 месяца войны немцы захватили Беларуссию, Украину, Прибалтику и вступили на территорию России. Наши войска несли тяжелые потери и отступали. О горечи поражений рассказал в своем стихотворении поэт В.Жуков.

(Ученик читает стихотворение В.Жукова «Был отступленья путь солдатский горек…»)

УЧИТЕЛЬ. Да, очень трудным был 1 этап войны. Советские войска отступали всё дальше и дальше в глубь страны. И вот они уже подошли к Смоленску(показ по карте пути отступления советских воинов). Но и здесь они терпят поражение. Изможденные, израненные они отступали к Москве. Очевидцем этих событий был поэт К.Симонов, автор стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», а посвятил он его  своему боевому товарищу, поэту Алексею Суркову.

(Ученик читает стихотворение  К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)

ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ:

- Что увидел поэт на дорогах войны? Какие картины предстают перед ним?

(Усталые женщины с кринками, деревни с погостами, изба под Борисовом, седая старуха, пожарища).

- Какие чувства солдат передал автор? (Горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать)

УЧИТЕЛЬ. В этом стихотворении мы увидели войну глазами взрослого человека, а вот давайте послушаем еще одно  стихотворение о войне и сравним их.

(Ученик читает стихотворение Глеба Еремеева «Война вошла в мальчишество моё»).

- Какой увидел войну мальчишка? (Отступающих солдат, грязных, оборванных, голодных, которые заходили к ним в дом).

УЧИТЕЛЬ. Положение советской армии в начале войны было катастрофическим. Враг продвигался к Москве. По замыслу противника война должна была закончиться за 6-8 недель. Но враг ошибся в своих расчетах. Повсюду фашисты встречали упорное и отчаянное сопротивление советских людей. А под Москвой советские воины встали на смерть. Отступать было некуда, позади Москва.

    Разгром немецких войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года войны и первым крупным поражением фашисткой Германии.

     Но это была еще не победа. Самая страшная веха той войны – Блокада Ленинграда (карта). 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших. Об этом событии рассказал в своем стихотворении Ю.Воронов.

(Ученик читает стихотворение Ю.Воронова «Наш город»)

УЧИТЕЛЬ. Ещё 8 сентября 1941года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Ленинград оказался в блокаде. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому была проложена легендарная «Дорога жизни». По этой дороге вывозили детей из Ленинграда.

(Ученик читает стихотворение А Межирова «Страшный путь»)

УЧИТЕЛЬ. Но на этом испытания советских людей не закончились. Немцы, пытаясь взять реванш за поражение под Москвой, рвались к нефти Кавказа, топтали плодородные земли Дона и Кубани, тянулись к Волге(показ по карте). В середине сентября 1942 года начались сражения за Сталинград(ныне Волгоград). 180 дней и ночей с беспримерным мужеством отстаивали защитники города каждую пядь земли. Город был сильно разрушен, уже нечему было гореть, уже ничего живого, казалось, не осталось в развалинах, но врага не подпустили к Волге. Более того, 16 ноября 1942 года сталинградцы сами перешли в наступление и победили. 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась. Победа под Сталинградом коренным образом переломила ход войны, что позволило Красной Армии перейти в наступление на многих участках фронта. Теперь уже каждый день приближал нашу армию к Победе.

(Ученик читает стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной»

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

 (В стихотворении говорится о том, что солдат бессмертен. Он будет жить, пока жив «шар земной». Это стихотворение о вечной памяти. Вся земля – это «мавзолей» солдату, а мавзолеи строят выдающимся людям, чтобы все помнили о них).

УЧИТЕЛЬ. Действительно, в стихотворении воспевается дружба и мир, бессмертие и память. И еще одно стихотворение о бессмертии и памяти погибших создал А. Сурков.

(Ученик читает стихотворение А.Суркова «Испытало нас время свинцом и огнем»)

УЧИТЕЛЬ. Поразительно пророчество поэта. «Нас ждет ослепительный май» Алексей Сурков написал эти строки в 1942 году. И, действительно, нас ждал ослепительный май, но в далеком 1945 году. И к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года. День Победы, день всенародного ликования и радости. В этот день весь советский народ со слезами на глазах слушал важное правительственное сообщение об окончании войны.

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

(интегрированный урок истории, литературы).

Война двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа.

Барклай, зима иль русский Бог?

А.С.Пушкин.

Цели урока

  • 1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.

  • 2. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы

  • 3.Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вторжение Наполеона в Россию.
  3. Бородинское сражение.
  4. Викторина

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812- Бородинское сражение.

Оборудование; Карта, схема, таблицы, показывающие ход сражения; роман

Л.Н. Толстого « Война и мир» (3й том), фрагмент фильма «Война и мир» (сцена Бородинского сражения глазами Пьера), графопроектор

Предварительная подготовка: Отдельные учащиеся готовят сообщения: «Полководец М.И.Кутузов», «Наполеон».

Ход урока

  1. Сообщение темы урока, цели, задач.

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них - это победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Это событие оценили не только историки, но и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Сегодня мы рассмотрим Отечественную войну 1812 года и в историческом и в художественном аспектах, сравним их и попытаемся ответить на самый важный вопрос: в чем причины победы России в этой войне, войне против сильнейшего противника - Наполеона Бонапарта.

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение урока. (Слайд №1)

II. Вопросы для фронтальной беседы. ( повторение пройденного).

1.Назовите основные направления внешней политики Александра 1? (Ближневосточное и европейское направления.)

2. Какова была расстановка сил в Европе в начале ХХ века? (С конца 18 в. в Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной захватнической политикой Франции.)

3. Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? (Установления в Европе порядка, при котором Франции не позволялось вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники- Англия, Австрия.)

4. В чем причина неудач России в кампании 1805-1807 гг.? (Несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из участников имел собственные интересы.)

5. Каковы основные условия Тильзитского мира? Насколько оно было для России? (Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Чрезвычайно невыгодно – ухудшение экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества.)

III. Сообщение плана изучения нового материала

1. Вторжение Наполеона в Россию.

История.

Рассказ учителя с использованием карты.

- Итак, война началась, 12 июня 1812 года "Великая армия" (640 тысяч человек) вторглась в пределы Российской империи. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но она была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы (под командованием генералов М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона и А.П.Тормасова). Армия Наполеона быстро продвигалась, необходимо было объединить армию, а численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. АлександрI решился на необычный шаг - издал манифест с призывом создавать народное ополчение, а чуть позже в Смоленске обратился к епископу Иринею с рескриптом, в котором возлагал на него долг ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут и наносили врагам "великий вред и ужас". Дворяне и состоятельные граждане делали пожертвования на благо победы над врагом. Тем не менее, отступление продолжалось. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось соединиться. Однако, Смоленск, несмотря на мужество и отвагу русских воинов, пришлось оставить.

Вопрос к учащимся: как можно охарактеризовать поведение АлександраI в начале войны?

Литература.

Мы уже видели, что Толстой почти никогда не описывает войну от себя, своими глазами. Мы видели битвы глазами Николая Ростова и Андрея Болконского, мы увидим Бородино глазами Пьера – так и теперь мы подъезжаем к Смоленску, под которым уже стоят французы, вместе с Алпатычем.

Алпатыч всегда останавливается у дворника Ферапонтова. Купец Ферапонтов только один раз появится на страницах романа, но то что с ним произойдет, поможет нам понять и Наташу, и князя Андрея, и Пьера, и всех людей, которые вчера жили в мире, а сегодня живут на войне.

Владелец дома, постоялого двора и мучной лавки «толстый….» (стр. 353, 356, 358).

Анализ сцен: «Оставление русскими своих земель: Смоленск».

- Сцена оставления Смоленска (ч.2 гл. 4).

- Поведение Ростовых, патриотизм Пьера, снарядившего на свои деньги полк.

- А как повели себя главные герои романа. Пьер? (снарядил на свои деньги полк).

- Наташа? (Не думая ни о своем приданом, ни об имуществе семьи, а думая о раненых, которых нельзя оставить французам, освобождает подводы от ящиков с посудой, от ковров и фарфора, на которые кладут раненых)

- Что доказывают все приведенные примеры? (Все примеры доказывают единство патриотического поведения русских людей.

- На чем основано это единство? (Ненависть к захватчикам, любовь и привязанность к своей земле).

- А что в это время делают представители светского общества?

(салоны Жюли Карагиной, Элен, А.П.Шерер; Б.Друбецкой, Берг). (они ведут привычный образ жизни: балы, салоны, званые обеды, развлечения. Единственное, что изменилось в их светских беседах – появились громкие слова о патриотизме, шумная деятельность и суетливость)

Толстой показывает, что это единство не было всеобщим, высшее общество осталось вне общих требований жизни.

Вывод:

Автор подчеркивает контраст между людьми, стремящимися слиться с народом в его судьбе, и «трутнями», застывшими в эгоизме и в расчете.

- Каков характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись на доске и в тетради:

12 (24) июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию Росс

История.

И все-таки именно русское общество взяло дело защиты Отечества в свои руки, оно настояло и на том, чтобы главнокомандующим русской армией стал Кутузов (далее идет сообщение учащегося о Кутузове и о том, как он получил высокое и очень ответственное назначение)

Литература.

- А как Толстой объясняет появление Кутузова в армии?

Вывод:

Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он отрицал личность, ставящую себя над народом.

В отличие от Наполеона, который вел захватническую войну, Кутузов вместе с армией защищает свободу и национальную независимость. Сам народ выбирает его «против воли царя в предводители народной войны». Отставку военного министра Барклая-де-Толли Толстой объясняет так: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой…, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком, великим патриотом, был Кутузов.

Запись на доске и в тетради:

8 (20) августа 1812г. – М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

2. Бородинское сражение.

История.

Когда Кутузов прибыл в армию, он продолжил отступление, но понимал, что решающей битвы не избежать. Это сражение состоялось 26 августа 1812 года под Бородино. В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. чел. ( 43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии - и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмлева, при Бородине « французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».

Вывод учителя: Итак, сражение закончено вничью, Наполеон вспоминал о нем как о самом тяжелом сражении: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Литература.

- И все-таки, оставаться непобедимыми на своей земле мудрее, чем побеждать на чужой!

Анализ эпизода «Битва под Бородино» (т.3,ч.3,гл30) (отрывок из фильма «Война и мир)

- Толстой показывает Бородино глазами совсем невоенного Пьера Безухова. Как вы думаете, почему?

(Толстой стремится показать войну глазами её участников, современников. Но иногда он смотрит не из 1812 года, а из 1862. В представлении Пьера война должна быть торжественной, а она оказалась не праздником, не парадом. Для Толстого война – тяжёлая, будничная и кровавая работа. Вместе с Пьером мы внезапно начинаем видеть это, вместе с ним ужасаемся тому, что видим. А видим плохую организацию, неудачные планы, неразбериху. Вот для чего был нужен Пьер.

Вывод:

Желая показать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой большинство сцен показывает глазами Пьера Безухова, ничего не понимающего в военном деле. Он воспринимает войну с психологической точки зрения и наблюдает за настроением участников, которое, по мнению Толстого, и является причиной победы.

- Как ведет себя Кутузов во время сражения?

( «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему».

- Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?

(Наполеону посвящены 7 глав из 20, описывающих Бородинскую битву. Кутузову – только одна. Наполеон во всех этих главах напряженно-деятелен: он одевается, переодевается, принимает посланников из Парижа и Мадрида, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, объезжает позиции. Он отдавал распоряжения – и все-таки чувствовал, что проигрывает ту игру, в которой всегда был удачлив.

Кутузов сидит на одном месте и как бы дремлет. Ему привозят донесения, но он выслушивает их и не дает никаких распоряжений.). (Сравнительная таблица «Кутузов – Наполеон»).

- Каково главное отличие Кутузова от Наполеона, подмеченное Толстым - автором романа?

(Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» т.к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались «расстроенными, испуганными толпами». А Кутузов следит только за духом войска и руководит им насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать дух войска)

- Что говорит Толстой об итогах Бородинского сражения?

Вывод:

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл.39) стр.509-510.

IV. Заключение.

Слово учителя истории. Как же мы ответим на главные вопросы урока: Насколько сохранена историческая правда в романе «Война и мир» и каковы причины победы русского народа в Отечественной войне1812года?

чащиеся отмечают историческую достоверность на страницах романа, верное отображение единого духа народа в его патриотическом порыве, всеобщую борьбу с врагом - поднялось все Отечество, героизм и мужество русских людей, полководческий дар М.И.Кутузова, его единство с народом, верный на тот момент стиль поведения Александра I как главы государства)

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812г, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к

« богатырям русским», защищавшим Родину в 1812г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

Л.Н.Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

V. Чтение таблицы, составленной в течение урока (на слайдах)

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

1.Цели преследуемые русской армии

Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве

«…не имело ни малейшего смысла…»

2. Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;

«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сражения,

следствие.

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…»

Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми»

«Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»

Викторина (с использованием слайдов)

1.По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? 

2.Какова была численность французской армии  на начало войны? 

3.Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? 

4.В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами?

5.   Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Кто это?

6. У Кутузова была двойная фамилия. Назовите вторую часть.

7. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? 

8. Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? 

9.Поэт, гусар, герой войны 1812 года. Кто он? 

10.Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою, не дожив четырех суток до своего дня рождения. Ему бы исполнилось 28 лет.  

  

11.Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Назовите их.

12.Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом»?

13.В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812 года, а 1814 году они удивляли Париж. Что это за части? 

14.Драгуны, уланы, кавалергарды, киросиры – что объединяет эти рода войск?

15.Он, бесспорно, принадлежал к числу выдающихся военных и государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова,

имя его «должно служить украшением нашей истории». «Подвиги Ваши – достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России», -  писал ему А.С. Пушкин. Его воспели в своих стихах Пушкин, Лермонтов, Жуковский, декабрист Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Назовите этого человека.

16. « Лучший генерал русской армии» - говорил о нем Наполеон. Погиб в Бородинском сражении. Назовите его.

17. На Бородинском поле он стоял в центре русских позиций. Его знаменитая батарея вошла в историю. «Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», — писал о нем Пушкин. Кто он?

18.Как назывались военные формирования, создававшиеся во время Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?

Итог урока. Д/з  Написать эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...