Воспитание экологической культуры в рамках работы кружка «Юный эколог»
статья на тему

Михайлова Ольга Михайловна

Современный человек не приучен заботиться о природе. Новый стиль жизни нужно прививать с детства, ведь вся надежда только на детей. Именно нам предстоит создать новую культуру — как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. В основе этой новой культуры должно лежать экологическое образование.Экология - это широкомасштабное понятие. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем. Это должны понимать дети. Этому они учатся. Приятно осознавать изменение их отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_ek_kul_v_ramkah_kruzhka.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры

в рамках работы кружка «Юный эколог»

В наше время, когда все говорят о том, что экология подорвана, необходимо знать, что делать, для того, чтобы улучшить и исправить данное положение.

Экология как предмет очень  важна. Важно, чтобы с младших лет дети понимали, как может природа поменяться под воздействием человека.

Проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план.

Современный мир нуждается в защите и такую защиту могут дать знания. Воспитание начинается в детском саду и продолжается на уровне школы. Не нужно задумываться по поводу того, есть ли польза от изучения экологии в школе. Польза, несомненно, есть. Надо стремиться к тому, чтобы дети понимали, почему так важно соблюдать экологические принципы и не вмешиваться в естественные природные механизмы. Да, можно регулировать некоторые процессы, но это можно сделать, обладая особыми знаниями.

Человек должен найти разумное сочетание растущего воздействия на природу с заботой о ней.

Современный человек не приучен заботиться о природе. Новый стиль жизни нужно прививать с детства, ведь вся надежда только на детей.

Экологи задались вопросом: зачем все время исправлять последствия ошибок, если лучше их вовсе не совершать?

Именно нам предстоит создать новую культуру — как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. В основе этой новой культуры должно лежать экологическое образование.

Около 30 лет назад американский экологБарри Коммонер придумал четыре экологических поговорки, которые стали называться «законами». Это очень мудрые «законы», знать которые полезно каждому.

«Закон» первый: все связано со всем.

«Закон» второй: ничто не дается даром.

«Закон» третий: все надо куда-то девать.

«Закон» четвертый: природа знает лучше.

Потребительский подход – одно из проявлений экологической безнравственности сегодняшнего поколения. Он заключается в тенденции наращивания потребления материальных благ населением и ведет к большим расходам энергии, ресурсов, загрязнению окружающей среды.

В преодолении потребительского подхода велика роль образования.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: 

  • Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; 

  • Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; 

  • Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:


Интеллектуальных - способности к анализу экологических ситуаций.

Эмоциональных - отношение к природе как к универсальной ценности

Методы экологического воспитания

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:

самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

игра формирует опыт принятия целесообразных решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранной деятельности, в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызываю эмоциональные реакции учащихся, стремясь сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. 

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. 

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. 

Ряд методов имеет универсальное значение.


1. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; 

2. Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;

3. Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

а) массовые, 

б) групповые, 

в) индивидуальные.


К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов.

1. Познание методики наблюдений

2.Ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности

3.Выбор исследовательских работ

Экология - это широкомасштабное понятие. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем. Это должны понимать дети. Этому они учатся. Приятно осознавать изменение их отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология

В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция ...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»...

Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"

Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так ...

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). ...