Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология
статья (технология) по теме

Петрышева Любовь Алексеевна

В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция учебных предметов - необходимое условие проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология

Как известно, «Технология» определяется как наука о преобразовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Цель же учебного предмета является не только и не столько передача определенных знаний и умений, а  приоритетным направлением  является  развитие учащихся. Процесс обучения строится с использованием дизайн-подхода, в основе которого лежит проектный метод.

Конечно, мы и ранее неизбежно применяли  и использовали межпредметные связи на уроках технологии. В свое время я даже представляла на защиту вариативную программу с элементами интегрирования. Отрадно, что метод проектов позволяет сохранить и обогатить эти связи и по новому взглянуть на интеграцию содержания образования. Такие сквозные линии как технология-литература, технология-история материальной культуры, технология-черчение, изо, технология- МХК, технология- музыка, технология- математика остались и сохраняют свое значение. Вместе с тем более значимыми в силу своей актуальности стали такие линии как технология-биология, технология- ОБЖ.

Содержание курса позволяет способствовать воспитанию у школьников экологической культуры. Понятие «экологической культуры» ввел академик Д.С. Лихачев, одним из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. В том, что кризис (экологический, демографический) в обществе есть и необходимость преодоления его очевидна, никто не сомневается. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизации. Индустриальная цивилизация сменяется новой- которая получила названия -постиндустриальная, информационная, экологическая, ноосфера… Но как не назови – очевидно то, что для этого необходим пересмотр ценностей и приоритетов в целом (экологическая революция должна произойти в сознании человека) для перехода к новому этапу бытия, природы и человека на основах экологического мировосприятия.

Возможность поспособствовать формированию такого мировоззрения у нас с вами есть, т.к. содержание курса (технологии) представляет достаточно много материала.


Основные разделы программы, позволяющие использовать межпредметные связи

Раздел

Тема занятия

Содержание. Дополнительный материал.

Технология обработки ткани

Материаловедение.

--------------------------------------Лоскут .Безотходное (повторное ) использование материала.

Натуральные и химические текстильные волокна. Их свойства, влияние на самочувствие человека.

Смесовые ткани.

--------------------------------------История рукоделия. Технология изготовления изделий  в лоскутной технике.

Дизайн одежды

Учёт традиций и климата

Виды одежды, значение одежды. Гигиенические требования к одежде.


Технология декоративно-прикладного искусства

Вышивка, её виды

Вязание

Цвет, сочетание цветов

Традиции. Орнамент. Смысловое значение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             орнамента. Рукоделие – способ гармонизации пространства жилища.

Технология ведения домашнего хозяйства

Чистота помещения. Сухая и влажная уборка

Моющие и чистящие средства. Механизм их воздействия, возможные последствия

Освещение

Санитарные нормы освещённости помещения. Гигиена зрения

Цвет и самочувствие

Фитодизайн

Комнатные  растения в интерьере, их роль и значение.

Уход за одеждой

Электробытовые приборы

Безопасное пользование


Гигиена и здоровье

Уход за собой. Гигиена тела и лица

Гигиена подростка. Профилактика воспалительных процессов кожи. Правильный уход.

Технология обработки пищевых продуктов

Техника безопасности при работе с бытовыми приборами

Электромагнитное излучение. Стандарты электромагнитного излучения

Здоровый образ жизни. Культура питания.

Гигиена и здоровье.

Лекарства на тарелке

Вода, её значение. Напитки.

Чистота воды. Виды очистки.

Пищевые вещества, их роль и значение. Витамины.

Минеральные вещества. Пищевые добавки, их классификация .Польза и вред.

Генномодифицированные продукты.

Нитраты и нитриты.

Информационные технологии

Рекомендации по работе с компьютером

Излучение компьютера

Профессиональное самоопределение

Профессии, их виды. Требования к человеку.

Соответствие психофизиологических особенностей человека требованиям профессии.

При формировании тем проектных работ я обязательно использую темы и вопросы, содержащиеся в данной таблице и, конечно, при выборе темы для научно – исследовательской работы учащихся. Дизайн-подход позволяет учащимся освоить широкий спектр мыслительных операций, необходимых для творческой и эффективной работы. Подтверждением этого служит то ,что к 9 классу большинство достаточно четко представляют себе исследовательскую деятельность в рамках проекта ,и поэтому становится возможным работа в НОУ. Эта работа индивидуальна—и  результаты достаточно стабильны. Во всяком случае в течение  3 лет призовые  места в районе и городе . Можно и нужно  использовать проектную деятельность для того, чтобы ознакомить учащихся  с идеей устойчивого развития –Российская доктрина устойчивого развития ( по Вернадскому). Устойчивое развитие- удовлетворяет потребностям настоящего, но не угрожает будущему. Как известно, критериями оценки устойчивого продукта являются  требования экономики, экологии, нравственности. Проект должен быть нацелен на изготовление изделия, необходимого сейчас, но изготовление и потребление его не представляет угрозы для будущего.


Я надеюсь, вы согласитесь с тем, что деятельность учителя и ученика в процессе проектирования совершенно очевидно подтверждает неизбежность интегрирования. Учебные предметы теряют свою изолированность, их содержание приобретает особый смысл .При этом происходит связывание в единое целое : деятельность на уроке, вне урока, вне школы. Я , например, использую уроки ОБЖ, родительские собрания, классные часы со следующей тематикой «Телевизор и мы», «Компьютер и мы», «Пищевые добавки» и подобное..

Ситуация работы над проектами дает дополнительный шанс придумывать, исследовать ,разрабатывать новые решения проблем. Процесс решения задачи предполагает и затрагивает всю структуру человека по всем уровням: физическому, логическому и духовному.

Имея в своем распоряжении задачу, находя информацию и приложив усилия, ребенок находит решение задачи или выявленной проблемы. Позитивным и очень важным моментом является то, что ребенок ощущает при этом - это его духовный заработок, который придает ему силы, уверенности и желания решать новые интересные задачки. Кроме того, у него в арсенале остаются навыки решения подобных задач, умения, знания . Все это становится основой для его творчества .

Хорошо то, что метод проектов предоставляет возможности для творческой работы детей. Позвольте напомнить схему, иллюстрирующую работу с информацией по уровням

 Репродуктивный------------уровень понимания ---------------- творческий

1.работа с информацией на репродуктивном уровне : то не только малоэффективно, но даже вредно для здоровья.

2Работа с информацией  на уровне понимания значительно сложнее, но и эффективнее. Для ее организации необходимы 3  уже упомянутых фактора: задача, информация, энергия .В процессе подбора  информации к задаче и установления  их полного соответствия, ученик находит решение, данная ситуация становится частью знания. Таким образом, происходит процесс осознания, то есть процесс от получения информации до ее понимания

.Эти варианты относятся к работе ума: когда к вопросу (задаче) подбираются ответы, т. е. кем-то когда-то уже найденные решения.

А если взять ситуацию, когда вопрос есть, а готового ответа нет? В этом случае ответ (информационное решение) приходится создавать. Это  и есть творчество, а оно является характеристикой разума. Понятно, что человек, работающий на уровне понимания, а тем более способный решать задачи творчески и находить новые нестандартные ответы в новой нестандартной ситуации, обладает большим потенциалом выживания. А это ли не задача учителя ,тем более учителя технологии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...

Воспитание экологической культуры в рамках работы кружка «Юный эколог»

Современный человек не приучен заботиться о природе. Новый стиль жизни нужно прививать с детства, ведь вся надежда только на детей. Именно нам предстоит создать новую культуру — как во взаимоотн...