Конспект занятия "Что есть добро, а что зло"
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Конспект занятия на тему " Что есть добро, а что зло" ,для воспитанников интернатных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проводит: Муравьев Игорь Евгеньевич

«Что есть добро, а что зло»

Категория участников:  7–10 классы.

Цель: формировать у воспитанников стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку,представление о доброте и зле.

Задачи:

  • воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту;
  • создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;
  • понимать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека;
  • развивать мышление и словарный запас.
  • воспитать стремление совершать добрые дела;
  • повышение самооценки;
  • осмысление категории «жертвенность», мотивация на добрые дела.

Необходимое оборудование:карточки с перечнем качеств; раздаточный материал (тест).

Ход мероприятия:

Воспитатель:  Здраствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами поговорим о том что такое добро и зло.

В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Воспитатель: Ребята, расскажите, какое качество у вас стоит на первом месте? Почему?

Учащиеся озвучивают свои ответы и доказывают почему то или иное качество должно быть на первом месте.

Воспитатель:С самого начала жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое – хорошо и что такое – плохо?» Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек – существо разумное, и значит неся добро или зло, он действует сознательно. В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое – Добро?

Примерные ответы учащихся: добро – это особая, отличная от других форма человеческих отношений; при наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Воспитатель:действительно, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своём проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается? Если говорить о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь   должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения; в данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтоб другие люди поступали по отношению к ним. С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Примерные ответы учащихся:Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности; иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях; мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы, выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем помощь в разного рода делах; человек еще и спасает другого человека. Речь идет  о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Воспитатель:Доброта – это признак сильной личности. Добрый человек он не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. Не зря же говорят, что «злой и плачет от зависти, а добрый – от радости». Народная мудрость гласит: « Добро – не лихо, ходит тихо». А вы, ребята, какие еще пословицы и поговорки о добре и зле знаете?

Ребята говорят и комментируют.

  • Всяк добр, да не до всякого.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • Добро на худо не меняют.
  • Доброе дело без награды не остается.
  • Доброе смолчится, худое молвится.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Добрые вести прибавят чести.
  • Добрые чувства – соседи любви.

Воспитатель:Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло не редко выходит победителем в этой борьбе. Почему так происходит?

Примерные ответы учащихся: Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершить проще, чем добро; делать добро – это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и другие.

Воспитатель:Ребята, разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл, только из-за существования зла? Оно конечно противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро – категория нравственности. А нравственные качества человека побеждают, а также способствуют предупреждению появления возможного зла. Но ведь на Земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Есть три разные мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А вы как думаете?

Примерные ответы учащихся: Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Уверен, что человек по своей природе – существо доброе, злыми его, делают чаще всего, обстоятельства. Считаю, что злого человека можно сравнить с больным.

Воспитатель:Я думаю, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой – это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добрыми хорошими поступками.

Не закаленные в нравственном отношении умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли с вами подобное? Задумывались ли вы над тем, на сколько вы добры. Я предлагаю вам проверить себя тестом «Добры ли вы?»:

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказал вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
  3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите людям приятное, просто чтобы поднять настроение?
  5. Любите ли вы злые шуточки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, если начинает проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11. и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Теперь посчитаете свои балы. И сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры как вам казалось? Или вам еще предстоит совершать добрые дела, чтобы соответствовать высокому званию «человека»?

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь  иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми,  чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Ребята, приведите примеры  фильмов, произведений,  в которых люди совершают добрые дела  и поступки. А в жизни вы встречали добрых людей? Расскажите о них.

Ребята приводят примеры, обсуждают их.

Воспитатель:Ребята, прежде всего надо учиться житейской мудрости. Каждый знает, что в жизни не всегда все идет гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что не в силах изменить, а если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом. Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро – это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: « Здорово! Мне повезло!» А может, к вам просто вернулась ваша доброта. Назовите добрые дела которые вы когда то совершали или хотели бы совершить.

Учащиеся намечают конкретные дела: например, помощь ветеранам и другие.

Воспитатель: Так, ребята, вот нам представится возможность подтвердить народную мудрость: «Мир не без добрых людей».

Рефлексия: Ребята, понравилось ли вам сегодняшняя тема классного часа? Актуальна ли она в наше время? Какие выводы вы для себя сделали?

Каждый ученик высказывает свое мнение. Далее воспитатель читает стихотворение.

Добрые люди

Там, где судьба подводила,

жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила, мама моя говорила:

-Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой по сути,

Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя, но от чужой о потери

Вы отводить не умели в сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

но разглядеть не мешала – мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душой  моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

И. Ляпин.

Литература:

1. Кулинич Г.Г.: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 7-11 класс. – М.:ВАКО, 2007 – 204 стр. (Педагогика, психология, управление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

Конспект внеклассного мероприятия "Добро пожаловать в Россию"

Конспект разработан для учащихся 5-7 классов, изучающих английский язык. Внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса к изучению иностранного языка....

Конспект занятия" Есть такая работа - Родину защищать.."

Комплексное занятие , посвященное Дню Защитника Отечества ( применение дидактических игр и упражнений  , как способ сохранения эмоционального  благополучия детей )...

конспект урока "О добре и доброте".

конспект урока литературы для общеобразовательной школы...

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...

«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...

Конспект занятия «Есть у нас огород"

Конспект открытого занятия в песочнице. Занятие для детей с ТМНР, с примеением упражнений с песком....