Программа Одаренные дети Пешкова Т.В. МБОУСОШ с. Большая Поляна Тербуны курсы по математике
материал на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренные дети»
МБОУ СОШ с.Большая Поляна
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования.
Необходимость выявления и поддержки лиц, проявляющих выдающиеся способности, отражена в статье 77 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность работы с одаренными детьми подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 30.10.2010г.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру
общего и дополнительного образования. Формирование системы психолого-педагогической
поддержки одаренных и способных детей.
Задачи:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, оказание психолого-педагогической помощи одарённым детям;
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми (обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации);
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, турнирах, конкурсах разных уровней.
Основные мероприятия программы
У разработка и внедрение планов мероприятий для одарённых детей;
У организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
У приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
У создание банка научной и учебно-методической литературы, необходимой для
творческой и исследовательской деятельности одарённых детей (в т.ч. в электронном виде);
У поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
У проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Обоснование необходимости систематизации работы
с одаренными и способными учащимися
Необходимость систематизации работы с учащимися с высоким уровнем общих или специальных способностей и со школьниками, мотивированными на учёбу (одаренными) следует из анализа состояния работы по данному направлению в истекшем учебном году.
В 2014-2015 учебном году коллектив МБОУ СОШ с.Большая Поляна осуществлял планомерную работу в этом направлении в соответствии с программой «Одаренные дети». Целью реализации Программы являлось создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру общего и дополнительного образования, формирование системы психолого-педагогической поддержки одаренных и способных детей.
Создание многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для развития одаренных детей в истекшем учебном году включало:
- олимпиадное движение, в т.ч. всероссийскую олимпиаду школьников; интернетолимпиады для школьников;
- конкурсную деятельность, включающую региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
- научно-практические и научно-исследовательские конференции школьников;
- работу в детской общественной организации и волонтерское движение школьников;
- социально-значимые программы и проекты;
- фестивали детского творчества;
- школьные, муниципальные, региональные спортивные соревнования, военноспортивные игры.
Концепция программы
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В наиболее общем виде современные представления об одаренности можно охарактеризовать следующим образом:
- одаренность - интегральное свойство личности, включающее высокий уровень развития интеллекта, творческий потенциал, мотивационную направленность;
- одаренность множественна;
- одаренность - это, с одной стороны, природный дар, комплекс природных задатков, а с другой
- для ее развития необходима благоприятная стимулирующая среда;
- одаренность - явление динамическое, изменяющееся во времени как по интенсивности проявления, так и по степени, характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы и методы выявления одаренных детей.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия.
Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является "одаренным" либо "неодаренным".
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределить его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
• актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
- особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
- потенциальные возможности ребенка к развитию.
Навешивать ярлыки "одаренный" или "ординарный" недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Общие принципы обучения одаренных детей.
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- Принцип учета возрастных возможностей.
Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методологические подходы в деятельности с одаренными детьми
Системно-деятельностный подход обеспечивает выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий. Для реализации разработанной системы работы с одаренными детьми необходимо выявление механизмов сочетания этих уровней и перехода от одного уровня к другому.
Гуманистический подход опирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.
Компетентностный подход позволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опыт педагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоление личностных проблем одаренных детей.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- интеллектуальные марафоны.
Программа развития МБОУ СОШ с.Большая Поляна предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы, и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии. Самоценность работы с одаренными детьми заключается еще и в том, что она стимулирует инновационную активность в педагогическое среде, что в конечном итоге положительно сказывается на развитии образования.
Направления работы с одаренными детьми
Выявление и развитие учащихся с высоким уровнем общих или специальных способностей:
- организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;
- организация дополнительного образования;
- организация специальных мероприятий «поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач).
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации образовательных программ:
- реализация программ элективных курсов;
- организация предпрофильного обучения на уровне основного и среднего общего образования, интеграция разных вариантов развивающего материала в учебные программы;
- использование дифференциации уровня сложности учебного материала и индивидуализации обучения одаренных школьников;
- использование метода проектов, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании.
Создание многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для
развития одаренных детей, в которую входит:
- олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; интернет-олимпиады для школьников;
- конкурсная деятельность, включающая региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
- научно-практические и научно-исследовательские конференции школьников;
- работа в детской общественной организации и волонтерское движение школьников;
- социально-значимые программы и проекты;
- фестивали детского творчества;
- школьные, муниципальные, региональные спортивные соревнования, военноспортивные игры.
Внеурочное сопровождение одаренных детей в их профессиональном определении:
- содействие ориентации одаренных школьников в учреждениях дополнительного образования, реализующих общеразвивающие и предпрофессиональные программы дополнительного образования;
- взаимодействие с региональной школой «Одаренный ребенок».
Информационное обеспечение:
- использование в работе с одаренными детьми электронных библиотек;
- освещение работы с одаренными детьми на сайте МБОУ СОШ с.Большая Поляна;
- издание электронных газет, информационных буклетов, брошюр проектов, мероприятий с одаренными детьми.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Выявление и создание банка данных об учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей. | постоянно | учителя-предметники |
2 | Совещание по организации работы с одаренными детьми. | октябрь | администрация |
3 | Организация курирования способных учащихся учителями-предметниками. | октябрь | руководители МО |
4 | Совместная коррекционно-методическая работа учителей и психолога. | по мере необходимости | учителя-предметники |
5 | Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов учащихся. | август | директор школы, зам. директора по УВР |
6 | Развитие школьной системы | август- | администрация |
дополнительного образования детей. | сентябрь | ||
7 | Организация обучения детей в региональной школе «Одаренный ребенок». | октябрь- декабрь | зам. директора по УВР |
8 | Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. | сентябрь- октябрь | зам. директора по УВР, руководители МО |
9 | Организация участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. | октябрь-ноябрь | Зам. директора по УВР |
10 | Создание и пополнение банка методик диагностирования одаренных детей. | постоянно | учителя-предметники, психолог |
11 | Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми. | декабрь-май | руководители МО |
12 | Организация научно-познавательных мероприятий в рамках предметных недель. | по плану работы школы | учителя-предметники |
13 | Вовлечение способных учащихся к участию в дистанционных интернетолимпиадах и конкурсах. | в течение года | учителя-предметники |
14 | Конкурс школьного проекта. | апрель | учителя-предметники, руководители МО |
15 | Участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях муниципального уровня. | в течение года | учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
16 | Включение в план ВШК вопросов работы с учащимися с высоким уровнем общих и специальных способностей. | август | администрация |
17 | Включение заданий творческого уровня в систему текущего контроля знаний учащихся. | сентябрь-май | учителя-предметники |
18 | Приобретение методической литературы, компьютерных программ для работы с одаренными учащимися. | постоянно | администрация, библиотекарь, учителя- предметники |
19 | Функционирование системы поощрения отличников учебы, победителей интеллектуальных и других творческих конкурсов. | в течение года | администрация |
20 | Функционирование системы поощрения учителей, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов, творческих выставок и т.п. | в течение года | комиссия по распределению стимулирующего фонда |
21 | Включение вопросов работы с | в течение года | администрация, |
одаренными детьми в тематику совещаний, педсоветов, заседаний МО (из опыта работы). | руководители МО | ||
22 | Размещение информации по работе с одаренными детьми на школьном сайте. | в течение года | учитель информатики |
23 | Просветительская работа среди родителей по вопросам детской одаренности. | по графику родительских собраний | классные руководители |
24 | Оформление стенда «Наша гордость» (медалисты, отличники, победители творческих конкурсов) | май-июнь | администрация |
25 | Анализ состояния и результатов работы с учащимися с высоким уровнем общих и специальных способностей, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. | по итогам года | администрация |
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
- Удовлетворенность детей с высоким уровнем общих или специальных способностей и школьников, мотивированных на учёбу (одаренных) своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму, подготовка к будущей жизни в социуме.
- Повышение уровня владения детьми общеучебными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Литература
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №
1662-р.
- Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа».
- Послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 30.10.2010г.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды.- М., 2003г.
- Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д.Шарикова.- М.,1998г.
- Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности.- М, 1993г.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Петровский А.В. Способности и труд. — М., 1966.
- Петровский А. В. Способности//Введение в психологию.— М., 1995.
- Проблемы способностей/Под ред. В.Н. Мясищева. —Л., 1962.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
- Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М.,
1991.
- Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. — М, 1924.
- Способности и интересы. Сб./Под ред. Левитова Н.Д., Крутецкого В.А. — М., 1962.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986.
- Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990. *
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. — М.; Л., 1927.
- Юркевич В.С. Светлая радость познания. — М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....
Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 5 класс.
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс
Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...
Готовимся к проф стандарту. Исклюзивное образование Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике.docx
Исклюзивное образование Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике....
Концепция реализации математического образования ( Пешкова Т.В. МБОУСОШ с. Большая Поляна Тербуны курсы по математике).docx
Концепция реализации математического образования...
Общая характеристика ЭОР и ЦОР (Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике)
Общая характеристика ЭОР и ЦОР (Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике)...