Программа Одаренные дети Пешкова Т.В. МБОУСОШ с. Большая Поляна Тербуны курсы по математике
материал на тему

Пешкова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:


Программа «Одаренные дети»

МБОУ СОШ с.Большая Поляна
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования.

Необходимость выявления и поддержки лиц, проявляющих выдающиеся способности, отражена в статье 77 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальность работы с одаренными детьми подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 30.10.2010г.

C:\Users\-303B~1\AppData\Local\Temp\ABBYY\PDFTransformer\12.00\media\image3.jpeg

Цель программы:

Создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру
общего и дополнительного образования. Формирование системы психолого-педагогической

поддержки одаренных и способных детей.

Задачи:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, оказание психолого-педагогической помощи одарённым детям;
  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми (обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации);
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, турнирах, конкурсах разных уровней.

Основные мероприятия программы

У разработка и внедрение планов мероприятий для одарённых детей;

У организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

У приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;

У создание банка научной и учебно-методической литературы, необходимой для

творческой и исследовательской деятельности одарённых детей (в т.ч. в электронном виде);

У поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

У проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Обоснование необходимости систематизации работы
с одаренными и способными учащимися

Необходимость систематизации работы с учащимися с высоким уровнем общих или специальных способностей и со школьниками, мотивированными на учёбу (одаренными) следует из анализа состояния работы по данному направлению в истекшем учебном году.

В 2014-2015 учебном году коллектив МБОУ СОШ с.Большая Поляна осуществлял планомерную работу в этом направлении в соответствии с программой «Одаренные дети». Целью реализации Программы являлось создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру общего и дополнительного образования, формирование системы психолого-педагогической поддержки одаренных и способных детей.

Создание многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для развития одаренных детей в истекшем учебном году включало:

  • олимпиадное движение, в т.ч. всероссийскую олимпиаду школьников; интернетолимпиады для школьников;
  • конкурсную деятельность, включающую региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
  • научно-практические и научно-исследовательские конференции школьников;
  • работу в детской общественной организации и волонтерское движение школьников;
  • социально-значимые программы и проекты;
  • фестивали детского творчества;
  • школьные, муниципальные, региональные спортивные соревнования, военноспортивные игры.

Концепция программы

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В наиболее общем виде современные представления об одаренности можно охарактеризовать следующим образом:

  • одаренность - интегральное свойство личности, включающее высокий уровень развития интеллекта, творческий потенциал, мотивационную направленность;
  • одаренность множественна;
  • одаренность - это, с одной стороны, природный дар, комплекс природных задатков, а с другой
  • для ее развития необходима благоприятная стимулирующая среда;

- одаренность - явление динамическое, изменяющееся во времени как по интенсивности проявления, так и по степени, характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия.

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является "одаренным" либо "неодаренным".

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределить его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

• актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

  • особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
  • потенциальные возможности ребенка к развитию.

Навешивать ярлыки "одаренный" или "ординарный" недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Общие принципы обучения одаренных детей.

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

  • Принцип учета возрастных возможностей.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методологические подходы в деятельности с одаренными детьми

Системно-деятельностный подход обеспечивает выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий. Для реализации разработанной системы работы с одаренными детьми необходимо выявление механизмов сочетания этих уровней и перехода от одного уровня к другому.

Гуманистический подход опирается на восприятие Человека как наивысшей ценности, принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.

Компетентностный подход позволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опыт педагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоление личностных проблем одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны.

Программа развития МБОУ СОШ с.Большая Поляна предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы, и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии. Самоценность работы с одаренными детьми заключается еще и в том, что она стимулирует инновационную активность в педагогическое среде, что в конечном итоге положительно сказывается на развитии образования.

Направления работы с одаренными детьми

Выявление и развитие учащихся с высоким уровнем общих или специальных способностей:

  • организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;
  • организация дополнительного образования;
  • организация специальных мероприятий «поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач).

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации образовательных программ:

  • реализация программ элективных курсов;
  • организация предпрофильного обучения на уровне основного и среднего общего образования, интеграция разных вариантов развивающего материала в учебные программы;
  • использование дифференциации уровня сложности учебного материала и индивидуализации обучения одаренных школьников;
  • использование метода проектов, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании.

Создание многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для

развития одаренных детей, в которую входит:

  • олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; интернет-олимпиады для школьников;
  • конкурсная деятельность, включающая региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
  • научно-практические и научно-исследовательские конференции школьников;
  • работа в детской общественной организации и волонтерское движение школьников;
  • социально-значимые программы и проекты;
  • фестивали детского творчества;
  • школьные, муниципальные, региональные спортивные соревнования, военноспортивные игры.

Внеурочное сопровождение одаренных детей в их профессиональном определении:

  • содействие ориентации одаренных школьников в учреждениях дополнительного образования, реализующих общеразвивающие и предпрофессиональные программы дополнительного образования;
  • взаимодействие с региональной школой «Одаренный ребенок».

Информационное обеспечение:

  • использование в работе с одаренными детьми электронных библиотек;
  • освещение работы с одаренными детьми на сайте МБОУ СОШ с.Большая Поляна;
  • издание электронных газет, информационных буклетов, брошюр проектов, мероприятий с одаренными детьми.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Выявление и создание банка данных об учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей.

постоянно

учителя-предметники

2

Совещание по организации работы с одаренными детьми.

октябрь

администрация

3

Организация курирования способных учащихся учителями-предметниками.

октябрь

руководители МО

4

Совместная коррекционно-методическая работа учителей и психолога.

по мере

необходимости

учителя-предметники

5

Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов учащихся.

август

директор школы, зам. директора по УВР

6

Развитие школьной системы

август-

администрация

дополнительного образования детей.

сентябрь

7

Организация обучения детей в региональной школе «Одаренный ребенок».

октябрь-

декабрь

зам. директора по УВР

8

Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

сентябрь-

октябрь

зам. директора по УВР, руководители МО

9

Организация участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР

10

Создание и пополнение банка методик диагностирования одаренных детей.

постоянно

учителя-предметники,

психолог

11

Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми.

декабрь-май

руководители МО

12

Организация научно-познавательных мероприятий в рамках предметных недель.

по плану работы школы

учителя-предметники

13

Вовлечение способных учащихся к участию в дистанционных интернетолимпиадах и конкурсах.

в течение года

учителя-предметники

14

Конкурс школьного проекта.

апрель

учителя-предметники, руководители МО

15

Участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях муниципального уровня.

в течение года

учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители

16

Включение в план ВШК вопросов работы с учащимися с высоким уровнем общих и специальных способностей.

август

администрация

17

Включение заданий творческого уровня в систему текущего контроля знаний учащихся.

сентябрь-май

учителя-предметники

18

Приобретение методической литературы, компьютерных программ для работы с одаренными учащимися.

постоянно

администрация, библиотекарь, учителя- предметники

19

Функционирование системы поощрения отличников учебы, победителей интеллектуальных и других творческих конкурсов.

в течение года

администрация

20

Функционирование системы поощрения учителей, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов, творческих выставок и т.п.

в течение года

комиссия по распределению стимулирующего фонда

21

Включение вопросов работы с

в течение года

администрация,


одаренными детьми в тематику совещаний, педсоветов, заседаний МО (из опыта работы).

руководители МО

22

Размещение информации по работе с одаренными детьми на школьном сайте.

в течение года

учитель информатики

23

Просветительская работа среди родителей по вопросам детской одаренности.

по графику

родительских

собраний

классные руководители

24

Оформление стенда «Наша гордость» (медалисты, отличники, победители творческих конкурсов)

май-июнь

администрация

25

Анализ состояния и результатов работы с учащимися с высоким уровнем общих и специальных способностей, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

по итогам года

администрация

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми

  1. Удовлетворенность детей с высоким уровнем общих или специальных способностей и школьников, мотивированных на учёбу (одаренных) своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму, подготовка к будущей жизни в социуме.
  4. Повышение уровня владения детьми общеучебными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №

1662-р.

  1. Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа».
  2. Послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 30.10.2010г.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды.- М., 2003г.
  4. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д.Шарикова.- М.,1998г.
  5. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности.- М, 1993г.
  6. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
  7. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
  8. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
  9. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
  11. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '
  13. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.
  14. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.
  15. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
  16. Петровский А.В. Способности и труд. — М., 1966.
  17. Петровский А. В. Способности//Введение в психологию.— М., 1995.
  18. Проблемы способностей/Под ред. В.Н. Мясищева. —Л., 1962.
  19. Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
  20. Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М.,

1991.

  1. Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. — М, 1924.
  2. Способности и интересы. Сб./Под ред. Левитова Н.Д., Крутецкого В.А. — М., 1962.
  3. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
  4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986.
  5. Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990. *
  6. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. — М.; Л., 1927.
  7. Юркевич В.С. Светлая радость познания. — М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....

Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 5 класс.

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс

Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...

Готовимся к проф стандарту. Исклюзивное образование Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике.docx

Исклюзивное образование Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике....

Общая характеристика ЭОР и ЦОР (Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике)

Общая характеристика ЭОР и ЦОР (Пешкова Т.В. МБОУСОШ с.Большая Поляна Тербуны курсы по математике)...