Первые шаги (хореография 1 год обучения)
рабочая программа на тему

Хореографическая студия 1 год обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_studiya_2_kl.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые шаги »

 (хореография 1-ый год обучения)

Возрастная категория 8 лет (2-ой класс общеобразовательной школы)

Пояснительная записка

Рабочая программа объединения составлена на основе:

  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепация развития дополнительного образования детей(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008)

СанПиН 2.4.4 3172 т- 14 от 04.07.2014 г. №41

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

- Программа по дополнительному общеразвивающему образованию МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»,

Актуальность

   В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особо значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство выраженное в движении жесте подчинилось ритму и музыке» .Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

  Изменилось общество- изменилось и танцевальное искусство. XXI век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития – танец раскрывает духовно – нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенства мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды, и жизни. Танец есть мост перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества, И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая соединяет творчество жизни со свободным творчеством…»

Хореография является наиболее любимым видом творчества. Этот вид искусства с каждым годом проявляет к себе всё больше внимания детей. Ребёнок занимаясь танцем, развивает грацию движения, силу, выносливость, гибкость. Продуманные и целенаправленные  занятия танцем несут в себе художественное воспитание. Танец воспитывает вкус и любовь к прекрасному.

Основой любых занятий является программа , которая предусматривает постепенность в развитие природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексическими и техническими приёмами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность и комплексность учебного процесса., а так же эстетическое развитие ребёнка. Здесь использованы приоритетные формы занятий: интегрированные , интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно –постановочные занятия включаются количество разделов самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить её в музыкальных движениях. Музыка и танец в своём гармоническом единстве_ прекрасное средство развитие эмоциональной сферы, детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Раздел «Игровые технологии» так же предусмотрен и на первом году обучения. Правильно используя игры можно много добиться в воспитании детей. Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации- в одних он лидирует, в других подчиняется, в- третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми. В игре происходит рефлексирование, самореализация. Обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Значительную возможность для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет изучение народно-сценического танца. Обучение  народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата , даёт возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся.

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками. Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие.

.

ЦЕЛЬ:

Развитие познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения, на уроках хореографии. Оздоровление детей.

ЗАДАЧИ:

I. Обучающие:

Формирование представлений об окружающем мире;

Знакомство с многообразием культуры разных народов;

Научить учащихся работать с дополнительной литературой;

Расширение кругозора учащихся.

II. Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

Воспитание чувства коллективизма;

Воспитание нравственных качеств;

Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.

III. Развивающие:

Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков , участие в исполнение хореографической композиции.

 Творческое отношение к созданию образа

Развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;

Формировать общее физическое развитие учащихся;

Развитие творческого воображения ребенка, совершенствования навыков творческого самовыражения;

Развитие связной речи младших школьников.

IV. Оздоровительные:

Нормализация мышечного тонуса,

Выработка правильной осанки, коррекция плоскостопия;

Развитие чувства равновесия;

Формирование способности  к снятию мышечного напряжения (релаксационные упражнения);

Учить правильному дыханию.

Организация образовательного процесса

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические  упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Программа по «Хореографии» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Принципы обучения.

Процесс обучения ритмики в основном построен на peaлизации дидактических принципов:

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности  в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии  применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

рассказ,

беседа,

обсуждение,

объяснение,

словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Условия, необходимые для реализации программы.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

- Личностное общение педагога с ребенком;

- Наличие оборудованного кабинета;

- Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника)

Прогнозируемый результат на конец года:

Знать:

- название движений и упражнений;

- названия основных танцевальных движений;

- общие музыкальные понятия (характер, темп, ритм);

Уметь:

-передавать  в движениях различного характера одного и того же образа

- овладевать  навыками исполнения изученных движение

- исполнять танцевальные комбинации в различных хореографических постановках.

выполнять  хореографические комбинации на уровне подготовленного ученика в этюдах «Полянка » , «Апипа» , «Йокса-полька».

- передавать динамики игрового образа.

- импровизировать на заданную музыкальную тему

- укреплять мышечный корсет и различать напряженное и не напряженное состояние мышц,

- сохранять высокий уровень двигательной активности на протяжении всего урока.

-получать  сведения о танцах разных народов и формировать позитивное отношение к традициям других народов

- осваивать как можно больший программный материал и,  осваивать его хорошо.

-использовать широкую палитру выразительных средств  (поза, мимика, пантомима).

-овладевать более  сложными упражнениями , требующие дополнительных усилий

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  БАЗА

Специализированный класс ( зеркала, классический станок)

Коврики для партерной гимнастики

Магнитофон

Костюмная база

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Основные формы организации хореографической студии

Основные виды  деятельности учащихся

Планируемые сроки

Примечание

1. Ритм- организующая основа всех видов движения (13 часов)

1

Техника безопасности

Вводное занятие

Соблюдают технику безопасности с учётом требований к занятиям хореографией

2-3

Ориентировка в пространстве

2

Тренировочный,

Учатся ориентироваться в пространстве, перестроиться из одного рисунка в другой посредством разного вида шагов бега, прыжков.

Перестраиваются  по кругу, диагоналям, прямым линиям и т.д.

.

4-5

Азбука музыкального движения

2

Тренировочный,

Воспринимают и передают с помощью  танцевальных движений длительность звука и ритмичность музыкального рисунка.

Соединяют движения с остановкой в конце музыкальной фразы, хлопками на сильную долю

Связывают учебный материал и игровые моменты  между собой единым сюжетом или комментировать начало этюда стихотворными строчками. Например: «Пингвинята хороши, все танцуют от души», и начинается танцевальная композиция «танцующие пингвины».

6-7

Элементы ритмики

2

Тренировочный,

Исполняют  грамотно основные элементы

1.марш на месте и в продвижении с поднятыми коленями, с вытянутым подъёмом, на     сильную долю исполнять хлопок

2.шаги на полупальцах с вытянутыми руками в сторону

3.подскоки

4.шаги на пятках, шаги с пятки (можно сравнивать с шагом «гуся»)

5.боковой галоп

6.шаг «петушка» - шаг с вытянутого носка через высоко поднятое колено

7.Бег «лошадки»- бег с высоко поднятыми коленями

8.шаг «пингвина» -ход с продвижением вперёд, во время, которого происходит перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую, движение исполняется   в полувыворотной II позиции

8-10

Тематические миниатюры, этюды

3

Тренировочный,

Запоминают и исполняют на середине зала миниатюры, в которых используются элементы ритмики и танцевально-игровые моменты.

Темы миниатюр:

 «зайчики», «петушки»,  «лягушата»,  «оловянный солдатик» «пингвины» и т.д.

Комментируют  начало этюда стихотворными строчками.

«Пингвинята  хороши все танцуют от души»

«Петушки распетушились , но подраться не решились» и т.д.

11-13

Игровые технологии (танцевально- музыкальные игры)

3

Занятия-игра

Применяют  игровые технологии, действуют  самостоятельно, ищут  выразительные движения, придумывают  (выбирают)    движения в соответствии с характером музыкального произведения.

«Тень- тень на плетень»

«Ищи, Ищи»

«Шляпа »

 « За первым»- показ танцевальных движений

2. Партерный экзерсис (28 часов)

14-20

Упражнения для улучшения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы

7

комбинированный

Добиваются качества выполнения разучиваемых элементов.

Укрепляют мышечный корсет, овладевает  более  сложными упражнениями , требующие дополнительных усилий : упражнения для улучшения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы, комплекс движений для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра, Работают  над растяжкой и формированием танцевального шага, над гибкостью позвоночника и формированием осанки.

 Различают напряженное и не напряженное состояние мышц, учатся   напрягать и расслаблять мышцы отдельных частей тела.

Комплекс движений партерной гимнастики.

1.Упражнения на формирование стопы (сокращение подъемов, круговые движения стопы)

2.Упражнения на  развитие выворотности ног (наклоны к прямым ногам, также наклоны в положении лягушки: стопы вместе, колени на полу)

3.Упражнения на исправления дефектов осанки, развитие гибкости позвоночника  (лодочка , промокашка, колечко)

4.Упражнения на развитие амплитуды танцевального шага (медленные подъемы ног  большие и маленькие броски

5.Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

21-27

Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра

7

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

28-35

Растяжка и формирование танцевального шага

8

комбинированный

36-41

Упражнения на развитии гибкости позвоночника и формирование осанки

6

комбинированный

4 . Народно-сценический танец (32)

42-43

Основное положение рук ног, головы и корпуса в народном танце.

2

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

Разбирают и запоминают основное положение рук в народном танце.

-на талии( ладонь с вытянутыми пальцами рук, «кулачок»)

-за спиной

- в паре

Овладевают навыками работы головы и корпуса.

Осваивают свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца и легко переводить руки

44-53

Элементы русского танца

« Полянка»

10

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

Знакомятся с музыкой и традициями русского танца

Изучают основные элементы и шаги русского танца

1.Простой бытовой шаг( вперёд с каблука, с носка)

2. С притопом  и продвижением вперёд, назад

3.Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции

4.Перетопы тройные

5. «Гармошка»

6. «Ёлочка»

7.Припадание в сторону по III свободной позиции

8.Перескоки с ноги на ногу (подготовка к дробям)

9. «Ковырялочка» с двойным притопом, стройным притопом

10 «Ключ» простой (с перестукиванием)

11.Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие)- в ладоши, по бедру, по голенищу сапога

12. Подготовительные упражнения к присядкам и полуприсядкам

13-  полуприседание в полувыворотной I позиции (плавное и резкое) лицом к станку

14. мячики по VI позиции в повороте и по точкам, «лягушка» на месте и в продвижении

Овладевают навыками исполнения изученных элементов в комбинациях и этюде русского танца «Полянка»

54-63

Элементы татарского танца «Апипа»

10

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

Знакомятся с музыкой и традициями татарского танца. Изучают основные элементы и шаги  татарского танца

Основной ход вперёд и назад

«Первый ход»

Ход с каблука

Тройной притоп

Боковой ход (пятка -носок)

«Змейка»

«Припадание» по VI позиции

«Бурма» на месте

Овладевают навыками исполнения изученных элементов в комбинациях и этюде татарского танца «Апипа»

64-73

Элементы эстонского танца «Йокса-полька».

10

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

Знакомятся с музыкой и традициями эстонского танца. Изучают основные элементы и шаги   эстонского танца

1.Полуприсидание по IV позиции, с выносом ноги на каблук в сторону и тройным притопом в конце

2. Полуприсидание по IV позиции, с выносом ноги на каблук в сторону, три хлопка в ладоши

3.Игра –хлопки в ладоши

4.Простой прыжок по IV позиции

5.«Пружинка» - тройной прыжок с остановкой в demi plie

6..Голоп в сторону

Овладевают навыками исполнения изученных элементов в комбинациях и этюде эстонского  танца.

5. Репетиционно – постановочная работа (48 часов)

74-75

История, манера, характер исполнения танцев

2

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

Исполняют программные танцы и движения. Осваивают свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца и легко переводить руки. Изучают понятия о танцевальном этикете: взаимоотношения дамы и кавалера и взаимоотношения с парой визави. Аккуратно вести даму, пропускать даму вперёд, проявлять галантность и внимательность. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели урока.

Добиваются  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах учебно-творческой деятельности.

76-101

Постановка хореографических номеров

26

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

102-121

Отработка движений танцев

20

Разминочный, обучающий, тренировочный комбинированный

7. Итоговые занятия и досуговые мероприятия (19)

122

Викторина «Путешествие в мир танца»

1

 творческий

Показывают на сцене выученный репертуар, согласованность характера движения с характером музыки  Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно заниматься танцами. Какие возможности открываются перед ними.

Проявляют интерес к занятиям, осваивают  позицию активного исполнителя.

Понимают содержание вопросов  и воспроизводят несложные вопросы о хореографии; 

Продуктивно сотрудничают со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности

123

Танцевальная мозаика «За волшебной дверью»

1

Выполнение творческий заданий

124-140

Концертная деятельность

17

Показ знаний и умений

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

-Примерная образовательная программы для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств Министерство РТ Казань 2002г.

-Публикации о возможностях и условиях использования личностно- ориентированного, индивидуального подхода в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, Р.М. Чумичева, Л.В.Грабовская)

- «Классический танец» Н.Базаров

- «Азбука танца» Т.Барышникова

- «Татарский танец» Г. Тагиров

-«Хореография в спорте» И.А. Шипилина

-«Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» .Г Франко Москва 1989г.

- «Проблемы развивающего обучения». Давыдов В. - М., 2004.

- «Вступление в балет». Жданов Л. - М.: Планета, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги успешного обучения в школе

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обе...

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Первые шаги обучения пению в ДМШ

Методическая работа, основанная на личном педагогическом опыте работы с детьми младшего возраста в классе хорового пения. Состоит из следующих разделов:1. Певческое дыхание. 2. Звукообразование. Звуко...

Первые шаги в обучении грамоте.

Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии....

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Шк...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...