Истоки 5 класс. Тема "Соловки"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Агеева Вера Александровна

План-конспект урока

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Активное занятие №16 (развивающее)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kursy_vse-118_ageeva_v.a.docx202.31 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра истории и культуры религий народов России

ВСЕ-118 Методика преподавания и содержание междисциплинарного учебного курса «Истоки» в 5 классе основной школы

План-конспект урока

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Активное занятие №16 (развивающее)

C:\Users\Evgeny\Desktop\Соловки\a1054d8e.jpg

Автор-разработчик: Агеева Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, социокультурного курса «Истоки», ГБОУ Школа 2065

г. Москва

2016

План-конспект урока

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Активное занятие №16(развивающее)

Цели урока:

Образовательные цели:

1) углубление знаний о Соловецком монастыре;

2) обучение работе в ресурсном круге.

Развивающие цели: развитие творческого воображения, формирование у ученика целостного образа монастыря на основе воображения

Воспитательные цели: осознание духовной ценности монастыря как источника нравственности.

Оборудование: фото Соловецкого монастыря, видеофрагмент,

Ход урока:

1. Подготовительный этап (1 минута):

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами  продолжим разговор о величественном Соловецком монастыре. Давайте попробуем совершить путешествие к Белому морю к Соловецкому монастырю, увидим его величие и красоту, прикоснемся к этим святым местам и постараемся почувствовать особенную атмосферу этого места.

2.  Актуализация (15 минут):

Просмотр отрывков фильма «Чудеса России. Соловки. Крепость духа» https://www.youtube.com/watch?v=qSSy-ACQOGE

Перед просмотром класс делится на группы (четверки). Каждая группа получает задание:

- Что вам показалось необычным в решении преподобных Савватия и Германа поселиться на берегу Белого моря? Почему?

- Что заставляет наших современников выбирать это место для своей жизни?

- Как вы понимаете выражение «крепость духа»? Что влияло на укрепление духа живущих в этих местах?

Зачем человеку нужен «крепкий» дух? В каких ситуациях важно обладать крепким духом?

Учащиеся обсуждают  свои варианты ответа, приходят к единому мнению, представляют результаты работы всему классу. (3-4 мин)

3. Изучение новых понятий и способов действия (20мин):

Ресурсный круг «В Соловецком монастыре». Учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель напоминает учащимся последовательность выполнения задания, целью которого является создание целостного образа на основе визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Учащимся предлагается мысленно перенестись на берег Белого моря, представить себя  в стенах Соловецкого монастыря, описать зрительные образы, услышать звуки, ощутить запахи, рассказать о своих чувствах.

Первый круг:

1 ученик: Я вижу бескрайние снежные просторы…

2 ученик: Я слышу поскрипывание снега под ногами…

3 ученик: Я чувствую холодное прикосновение снежинок к лицу…

4 ученик: Я вижу снежную поземку…

5 ученик: Я слышу завывание ветра…

6 ученик: Я чувствую пронизывающий холод…

7 ученик: Я вижу мощные каменные стены…

8 ученик: Я слышу шуршание снега…

9 ученик: Я чувствую уважение к тем людям, кто это смог построить…

10 ученик: Я вижу купола храмов…

11 ученик: Я слышу колокольный звон…

12 ученик: Я чувствую радость – звон очень красивый…

Рефлексия:

Ребята, спасибо за вашу работу. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

1. Удалось ли нам сформировать целостное представление о монастыре?

2. Что  нам помогло это сделать?

3. Что осознал каждый из вас по завершении работы?

Домашнее задание:  Подумайте, что обозначает слово «преображение» и что каждый может преображать в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс

урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...