Лоскутные геометрические композиции на занятиях ДПИ в художественной школе.
статья по теме

Яковлева Елена Ольгердовна

Данная статья опубликована в сборнике методических материалов "Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства" в 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx494.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутные геометрические композиции на занятиях ДПИ в художественной школе.

Материалы преподавателя ДХШ г. Десногорск Яковлевой Елены Ольгердовны.

Учебный предмет «Прикладное декоративное творчество»  является одним из базовых дисциплин, изучаемых в детской художественной школе. Одним из видов ДПИ, изучаемых в нашей школе, является лоскутное шитьё.

Создавая картину, живописец работает мазками краски. По своему желанию он может составлять различные цвета и наносить на свою картинную плоскость. Разнообразные кусочки ткани с готовым узором – вот палитра лоскутных изделий. При их составлении необходимо знать законы орнаментальной и цветовой композиции. Составление лоскутных картин – прекрасная возможность применить на практике навыки учеников по гармонизации цветовых и фактурных сочетаний.

Я хочу рассказать о практике выполнения геометрических композиций в технике лоскутной мозаики на своих занятиях.

Как я уже сказала, палитра лоскутницы – ткани. Узоры на них отличаются по цвету, тону, яркости, насыщенности, текстуре. Для облегчения понимания особенностей составления гармоничных изделий в лоскутной мозаике (а вместе с тем и в других декоративных композициях) на первых занятиях я объясняю учащимся правила сочетания разных тканей одном изделии.

Когда мы задумываем композицию, первым делом мы выполняем эскиз. Самое первое задание, которое я предлагаю выполнить своим ученикам – это геометрический орнамент в прямоугольнике (квадрате). В истории лоскутного шитья выработано множество традиционных узоров. Я не запрещаю детям использовать их, но приветствую самостоятельное решение. Первое задание кажется невероятно сложным, ведь из разнообразных, чаще всего многоцветных лоскутов нужно собрать красивую композицию, да ещё и сшить её. Главной целью этой работы я считаю научить детей подбирать гармоничные сочетания тканей.

Для этого из вороха разнообразных лоскутов я предлагаю выбрать несколько образцов, соответствующих определённому виду цветовой гармонии.

Например: Однотоновая гармония. (рис.1)  Её также называют монохромной. Она строится на сочетании оттенков  одного цветового тона, различных  по светлоте и насыщенности. Общий цветовой тон придаёт композиции спокойный, уравновешенный характер.

Гармония родственных цветов. (Рис. 2 ) Родственные – это цвета и оттенки в пределах одного сектора цветового круга. Они располагаются в промежутках от одного главного  цвета до следующего. Такая гармония основывается на наличии в палитре отдельных лоскутов одного и того же главного цвета. Она также создаёт ощущение покоя.

Полярная  гармония. (Рис.3)  Она  построена на противопоставлении двух главных цветов, которые в цветовом круге лежат друг против друга.

 В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зелёный.  Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

Такая гармония наиболее комфортна для глаз.

 Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу для ощущения спокойствия требуется средний серый. Смесь же дополнительных или контрастных цветов даёт нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов даёт белый. На нашем цветовом круге все диаметрально расположенные цвета дают в смеси серый цвет, то есть образуют гармонию. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, жёлтый и красный, являются экспрессивными.

Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряжённостью.  Но если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах.

Привести их в гармоничное сочетание можно так:

  1. Один из цветов должен быть меньше по площади.
  2.  Все цвета взять разбелёными или затемнёнными.

Сложнее всего составлять композиции из лоскутов с пёстрым многоцветным узором.  

Для изделия лучше подбирать материалы, в печатном рисунке которых есть одинаковые цвета. Причём, лучше использовать разные по насыщенности лоскуты с равномерным и мелким узором. (рис.4)

Упражнение на фактурную стилизацию натуры также очень помогает ученикам  научиться подбирать ткани-партнёры (рис.5).

 E:\Desktop\снято 30 августа\P8312380.JPGE:\Desktop\снято 30 августа\P8312381.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P8312382.JPG

Как я уже говорила, для первого задания я разрешаю использовать мотивы традиционных геометрических узоров лоскутного шитья. Вот пример работы над подобным заданием:

  1. Выполнение тонового эскиз композиции. Таких эскизов должно быть несколько. Окончательно выбирается один наиболее удачный (рис.6).  .E:\Desktop\снято 30 августа\P1020482.JPG

  1. Подбор лоскутов, подходящих по параметрам гармоничных цветовых сочетаний. Светлотный тон этих лоскутов должен наиболее точно соответствовать  тоновому эскизу. Выполнение цветового эскиза (рис.7).  . E:\Desktop\снято 30 августа\P1020483.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P1020481.JPG

  1. Изготовление выкройки. Всем деталям присваиваются номера. Если присутствуют одинаковые элементы, то целесообразнее им дать одинаковые номера. Только необходимо пометить зеркальные (рис.8).  .E:\Desktop\снято 30 августа\P8312360.JPG

  1. Выполнение композиции в материале (рис.9).  

Следующее задание ученики выполняют по своим эскизам.E:\Desktop\снято 30 августа\P1020480.JPG

Для создания гармоничного художественного произведения в технике лоскутной мозаики необходимо учитывать основные законы построения геометрической композиции.

Первый закон – соразмерность частей композиции. Он достигается путём деления композиции  на равные части или на не равные по закону золотого сечения (рис.10).  .

Второй закон – выделение главного (доминанты) цветом, размером или сложностью узора. Доминанта чаще всего располагается  в относительной близости к центру изобразительной плоскости. Важно добиться зрительного равновесия всех элементов композиции  (рис. 11).E:\Desktop\снято 30 августа\P8312376.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P8312375.JPG

Третий закон - закон группировки: части композиции, подобные по размеру, форме, цвету стремятся зрительно объединиться в единое целое (рис. 12).

Четвёртый закон – закон простоты: нельзя перегружать композицию мелкими деталями и подробностями (рис. 13).E:\Desktop\снято 30 августа\P8312361.JPG

С учётом всех законов декоративной композиции ученики  должны выполнить несколько своих вариантов тонового и цветового решения изделия в технике лоскутного шитья. В качестве образа для вдохновения я предлагаю детям рассмотреть примеры народной вышивки. Особое внимание обращаю на приёмы стилизации растений, животных и людей. На рисунках 14, 15, 16 показаны черновые эскизы лоскутных композиций. Выполнены они на бумаге в клетку – так легче будет увеличивать рисунок до выкройки в натуральный размер изделия. E:\Desktop\снято 30 августа\P8312374.JPGE:\Desktop\снято 30 августа\P8312373.JPGE:\Desktop\снято 30 августа\P8312363.JPG

На рисунках 17, 18, 19 представлены фотографии вариантов эскизов композиции «Берегиня»,  выполненной ученицами 3 класса в 2014 году.E:\Desktop\снято 30 августа\P8312369.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P8312372.JPGE:\Desktop\снято 30 августа\P8312370.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P1020478.JPG

Так выглядит само изделие – рис. 20.

Примеры других композиций , выполненных учениками: E:\Desktop\P1020477.JPGE:\Desktop\снято 30 августа\P1020479.JPG

E:\Desktop\снято 30 августа\P1020476.JPG

В статье использованы источники:

  1. фотографии работ учащихся;
  2. И. Ю. Муханова «Лоскутная мозаика», Москва, ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ, 2005
  3. Леса Савахата, Кики Элдридж. «Гармония цвета: Полный справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций».  АСТ, Астрель, 2007
  4. Марта Джилл, «Гармония цвета. Естественные цвета. Руководство для создания наилучших цветовых сочетаний», АСТ, Астрель, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно- эстетическое воспитание детей на уроках станковой композиции в детской художественной школе"

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и индивидуальности ребенка.В своей работа мы обобщили методы и приемы, применяемые с целью формирования ...

Конспект открытого урока в МОУ ДОД «Детская художественная школа №4» г.о. Саранска по декоративной композиции Преподаватель Асабова И.Г.

Тема: Животный мир. Стилизация, симметрия, декоративность выполнения бабочки. Цель урока: Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.Обо...

Программа по прикладной композиции для учащихся 1-5 классов детских художественных школ, 2013 г. Разработчик программы Пак Лидия Петровна

Настоящая программа предназначена для обучения прикладной композиции учащихся 1-5 классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.Разработчик программы Л.П.П...

Построение геометрической композиции

Практическая работа по созданию геометрических композиций из готовых мозаичных форм к разделу программы по информатики и ИКТ «Моделирование и формализация». Работа выполняется в растровом графическом ...

Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству для учащихся подготовительного отделения детской художественной школы г. Тихвина

Данное занятие  проходит в начале первого триместра в разделе  "Знакомство с аппликацией"  программы «Декоративно-прикладное искусство"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР. Конспект занятия.

Относительно регулярно включаю в свои занятия серию упражнений под общим названием «Динамическая композиция из геометрических фигур», суть которых состоит в следующем: ученик, владеющий способом комби...