Представление инновационного опыта работы
статья на тему

Бодрова Ирина Владимировна

Представление инновационного опыта работы

педагога – психолога Бодровой Ирины Владимировны

«Психологическое сопровождение инклюзивного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_opyta_raboty.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного опыта работы

педагога – психолога Бодровой Ирины Владимировны

«Психологическое сопровождение инклюзивного образования»

Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику коммуникативной и когнитивной деятельности слабослышащих, слепых и слабовидящих, а также возможности передвижения, общения, взаимодействия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В настоящее время в МБОУ «СОШ №9» осуществляется целенаправленная работа по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды.

Цель психологического сопровождения инклюзивного образования - удовлетворение потребностей в качественном образовании всех категорий детей с различными стартовыми возможностями.

Основные задачи:

1) организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

2) обеспечение эффективности процесса адаптации, коррекции и социализации детей с особенностями развития.

3) создание системы воспитания толерантных установок в сознании подрастающего поколения.

В нашей школе обучается 37 учащихся с ОВЗ, из них 19 с инвалидностью.

У учащихся наряду с основным дефектом физического развития имеются сопутствующие заболевания. У большинства  детей имеются нарушения  интеллектуального  развития  и они не могут обучаться по программе общеобразовательной школы.

Встал вопрос: «Что делать, как помочь?»

Обеспечение комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса

«ребенок-родитель-учитель»

Работа школьного психолога на первых порах включения образовательного учреждения в инклюзивное пространство была подготовительной: совместно с администрацией школы приняли решение о возможности организации инклюзивного образования.

Самым важным на этом этапе было психологическое просвещение всех участников инклюзивноного образования, создание благоприятной и спокойной атмосферы в школе, в классе, налаживание отношений с учителями и оказание психологической помощи. Она реализовалась следующим образом:

Проводилась просветительская работа по вопросам инклюзии среди учителей, с сотрудниками (педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы). Также среди родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации), с учащимися (классные часы  «Неделя толерантности»)

На начальном этапе включения в инклюзивную образовательную среду провели с учителями деловую игру, где все участвующие могли в свободной форме высказывать и свои опасения, и свои надежды, и свои заблуждения. Учителям была предоставлена доступная для понимания информация о детях с различного рода особенностями, описание типичных для таких детей особенностей эмоциональной сферы, поведения. Психологически чрезвычайно важно было, чтобы педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, не выделять их особенности перед другими детьми, это требовало достаточного терпения и деликатности.

Социально-психологическое сопровождение

1.Подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися:

диагностика социально-психологической адаптации

исследование состояния процессов общения,

качеств личности, эмоционально-волевой сферы по тесту Кеттелла.

2. Исследование социальной среды школьников и их семей и получение информации дает полную развернутую картину состояния психофизических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность, возможность правильно понять состояние ребенка и оказать ему целенаправленную помощь.

Коррекционно-развивающие занятия

Одной из основных задач обучения особых детей в массовой школе – это задача социальной адаптации – «сплочения» детей во внеурочное время различными коммуникативными играми. На занятиях ставилась цель:

1.выявления различий и сходства между собой и другими

2.выявление трудностей при общении с людьми, не похожими на меня

3.знакомства с понятием «толерантность»

4.обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе, в моей жизни.

Сегодняшние ученики нашей школы через несколько лет будут составлять наше общество, поэтому важно, чтобы они с раннего возраста научились понимать людей с инвалидностью и жить рядом с ними.

В качестве перспективных направлений деятельности социально- психологической работы области инклюзии мы выделяем:

Активное участие в разработке новых программ по инклюзивному образованию.

Доработка на школьном сайте страницы, посвященной инклюзивному образованию.

Создание родительского клуба

Для нас важно, что дети с ОВЗ не чувствуют себя особенными детьми, они также как и все остальные дети бегают, играют, учатся, отвечают у доски, рисуют, поют, участвуют в спортивных соревнованиях, школьных праздниках, спектаклях. Но, что самое удивительное, чего мы сумели достичь, так это то, что школьный социум воспринимает этих ребят, как равных себе, для них - это такие же дети, порой нуждающиеся в их поддержке, а порой помогающие им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Представление инновационного опыта работы учителя английского

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Публичное представление собственного инновационного опыта работы

Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса....