Главные вкладки

    Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"
    статья на тему

    Бондаренко Ирина Николаевна

    Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_na_temu.docx21.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных умений

    у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте

    посредством игровой деятельности.

    Коммуникативная компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность)

    Одна из целейвоспитательной работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих УО (умственную отсталость) в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

    Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

    Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

    В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

    Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников провожу наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях и мероприятиях с помощью игр. Я выделила основные компоненты развивающих игр:

    1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

    2.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной информации.

    Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.

    По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми во внеурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы общение было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива школы.

    В работе по развитию коммуникативных навыков я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:

    Творческие игры проводятся с целью воспитания и развития  воспитанников,  «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям  возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Коммуникативные навыки  воспитанников особенно развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений.  М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.

      При решении  задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, я выделила следующие организационные   формы игровой деятельности:

    1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.

    2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.

    3.Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.

    Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами  и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных  психологических форм.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений труда.

            Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих моральных качеств личности ребёнка.

    Предлагаю некоторые приёмы работы над формированием коммуникативных навыков.

    1. Построение рассуждений по схеме.
    2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
    Какая красота!
    Как он красив!
    Какое счастье!
    Какая радость!
    3. Продолжите ряд:
    Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
    шумит, бурлит, плещется, …, ….
    Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
    Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
    розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
    4. Языковые игры. «Кто больше?»
    Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
    Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
    В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
    Упражнение № 1. «Ролевое общение».
    Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
    Упражнение № 2. «Передача чувств».
    Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
    Упражнение № 3. «Сильные стороны».
    Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
    Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
    Упражнение № 4. «Эмпатия».
    Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
    Упражнение №5. «Через стекло».
    Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
    Ролевая игра «Трудное решение».
    Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
    Ролевая игра «Карусель».
    Назначение:
    - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
    - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
    В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
    Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
    Примеры ситуаций:
    - Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
    - Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
    - Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
    - После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
    Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
    Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

    Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

    Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений  у детей с ограниченными возможностями здоровья....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

    статья "обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья."

    Обучение декоративно – прикладному творчеству для детей с ограниченными  возможностями здоровья. Техника Папье-маше...