Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений  у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. [5, С.161].

В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития. [1, С.16].

Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителями-дефектологами проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого ребенка и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы.

Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителей - дефектологов и воспитателей.

Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у детей с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления у детей с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании.

Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.

Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста  имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:

1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.

Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. [2, С.196].

При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.

В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов. [1, С.147].

В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.

Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.» [2,С. 197].

Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.

Проанализировав, специальную литературу мы пришли к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.

Основной источник развития - обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.

Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:

– конкретно-понятийную;

– абстрактно-понятийную.

На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. [2,С.205].

Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.

В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности учим детей загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки.

Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.

Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.

Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология  / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.,1999

2. Катаева А.А Стребелева Е.А,. «Дошкольная олигофренопедагогика»- М.: ВЛАДОС, 2001

3. Маркова А.К. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992

4. Мастюкова Е.М. « Лечебная педагогика». М.: ВЛАДОС, 1997

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Доклад "Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта "Волшебный мир оригами"

Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из н...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...