эссе
статья на тему

Двоеглазова Лилия Валерьевна

Эссе для конкурса "Учитель - года". Номинация "Дебют". 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе23.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Профессия, которую я выбрала

                                              Эссе

Школа…  Для каждого человека это слово значимо. Воспоминая её, воспоминаешь  детство. Для меня же школа не просто прошлое, а настоящее и будущее. Я стала учителем.  

Какой же я представляю себе школу? Школа – это прежде всего учителя. Они встречают детей у школьного порога и ведут по дороге знаний, помогают найти ученикам дело по душе.

Свой выбор – быть учителем – я сделала ещё в детстве. С улыбкой я вспоминаю, как  «играла в учителя», проводила «уроки» со своими многочисленными куклами. Мне в моем увлекательном занятии  никто не мешал. Родители только посмеивались, наблюдая за моими занятиями. А я, рассадив кукол,  давала им задания, которые сама придумывала. Оценки выставляла красной ручкой в расчерченную под журнал тетрадь. Поэтому, окончив школу, я не раздумывала о выборе профессии. Я поступила в педагогический университет.

Я – учитель географии. Мне очень нравится мой предмет. Как же донести мою любовь к предмету детям? Просто выучить материал учебника? Это конечно необходимо. Но как сделать, чтобы это было интересно? Чтобы достичь этого я на уроке задаю такие нестандартные вопросы, ответ на которые приходиться обдумывать. Найти ответ, доказать свою правоту - всегда интересно.

География обладает прекрасными возможностями для обогащения кругозора человека. Она развивает мышление, воспитывает лучшие качества человека. А как можно не говорить о любви к Родине, когда речь идет о первопроходцах? Семен Дежнев, Ерофей  Павлович  Хабаров,  Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Николай Михайлович  Пржевальский… Их жизнь, их деятельность учат любви к Родине, самопожертвованию, трепетному отношению к науке. А бережное отношение  к родной природе? Где этому учить как не на уроках географии. Вот почему так необходимы вопросы и задания, направленные не на заучивание и воспроизведение знаний, а на развитие творческой, мыслительной деятельности учащихся.

 В чём особенность преподавания географии в настоящее время? Роль педагога в прогрессивном развитии  общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Соответственно  общество в последнее время ставит задачи использования школьных знаний в повседневной жизни. Как же этого добиться? Я думаю, что в данном случае важен метапредметный подход. Метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредмет − это новая образовательная форма, учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления − «знание», «знак», «проблема», «задача». В какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Так, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, то есть, изображая графически, они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. Например, статистические таблицы, изображение схем «Мировой круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс» и т. д. Таким образом, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала и обучающиеся учатся видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

В рамках метапредмета «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.

Метапредмет «Задача» формирует у обучающихся знания о разных типах задач и способах их решения, опирающихся на математические умения и навыки. Например, обучающийся освоил способ решения задачи или построение графика на материале курса «Математика». Чтобы проверить, насколько глубоко школьник освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи или построить график температур на материале учебного предмета как география.  

Метапредмет − «Знание» формирует способность работать с понятиями как особой формой знания.

   Метапредметные образовательные результаты посредством географического знания заключаются в формировании и развитии у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Профессия учителя очень трудная и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибок, потому что в его руках души учеников. Учителю нужно шагать в ногу со временем, всегда быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы, заниматься самообразованием. И на уроках именно такого учителя интересно. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы. Всё это требует большой кропотливой работы и искреннего интереса к своей профессии. Что же я делаю для этого? Мои первые шаги в профессиональной деятельности направлены на углубленное изучение предмета, на совершенствование методики. Для этого я изучаю предметные журналы, посещаю уроки у своих опытных коллег. А в нашей школе есть, у кого поучиться.

На моих уроках мне нравится доброжелательная атмосфера. Каждый может  высказать своё мнение, а ученики не боятся ошибиться. На уроках мы учимся слушать друг друга, поэтому учитывается  мнение каждого  ученика, учимся корректно отстаивать свою версию ответа.

Я считаю,  что учитель  должен быть не над учеником, а с учеником. Чтобы мои уроки не были сухими и скучными, использую разнообразные виды: урок-путешествие, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки обобщения и систематизации. Вспоминается мне урок-конференция по теме «Загрязнение окружающей среды». Учащиеся 10 класса, искали материал в интернете, подготавливали собственные презентации, рисовали таблицы.  На уроке они спорили друг с другом, есть ли парниковый эффект? Что ждет землю, потепление или ледниковый период? Как быстро и интересно он прошел.

По моему мнению, такой урок и есть процесс расширения возможностей понимания мира, мира людей и мира природы, законов взаимоотношений между ними. Учение – это процесс самосовершенствования, самосознания, приобретения умения распоряжаться своими знаниями в жизненных ситуациях.

Я не только учитель географии, но и классный руководитель 5 «Б» класса.  Каждый день я открываю школьную дверь и вхожу в класс. Передо мной ясные взоры моих учеников, их светлые, любопытные глаза – добрые, верящие. Они многого ждут от меня, и я стараюсь не обмануть их ожидания. Я знаю, что они верят  мне и стараются не огорчать своими проступками. Я думаю, что для них очень важно моё внимание и тёплые слова в начале учебного дня, что им нужна моя помощь и важно моё участие. И я ещё раз убеждаюсь, что мне нравится то, что я делаю. А трудности с детьми? Они в нашей работе неизбежны… Просто их надо вовремя решать.

Понимать детей, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие моей работы.  Я убеждена, что все дети без исключения способны и успешны, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Только тогда он может добиться поставленной цели.

Нужно найти в ребёнке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит. Понимаю, чтобы помочь ребёнку раскрыться, научить мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому уроку, к каждому приёму. И как следствие этого – повседневный поиск и … сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удаётся увлечь ребёнка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему.

Будучи учителем, я хочу реализовать важнейшую цель педагогики – воспитать добрых, самостоятельных, способных к сотрудничеству детей.

Что значит слово «учитель»? Кто он? Наставник, мудрец, человек. Учитель – это не просто профессия. Учитель – это сама жизнь, отданная детям, это призвание. И нет в нашем коллективе человека, который бы не понимал этого.  

Для меня значимыми являются слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете  его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь … - всё это имеет для ребёнка большое значение».

Читая эти слова и осознавая то, что я учитель, понимаю, что должна выглядеть «на все сто»  - ведь я лицо своего класса.  Какое настроение подарю входящим в двери детям, таким и будет их день. И поэтому стараюсь быть весёлой и доброй.

Учитель должен знать, как быть человеком, не лгать, не кривить душой, помочь ребёнку стать не кем-то – самим собой! Вот и я хочу быть такой же! Уметь помогать, понимать, слышать, как самый надёжный друг. Чтобы таланты в детях, как зёрна, взошли, расцвели и крепли. Стремлюсь отдавать свои знания ученикам. Наградой для меня служит свет детских восторженных глаз, удивлённо – восторженные возгласы, радостные улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...