«Нестандартное решение стандартных ситуаций»
методическая разработка на тему

Собченко Екатерина Васильевна

Данный материал предназначен для проведения заседаний Школы молодого учителя. Материал может быть полезен как молодым педагогам в их начинающейся педагогической деятельности, так и методистам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание ШМУ по теме

«Нестандартное решение стандартных ситуаций»

План:

1. Понятие «ситуация»

2.  Педагогическая ситуация: сущность, виды, алгоритм анализа.

3. Учебная ситуация: понятие, виды.

4.  Копилка педагогических ситуаций

1. Понятие ситуации

 В любой области человеческой деятельности объективно складывается некоторая совокупность фактических обстоятельств, между которыми существует причинная, временная, пространственная или иная связь и которые в силу этой связи образуют целостную систему элементов, называемую ситуацией. 

Семантически (с точки зрения смыслового содержания) термин “ситуация” означает совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение.

В прикладном аспекте ситуация - это обстановка, оцениваемая субъектом для принятия решения по ее оптимальной трансформации.

С познавательных позиций ситуация - это состояние составляющих ее компонентов в конкретно определенный момент (срез) времени.

Среди основных, наиболее значимых свойств ситуаций можно назвать следующие.

1. Важное свойство всех ситуаций - конкретность, то есть их существование в конкретно-определенных пространственно-временных рамках

2. Для подавляющего большинства ситуаций характерна их повторяемость.  

3. Среди всех элементов ситуации весьма важную роль играют место и время.  

4. Особая роль принадлежит, безусловно, субъекту как наиболее активному компоненту, способному своими действиями изменить, трансформировать наличную ситуацию в качественно новую.

2. Педагогическая ситуация: сущность, виды, алгоритм анализа.

   Образовательный процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга ситуаций. Каждая из них – это объективное состояние педпроцесса в определенном промежутке времени.

Ситуация в переводе с французского означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Структура педситуаций включает двух субъектов деятельности (учитель и учащийся) и способы их взаимодействия.

 

Педагогическая ситуация

способы взаимодействия

Учитель      -------------------------------        Ученик

 

Каждая ситуация представляет систему сложных отношений: внутреннего мира субъектов, их воспитанности, обученности. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что субъектность педагога и учащегося проявляется в условиях неравной ответственности. Несмотря на складывающиеся обстоятельства, ответственность за развитие педагогической ситуации лежит на педагоге.  Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций:

1.      Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема.

2.      В.С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков:

по месту возникновения и протекания: на уроке, на воспитательном мероприятии, дома и т.д.;

 по участникам: учащийся – учащийся, учащийся – учитель, учащийся – родитель и др.; 

по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические; 

по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные); 

по степени оригинальности: стандартные, т.е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные); 

по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.

3.  И.Н.Емельянова характеризует педагогические ситуации как: 

неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация); 

открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые

конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.

Любая ситуация требует вдумчивого анализа, позволяющего педагогу найти оптимальное решение.

Алгоритм анализа включает следующие шаги:

1.    Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие).

2.    Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3.    Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4.    Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5.    Постановка педагогической задачи.

6.    Поиск  стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7.    Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8.    Обоснование выбора решения.

9.    Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

3. Учебная ситуация: понятие, виды.

 Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными структурными единицами урока, его первичными «клеточками». Учебная ситуация — это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов. Теоретически и практически целесообразно подразделять учебные ситуации на потенциальные и актуальные. К первым относятся запланированные учебные ситуации, в которых обучение еще не проводилось и не проводится (в момент анализа).

 Основные элементы потенциальной учебной ситуации:

а) частичная цель, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

б) содержание (задание);

в) средства и методы работы;

г) время;

д) место работы (учебный кабинет, мастерские и т.д.);

е) способы проверки результатов.

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является способом реализации деятельностного подхода.

        Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части окружающего мира типами формируемых умений),

меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приёмов.

4. Копилка педагогических ситуаций

Ситуация №1.

Описание

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой.  -Дима, а зачем тебе? Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить? 

Прогнозирование

В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т.к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда.

Решение
Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом . Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

Ситуация № 2.

Описание.

На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят. Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. 

Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.

Прогнозирование: психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение учителя в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учеников, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником(-ми).

Решение: учительница могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер. 

Найдите нестандартное решение стандартной ситуации:

Описание

Прогнозирование

Мой путь решения

Ученица 7 класса, сидящая на третьей парте у окна, умудряется что-то есть во время урока истории. Учитель этого не замечает. В тот момент, когда ученица только откусила очередной кусок булочки и не успела его прожевать, учительница вызывает ее. Девочка встает и молчит. Учительница повторяет вопрос. Та же реакция: ученица низко опускает голову и, краснея, продолжает молчать. 
Учительница начинает приходить в бешенство. С репликой на крике «Ты хоть что-нибудь можешь сказать?" сажает девочку, у которой уже на глаза наворачиваются слезы, и ставит в журнал двойку.

Найдите нестандартное решение стандартной ситуации

Описание

Прогнозирование

Мой путь решения

Занятие по биологии. Учительница, видя, что на ее урок пришли практиканты, сильно волнуется и вызывает детей, задавая им элементарные вопросы, ставя за даже неправильный ответ пять баллов. В итоге половина класса получила пятерки, почти ничего не делая на уроке.

Найдите нестандартное решение стандартной ситуации:

Описание

Прогнозирование

Мой путь решения

Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:- Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.

Найдите нестандартное решение стандартной ситуации:

Описание

Прогнозирование

Мой путь решения

В новом учебном году классу дали новую учительницу литературы. На одном из первых уроков, затронув интересный вопрос, ребята, перебивая друг друга, слегка повышая голос, начали дискуссию. Учительница сначала стояла у доски и просто смотрела на учеников, а потом произнесла: “Дети! да как же так можно! Мы же не на базаре!” Так как ее удивление и ужас были абсолютно искренни, класс замолчал. “Как так можно! Мы же с вами воспитанные люди!”. После этого она вызвала одного ученика для ответа на этот вопрос. Но интерес пропал, ответа не получилось, урок заканчивается в молчании.

Найдите нестандартное решение стандартной ситуации:

Описание

Прогнозирование

Мой путь решения

(9 класс)
Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.
На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся

Использованные Интернет-ресурсы:

http://www.interpedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=138&alt_menu=-1&page=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример нестандартного решения некоторой текстовой задачи школьного курса математики

Некоторые  текстовые задачи при решении у учащихся вызывают затруднения. На примере одной задачи я хочу показать нестандартное решение, которое может быть применено и к другим задачам, например, ...

Машинист локомотива- Охрана труда Действие ЛБ в нестандартных и аварийных ситуациях.

Машинист локомотива- Охрана труда  Действие ЛБ в нестандартных и аварийных ситуациях....

«Воспитание: вызовы времени, нестандартные решения, ситуация успеха».

Воспитание нового поколения – формирование личности одна из главных задача современного мира....

Нестандартное решение логарифмического неравенства. Помощь в подготовке к ЕГЭ.

Как известно,  ЕГЭ по Математике длится 235 минут, и чтобы распределить это время рационально на все задания, не помешало бы узнать короткие пути решения той или иной задачи. Так, на задача №14 ...

Современный урок физкультуры с нестандартными решениями в проведении

Современный урок физкультуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого реб...

Авторская программа элективного курса по математике «Нестандартное решение стандартных задач» для 9 класса

Данная программа направлена на предпрофильное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выбор...