Как организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ
консультация (11 класс) на тему

Бузыкина Надежда Николаевна

Консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ»

        Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на психологическую подготовку школьников к ЕГЭ И ГИА. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру», классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед экзаменами. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем  индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, «лидера-вдохновителя», обеспечивая прохождение каждого через все  эти позиции; создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к единому государственному экзамену рекомендуем специально разработанную систему взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) выступают: направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации; осуществление постоянной связи между субъектами данной системы; оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры; ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь должна быть нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, администрации Оренбургской области о проведении ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ЕГЭ и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение новой формы аттестации выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению ЕГЭ в регионе. Такого рода встречи ориентируют классного руководителя и на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками заключается в содействии организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах. Необходимо также отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами. Кроме того, классный руководитель может совместно с учителями-предметниками обсуждать и предлагать к планированию формы контроля, близкие к новой форме аттестации. Рекомендуем включить в план работы классного руководителя и организацию психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к единому государственному экзамену, а также собеседований с учителями-предметниками. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей-предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.

Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ЕГЭ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно ЕГЭ (имеется в виду определение предметов по выбору).
        
Как организовать учителю свою работу по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Работа учителя при повторении должна проходить в режиме объяснения.

2.    Учителю сначала самому необходимо показать образец  выполнения задания и образец рассуждений при выполнении  задания, а затем требовать этого от ученика.

3.    При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага.

4.    Требовать от учащихся ссылок на соответствующие правила,  формулы, законы, чтобы у учащихся формировались нужные  ассоциации.

5.    Следует заострить внимание на формулировании более точного,   чёткого и краткого ответа.

6.    Повторение следует организовать не сразу по всем темам, а по  отдельным вопросам содержания.

7.    Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы,  ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5»     нужно выполнить строго определённый объём заданий.

8.    Подготовку к единому государственному экзамену может  осуществить только специалист-предметник, хорошо знающий технологию проведения ЕГЭ.

         Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, учителям - предметникам.

Учителям-предметникам необходимо:

- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;

- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА и ЕГЭ