Тема: «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися»
консультация на тему

Бузыкина Надежда Николаевна

Материал для консультации с  учителями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_uchashchimisya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для учителей

Тема: «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися»

Цель: совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.

Сроки: сентябрь 2015 года

Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:         .

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. 

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. Во всех образовательных учреждениях страны введен  ФГОС.

Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.

Особое значение этот метод приобретает при работе с одаренными обучающимися.

Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.

Одаренность детей проявляется по следующим параметрам: выдающиеся способности, возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения. Это выражается в его интеллектуальных способностях, специфических способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении, высокой мотивации к достижению, незаурядной обучаемости.

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям.

Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А немецкий язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

Одаренные дети легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны в постановке сцен, креативны.

С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, они предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними надо применять индивидуальные и коллективные формы работы(парные, групповые, командные).

В плане развития социальной, как и коммуникативной компетенции, эффективно использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ.

При обучении одаренных детей необходимо использовать разнообразные образовательные методы, различные формы работы. Одаренные дети креативны, использовать и развивать творческие способности таких детей помогают следующие виды деятельности:

1. Использование ролевых игр

2. Привлечение учащихся к проектно-исследовательской работе

3. Технология дебатов и дискуссий, мини-конференции

4. Использование видеоматериалов

5. Индивидуальное чтение художественной литературы как средство

реализации воспитательных задач

6. Обучение реферированию

7. Обучение написанию сочинений

Создание портфолио – форма оценивания.

Использование метода портфолио позволяет осуществить мониторинг знаний, умений и отношений обучаемых на основе систематического и специального организованного сбора доказательств, свидетельствующих о прогрессе в определенной области.

Портфолио определяется как спланированное собрание работ учащегося, показывающих его развитие и достижения по изучаемому курсу.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность. Нельзя забывать, что от преподавателя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями иностранного языка, в том числе:

· информационными компьютерными технологиями

· коммуникативными методиками

· проектными и исследовательскими технологиями

· индивидуальным подходом к учащимся

Это позволяет преподавателю в значительной степени усилить мотивацию к учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.

Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

  • Олимпиады (на 3-этапах)
  • Интернет - олимпиады
  • Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе)
  • Фестивали
  • Конференции
  • Создание профильных групп и классов

Одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использования при их обучении активных методических технологий. Это станет гарантией того, что наделенные особенными способностями к изучению иностранных языков дети смогут использовать свой потенциал на полную мощность, и позволит раскрыть их лингвистические таланты.