Урок-сказка "Сельведь богатырь"
материал (5 класс) на тему

Конспект  к внеурочному занятию в 5-х классах "Сельведь богатырь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-yofks.selved-bogatyr.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ЁфКС. « Сельведь - богатырь.»

Задачи:

 образовательная – содафтомс иттнень мокшэрзятнень традицияснон мархта; тонафтомс цебярьста лувома;

познакомить учащихся с обычаями и традициями мордовского народа; научить выразительному чтению, отработать правильное произношение слов и лексических конструкций;

развивающая – развить внимание, память, мышление; умение работать с текстом; умение выделять главную мысль, делать выводы, обобщение;

воспитательная – прививать интерес к национальной культуре посредством мокшанского языка; воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Урокть молемац. (Ход урока.)

1.Организационнай моментсь. Организационный момент.        

- Шумбратада.

- Озада.

Сегодня занятие проведут Юлия Юрьевна и Анна Владимеровна.

Ребята а вы любите сказки?

Да мы любим.(ответы д

етей)

А какие сказки вы читали дома?

(Ответы детей)

А теперь мы с вами познакомимся с мордовскими наролными сказками.

И сейчас  мы с вами познакомимся со сказкой Атянина «Слеза Богатырь»

     

 Слайд №1:

 (Изучение новой темы)

 (сегодня на уроке мы, ребята, попадём в мордовскую сказку, которая познакомит вас с обычаями и традициями мордовского народа.)

  - Вы знаете,  у каждого народа есть своя культура, традиции и обычаи. Когда-то давным-давно у  эрзян и мокшан была другая вера - не христианская, которая существует в настоящее время, а языческая. Эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Сёла и деревни у мордовского народа располагались у реки, они занимались рыболовством.  Они очень любили  обрабатывать землю и  перед началом всех работ на поле проводили моления, поклонялись богам плодородия, например, по весне, перед тем как отправиться на поле сеять, люди молились Паксяве (богине Поля)(слайд), чтобы был хороший урожай. Кроме работ на полях они ещё держали  много домашних животных, ходили на охоту. И перед тем как отправиться в лес на охоту или  за дровами, люди молились Виряве (богине Леса), чтобы была удачной охота, и не было несчастных случаев.

Охотники специально собирались у костра и рассказывали Виряве сказки, если Виряве понравятся сказки, значит, охота будет удачной.

И так, ребята, мы сейчас познакомимся с содержанием сказки. Как называется наша сказка?

«Сельведь-богатырь».

А чтобы лучше понять  сказку, нам нужен ключ – это новые слова, которые вам надо запомнить.

2.  Словарная работа.

Паксява – богиня Полей  

Ведява – богиня Воды  

Вирява –богиня Леса  

Толава – богиня Огня  

Сисем  пряса  куй –Семиглавый Змей

Зиян, пичефкс – беда, горе

 Тор - меч

Ребята, что общего вы нашли в четырёх словах: Паксява, Ведява, Вирява, Толава?

Правильно, все они оканчиваются одинаково на –  ава,

А что означает слово «ава»?

Правильно, женщина, ведь в основном в мордовских сказках богинями являются женщины.

3.  Знакомство со сказкой.

Слайд №3

Молодцы, ребята, вы услышали самое главное. А в сказке говорится:      

 (Давно,  это было, очень давно.  Жили-были  в одной мокшанской деревне молодой мужчина Игнат и его жена Мария. Был у них сын, Лёса, а люди называли его Слеза- богатырь.

А то село располагалось на берегу реки. За рекой было поле, за полем – густой лес)

  (И так слушаем дальше.)

Слайд №4

(В то время, в ту деревню пришёл Семиглавый Змей. Большие беды принёс он жителям села. Стал воровать из сёл домашних животных, урожай, поджигал дома. Только этого ему было мало, стали исчезать красивые девушки.

Ребята кто пришел в село?(ответы детей)

А что он начал воровать из села??(ответы детей

 (Дети, хотите вы помочь Богатырю? Да, хотим. )

А что нам нужен чтобы убить змея??

(Ответы детей)Нам нужен меч

Правильно ребята

Ребята, с помощью чего делали люди меч?

(С помощью огня.)

Значит, куда направимся  с вами, к какой богине?

(богине Огня - Толаве).

  (А чтобы попасть богине Огня, надо пройти через поле, реку, лес).

 (Встаньте, дети, пошли) слайд (речёвка)

  (Мы идём, идём, идём, по дорожке мы идём, по горам идём, дошли мы до поля)

 (Дети, кто нас встретил здесь?) (Паксявась). Слайд №6

 (Поздороваемся с ней. Здравствуйте, Паксява!)

 (Паксяве, дети, надо показать наши знания). Давайте, дети, покажем, насколько мы сильны, чтобы помочь нашему герою.

Паксявась

Слышите, плеск воды?

И вот мы подошли к реке. (фонограмма плеск воды (Дети, это кто нас встречает?) Слайд №

 (Ведявась).

 (Поздороваемся с богиней Воды)

Слайд №11

А чтобы перейти нам на другой берег, надо исполнить задания Ведявы.

Она нам приготовила такие вопросы

1. Ребята а какие реки вы знаете в Мордовии??(Ответы детей)

 

 

  Ребята скажите как называют этих животных??? (ответы детей)

 Ребята а где живут они??(ответы детей)

Правильно ребята.мы с ними собрались в лес.А к кому??

Богиню леса.Слайд №12

 (Чтобы помочь Богатырю, нам надо показать свои знания Виряве.)

  Слайд № 8Отгадайте загадки.

1 Слайд № 9-14

 А) Зимой и летом одним цветом??  Ель

Б) Кода шуфтти мярьгихть, кона пяярди сирят?

В) Голова зеленая а низ белая. Береза .

 Слайд №15 

Дети, охраняйте лес. Не делайте в лесу костры.

А почему, как вы думаете?

(Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить.)

Но ведь огонь  нужен, чтобы сделать меч, поэтому мы идём к Толаве.

  (нам нужен меч, чтобы спасти  Светлую Алёнушку и других, которые в плену).

 Толавась. Слайд №17

Ребята, смотрите, Толава разожгла нам костёр, он пылает, и от него разлетаются разноцветные искры. Она просит назвать, какого цвета эти искры.

 Толавась.

1..(назовите, какого цвета искорки) Слайд №18  .Ответы детей??

Молодцы ребята. (Понравились богине Огня, она отдаёт Богатырю меч).

Слайд №19

 (Этим мечом сразил Богатырь Семиглавого Змея)

 -(Все вместе мы освободили Светлую Алёнушку и других пленников). Слайд №20

 (Долго и счастливо жили светлая Алёнушка и Слеза-богатырь).

 (на этом наша сказка закончилась).

   (Как закончилась наша сказка?Ответы детей.Хорошо.

4. Подведение итогов.

-(Теперь, ребята, что нового вы сегодня узнали, с какими героями сказки встретились?)

(Ответ учеников)

 (Назовите по-мокшански эти имена.)

слайд №21

- (Хорошо).

-  (посмотрим, правильно ли назвали имена богинь). Слайд №

Слайд №22-

(Ребята, ваши знания помогли Слеза-богатырю освободить всех пленных.

-   (Правильно)

 А самое главное, ребята, что мы сделали на этом уроке.

Сделали доброе дело. Я надеюсь, каждый из вас в жизни будет помогать другому человеку в беде. И тогда  жизнь будет добрее.

-Спасибо за внимание!!До свидания!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир богатырей

Турнир богатырей посвящен 23 февраля...

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Шишкин - лесной богатырь.

««Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой  хвойной шубой на плечах»,- сказал писатель Леонид Леонов. И действительно: испокон веков жизнь русских была связана с лесом. Из ле...

Подготовка к описанию репродукции Васнецова Й БогатыриЙ

Подготовка :Вступит. слово учителя о творчестве Васнецова. Рассматривание репродукции, описание образов...

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...