Главные вкладки

    Задания, предлагаемые учителем на занятиях с одарёнными детьми
    материал на тему

    Ульянова Мария Борисовна

    Работа с одарёнными детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zadaniyadlya_odaryonnyh_detey.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задания, предлагаемые учителем на занятиях

    Раздел «Фонетика и орфография».

    1. Расставьте ударения в словах:

    Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.

    2. На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?

    А) Она рабыня и царица,

    Она работница и дочь.

    Она обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь.

    Б) Бороться с мраком и дождем,

    Страдальцев участь разделяя,

    О как безумно за окном

    Бушует ветер, изнывая!

    3. Какие фонетические средства использует автор для создания
    художественного образа, настроения в стихотворении?

    Терек воет, дик и злобен.

    Меж утесистых громад.

    Буре плач его подобен.

    Слезы брызгами летят

    Но по степи разбегаясь.

    Он лукавый принял вид

    И, приветливо ласкаясь,

    Морю Каспию журчит.

    М. Ю. Лермонтов.

    4. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
    [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
    [а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
    [а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
    [с] Через поле и лесок подаётся голосок.

    5. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
    Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

    6. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете. 
    Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
    Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
    Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит, 
    А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?
    Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

    7. Каким фонетическим признаком объединены слова?
    Голубь, сыроежка, морковь, берег.
    Сборы, молотьба, отдать.

    Раздел «Лексикология и этимология».

    1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?

    Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

    Не сель Минервы Росской храм?

    На сель Элизиум полнощный.

    Прекрасный Царско-сельский сад.

    Где, льва сразив, почил орел России мощной

    На лоне мира и отрад?

    Увы! Промчалися те времена златые

    Когда под скипетром великия жены

    Венчалась славою счастливая Россия.

    Цветя под кровом тишины!

    А. С. Пушкин

    2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

    их вид. Какова их стилистическая нагрузка?

    К тому же они так непорочны.

    Так величавы, так умны.

    Так благочестия полны.

    Так осмотрительны, гак точны.

    Так непреступны для мужчин.

    Что вид их уже рождает сплин.

    А.С.Пушкин

    3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.

    Прошло сто лет, и юный град,

    Полнощных стран краса и диво,

    Из тьмы лесов, из топи блад

    Вознесся пышно, горделиво.

    А.С.Пушкин

    4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?

    Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

    5. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом. 
    Внутренняя сторона кисти руки - ... .
    Изображение человека на картине или фотографии - ... .
    Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... . 
    Тот, кто работает в шахте - ... . 
    Место на реке, где её можно перейти - ... .
    Асфальтированная дорога - ... . 


    6. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
    Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

    7. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

    8. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
    а) огонь, осень, пламя;
    б) алфавит, чистописание, азбука;
    в) шалун, конница, кавалерия;
    г) бросать, кидать, прыгать;
    д) буран, дождь, пурга.

    9. Замените одним словом фразеологизмы.
    Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.

    Раздел «Словообразование».

    1. Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.

    Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о

    нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.

    2. Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.

    Сошлись – разойтись

    3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования?  Приведите примеры слов из современного русского языка  с аналогичным историческим чередованием  корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

    4. Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…)?

    За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

    5. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

    Раздел «Морфология».

    1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.

    Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.

    2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.

    3. Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.

    Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.

    4. Определите род имен существительных.
    Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

    5. Почему все эти слова объединили в одну группу?
    Онтарио, пальто, какао, пенсне.

    6. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

    Раздел «Синтаксис».

    1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.

    а) А у нас тишь да гладь.

    Божья .благодать.

    А у нас - светлых глаз

    Нет приказу подымать

    А.Ахматова.

    б) Когда б не смутное влеченье

    Чего-то жаждущей души.

    Я здесь остался б - наслажденье

    Вкушать в неведомой тиши. . .

    А.С. Пушкин.

    2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.

    А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

    6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?

    в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

    3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.

    а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.

    6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.

    в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.

    г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.

    4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.

    а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.

    б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,

    в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.

    5.Прочитайте текст, выполните задания.

    Старина. Старина- как сердцевина в дереве. Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.

    Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.

    Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.

    Задания к тексту.

    1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;

    2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

    3.Закончите текст (напишите вывод).

    Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста.

    8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?

    Алый бархат вечереет,

    Жаждет зелень, и июль

    Горделиво дремлют ели,

    Колыбельной лаской млеет.

    (В.Брюсов)

    Литература.

    1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)

    2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)

    3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

    Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

    Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

    Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...

    План работы с одарёнными детьми учителя информатики

    Подробный план работы с одарёнными детьми...

    Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

    МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

    Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

    Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

    план работы учителя иностранного языка с одарёнными детьми на 2017-2018 учеб. год.

    план работы учителя иностранного языка с одарёнными детьми...

    Статья "Качества необходимые учителю для работы с одарёнными детьми"

    В буклеты описываются методические рекомендации по работе  с одаренными детьми в школе, проблемы адаптации учащихся....