Эссе
материал на тему
Предварительный просмотр:
Гатаповой Оксаны Баторовны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Баянгольская СОШ».
Эссе "Я - учитель"
... Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стала моя мама Надежда Цыдыповна Хандажапова - учитель русского языка и литературы. Я с детства любила изображать учителя. Все мои игры были связаны со школой: проверка тетрадей, заполнение журнала, попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам, а затем и подругам). Я видела, как любят и уважают ее ученики, родители, коллеги по работе. Мама открыла мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Ее ученики всегда "обитались" у нас дома: то они стряпают к очередному мероприятию, то они выпускают какую-то газету, то они что-то пишут (видимо, занимались дополнительно). Она не «работала с детьми», а жила с ними, делила радости и печали, взлеты и падения, не допускала фальши в отношениях. Вот и мне по наследству передалась ее профессия... После окончания школы стала работать старшей пионервожатой в своей школе.
Так сложились жизненные обстоятельства, что я держа в руках диплом о высшем образовании осталась в городе и не знала в чем себя реализовать. Мне казалось, что от работы я должна что-то получать и постоянно развиваться. Всегда мечтала, чтобы мое дело было интересным и мотивировало бы меня на постоянное самосовершенствование. Мне как энергичному человеку хотелось нового, совершенно неизведанного, мне крайне необходим был постоянный расход внутренней энергии – эмоций, любви, таланта, поэтому я училась, переучивалась. Но я не нашла пищи для ума и сердца и пришла к выводу, что те профессии, которыми я овладела, меня всесторонне не развивают как человека, не дают мне возможности развиваться духовно, а профессия учителя, несомненно, обладает этими качествами!
Первые шаги к постижению педагогического мастерства были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей. Моими учениками были ребята 14-17 лет, мальчики, которые хотели овладеть профессией железнодорожников. Но мне очень повезло. В моей жизни появились учителя- мастера своего дела, на которых хотелось и хочется равняться. Они подарили мне возможность почувствовать и раскрыть иной мир. Но так уж получилось, что хочется сказать словами Елены Руль:
Уголки нашей Родины малой
Нас к себе очень часто влекут...
И в очередной раз судьба круто повернула мою жизнь, подарила мне шанс вернуться в родную школу учителем начальных классов. Подготовительный класс?!
И вот я в родной школе, среди прекрасных учителей начальных классов, которые меня поддержали, помогают советом. Многому пришлось научиться, многое пережить. В первый год работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это мне, взрослой, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Мне пришлось спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить новое восхождение. Только спокойное и осмысленное восхождение может открыть порой неизведанные горизонты. И отсюда мой первый педагогический принцип: спокойствие.
Благодаря новым образовательным стандартам появилась возможность максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка, а также реализовать свой. И считаю, что отношение к миру младшего школьника, выраженное в «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», должно смениться параметрами «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю». Ведь каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему и нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в себя и в свои возможности. Помочь поверить в себя. Учитель прежде всего добрый советчик и наставник, ведь сколько секретов таится в детских сердечках – и многие из них известны только учителю. Становится очень хорошо на душе, когда случайно называют «мамой», и ребенок подходит и делится своими тайнами или проблемами, значит, я вызываю доверие у маленького человечка, он мне верит. Вера - это мой второй принцип.
Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем ожидать безупречного поведения, ведь они тоже маленькие люди. А самое главное, учителю надо самому учиться быть счастливым и искренним. У такого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они искренни, они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Главное понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. В сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпрепровождение. И моя задача, как педагога, сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью. Это третий принцип.
Когда я вхожу в класс, сразу окунаюсь в бездонное море широко распахнутых и доверчивых глаз моих маленьких собеседников, которые с тайной надеждой ждут новых, интересных и увлекательных открытий. Я не могла допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование, и стала работать над тем, как им преподнести сухой программный материал. Он должен стать волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. А ключ к знаниям – это интерес, который необходимо поддерживать в детях. И я всегда живу с надеждой на то, чтоб ребенок, уходя домой, желал вновь встретиться со мной. Каждый день ребенок должен уходить с победой. Один решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. И если мои ребятишки работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и с нетерпением ждут завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда. Они надеются на меня, что я в очередной раз смогу увлечь их своими предметами. Надежда - мой четвертый принцип.
Коль скоро судьба дала мне счастье быть учителем начальных классов, то и в этом учебном году дали мне часы русского языка и литературы в 5-6 классах. Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: «Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. И быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам. Ведь …Учитель – творитель и в слове всего три слога.
Не так уж и много, А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать! Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать! Уменье учить!
Уменье творить! Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога. Но как это много!...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...